г. Казань |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А06-1817/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2015 (судья Сорокин Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного судья от 25.08.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-1817/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Отвозим точка ком" (ОГРН 1093017000010, ИНН 3017058780) г. Астрахань, к Астраханской таможне (ИНН 3017003414, ОГРН 1033001700159), г. Астрахань, о признании недействительными требования от 12.01.2015 N 2/1, требования от 12.01.2015 N 4/1.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Отвозим точка ком" (далее - заявитель, ООО "Отвозим точка ком", общество) с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными требований Астраханской таможни (далее - таможенный орган) об уплате таможенных платежей от 12.01.2015 N 2/1, от 12.01.2015 N 4/1 в части начисления и взыскания пени.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2015 требования ООО "Отвозим точка ком" удовлетворены. Суд признал требования Астраханской таможни об уплате таможенных платежей от 12.01.2015 N 2/1, N 4/1 в части начисления и взыскания пени недействительными.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного судья от 25.08.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Астраханская таможня обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного судья от 25.08.2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать в полном объеме.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 09.01.2013 между таможенным представителем ООО "Отвозим точка ком" (Представитель) и ООО "Асбаг" (Клиент) заключен договор N 13-008, по условиям которого Представитель совершает от имени Клиента таможенные операции в отношении товаров, декларантом которых в соответствии с действующим законодательством России и Таможенного союза является Клиент, и представляет его интересы в таможенных органах, а также оказывает консультационные услуги по таможенному оформлению.
ООО "Отвозим точка ком" произведено таможенное оформление товара по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10311020/070213/0000482, N 10311020/040313/0000916.
По результатам проверки представленных обществом документов Астраханской таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товаров от 08.02.2013, от 05.03.2013, в соответствии с которыми уплате подлежали дополнительно начисленные таможенные платежи в сумме 111 006 руб. 72 коп. (ДТ N 10311020/070213/0000482), в сумме 251 083 руб. 11 коп. (ДТ N 10311020/040313/0000916).
Денежные средства уплачены ООО "Асбаг" в счет причитающихся таможенных платежей в соответствии с требованиями статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), что подтверждается штампом в декларациях на товары "выпуск разрешен", платежными документами, указанными в графе 47 ДТ, а также документом контроля таможенных платежей (ДК-1).
После уплаты таможенных платежей, дополнительно начисленных в результате корректировки таможенной стоимости, товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Астраханской таможней приняты решения от 05.08.2013 N 10311000/050813/55, N 10311000/050813/53 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Астраханского таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10311020/070213/0000482, N 10311020/040313/0000916.
По результатам таможенного контроля после выпуска товаров таможенным органом приняты решения от 03.12.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по вышеназванным ДТ, в связи с чем выставлены требования от 12.01.2015 N 2/1, N 4/1 об уплате пеней (с учетом проведенного зачета излишне уплаченных ООО "Асбаг" таможенных пошлин и принятых 19.02.2012 решений о взыскании денежных средств в бесспорном порядке N 4, N 5) в размере 20 977 руб. 22 коп. за период с 09.02.2013 по 19.02.2015 (ДТ N 10311020/070213/0000482), 46 650 руб. 25 коп. за период с 06.03.2013 по 19.02.2015 (ДТ N 10311020/040313/0000916).
ООО "Отвозим точка ком", полагая, что требования Астраханской таможни об уплате пени являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая настоящий спор, суды установили, что таможенные платежи, уплаченные ООО "Асбаг" при первоначальной корректировке таможенной стоимости, после отмены решений таможенного органа декларанту не возвращались, т.е. являлись излишне уплаченными, и пришли к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для начисления пени и выставления требований
Суд кассационной инстанции находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 91 ТК ТС при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный ТК ТС срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
Из положений статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ) следует, что начисление пени возможно только в случае наличия у декларанта действительной задолженности перед бюджетом по уплате конкретного таможенного платежа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.
В силу пункта 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под таможенной пошлиной согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 4 ТК ТС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу, под налогом - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 5 постановления от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пеня носит компенсационный характер как платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок.
Поскольку налог и таможенная пошлина имеют одну правовую природу, суды обоснованно применили указанные правовые позиции.
Судами установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что таможенные платежи, исчисленные по ДТ N 10311020/070213/0000482, N 10311020/040313/0000916, уплачены декларантом - ООО "Асбаг".
К моменту выпуска товаров по указанным ДТ, то есть к моменту окончания срока уплаты таможенных платежей, таможенный орган располагал денежными средствами, равными сумме подлежащих уплате таможенных платежей, внесенными в том числе по заполненной декларантом форме корректировки таможенной стоимости (КТС).
После принятия Астраханской таможней решений от 05.08.2013 N 10311000/050813/55, N 10311000/050813/53 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Астраханского таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10311020/070213/0000482, N 10311020/040313/0000916, ООО "Асбаг" в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин не обращалось.
Таким образом, после отмены Астраханской таможней решений о корректировке таможенной стоимости, у ООО "Асбаг" образовалась переплата по таможенным платежам, которая впоследствии была зачтена таможенным органом в счет уплаты таможенных платежей после принятия решений от 03.12.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов о том, что наличие у декларанта переплаты по таможенным платежам, превышающей сумму подлежащих уплате таможенных платежей, не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом по уплате конкретного таможенного платежа, что, в свою очередь, исключает возможность начисления пени в качестве компенсации потерь государственной казны в результате неуплаты таможенного платежа в срок.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требования ООО "Отвозим точка ком" и признали требования таможенного органа от 12.01.2015 N 2/1, от 12.01.2015 N 4/1 в части начисления пени недействительными.
Доводам таможни об отсутствии права на самостоятельный зачет излишне уплаченных таможенных платежей, была дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 02.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного судья от 25.08.2015 по делу N А06-1817/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 5 постановления от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пеня носит компенсационный характер как платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф06-3819/15 по делу N А06-1817/2015