г. Казань |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А06-428/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Чагаровой А.Ш. (доверенность от 30.12.2014),
ответчика - Нургалиева Т.Р. (доверенность от 12.01.2015),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2015 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А06-428/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК", г. Астрахань (ОГРН 1093460001095, ИНН 3445111945) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании недействительными решения и предписания от 16.12.2014 по делу N 87-К-03-14, с участием в качестве третьего лица Пузиновского Дениса Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, Управление, антимонопольный орган) от 16.12.2014 по делу N 87-К-03-14.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пузиновский Денис Владимирович.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства и им были соблюдены требования законодательства о порядке ценообразования, не предусматривающего порядок применения двухкомпонентного тарифа.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Астраханской области возражает против доводов общества и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, в УФАС по Астраханской области поступило обращение Пузиновского Д.В. о нарушении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" порядка начисления платы за потребленную с марта по июнь 2014 года горячую воду.
По результатам рассмотрения указанного обращения 16.12.2014 Управлением вынесено решение по делу N 87-К-03-14, которым действия ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", совершенные на рынке услуг по передаче тепловой энергии на территории, охваченной присоединенной сетью ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахань, выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при определении стоимости потребленной собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Зеленая, д. 1, корп. 4, кв. 100, горячей воды, указанной в платежных документах, выставленных ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" Пузиновскому Д.В. в марте, апреле, мае и июне 2014 года, признаны нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения 16.12.2014 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" выдано предписание, которым на общество возложена обязанность в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения предписания произвести собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Зеленая, д. 1, корп. 4, кв. 100, перерасчет суммы, указанной в платежных документах, выставленных ему обществом в марте, апреле, мае и июне 2014 года; в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения предписания сообщить в УФАС по Астраханской области о его исполнении, представив подтверждающие документы.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, считая, что начисление платы за услугу горячего водоснабжения производилось в соответствии с действующим законодательством, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о законности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа, поскольку, порядок, примененный обществом при определении платы за горячее водоснабжение, не соответствует требованиям Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.
При рассмотрении спора судами установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" приказом Федеральной службы по тарифам от 26.01.2012 N 28-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером 34.1.54 и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии на территории, охваченной присоединенной сетью ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахань.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются в установленных законом случаях.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, а так же порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктами 36, 37 Правил N 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте РФ принято решение об установлении такой социальной нормы. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 38 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
При рассмотрении спора судебными инстанциями установлено, что Пузиновскому Д.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Зеленая, д. 1, корп. 4, кв. 100, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 19.12.2013 N 30-АА 964078.
Указанное жилое помещение оснащено индивидуальным прибором учета горячей воды, о чем свидетельствует акт допуска индивидуального прибора учета горячей воды в эксплуатацию от 23.12.2013 N 90020348.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в период с марта по июнь 2014 года выставило собственнику жилого помещения Пузиновскому Д.В. платежные документы N 5 707 295, N 5 902 610, N 6 063 593 и N 6 220 697.
Пузиновский Д.В. оплатил суммы, указанные в вышеназванных платежных документах, и обратился в УФАС по Астраханской области о нарушении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" порядка начисления платы за потребленную с марта по июнь 2014 года горячую воду.
В ходе рассмотрения данного обращения УФАС по Астраханской области письмом от 07.07.2014 N 03/8445 запросило у общества расчет стоимости услуги по поставке горячей воды, указанной в квитанциях N 5 707 295, N 5 902 610, N 6 063 593 и N 6 220 697, отдельно по каждой квитанции.
Письмом от 17.07.2014 N 03-01юр/183 общество сообщило, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Зеленая, д. 1, корп. 4, оснащен общедомовым прибором учета, соответственно, стоимость услуги горячего водоснабжения определяется по формуле: значение теплосодержания * стоимость 1 Гкал + компонент на теплоноситель = стоимость 1 куб. метра горячей воды. Также общество сообщило, что при определении объема поставленной горячей воды в вышеуказанный многоквартирный дом оно руководствовалось пунктами 40, 44 Правил N 354, приложением N 2 к Правилам N 354, разделом I пункта 22 Правил N 354.
Стоимость услуги горячего водоснабжения обществом рассчитана исходя из тарифов, утвержденных Службой по тарифам Астраханской области, а именно:
- 1 299,36 руб./Гкал (цена за 1 Гкал с 01.07.2013), стоимость утверждена постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 13.12.2013 N 193 (далее - Постановление N 193);
- 26,51 руб./куб.м (компонент на теплоноситель для открытой системы), стоимость утверждена постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 17.12.2013 N 217.
Согласно срочным донесениям за март 2014 года, собственники жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Зеленая, д. 1, корп. 4, потребили 55,4 Гкал и 462,3 куб.м горячей воды, за апрель - 57,84 Гкал и 462,91 куб.м горячей воды, за май - 42,34 Гкал и 346,87 куб.м горячей воды.
Исходя из полученных данных, произведен расчет стоимости 1 куб.м горячей воды, поставленной в спорное жилое помещение: в марте 2014 года - 182,22 руб., в апреле 2014 года - 188,86 руб., в мае 2014 года - 185,12 руб. и в июне - 183,15 руб.
На основании установленных обстоятельств, суды пришли к выводу, что ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК при расчете платы за горячее водоснабжение самостоятельно вывело величину количества тепловой энергии, необходимой для подогрева холодной воды, исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учета, что противоречит пункту 42 Правил N 354.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее Основы ценообразования), предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Как следует из пункта 48 Основ ценообразования, компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
В период выставления платежных документов (март, апрель, май, июнь 2014 года) для ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" действовали тарифы, утвержденные постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 17.12.2013 N 217.
Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 20.05.2013 N 17-п утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды для населения, проживающего в многоквартирных домах и жилых домах на территории муниципального образования "Город Астрахань", в соответствии с которыми норматив потребления горячей воды, затраченной на общедомовые нужды для населения, проживающего в многоквартирных домах с водопроводом, канализацией, ванной и горячим водоснабжением составляет 0,02 куб. на 1 кв.м общей площади, входящей в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354 (пункт 44 Правил N 354).
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" для домов, оснащенных общедомовыми приборами учета, количество тепловой энергии, необходимой на подогрев холодной воды, определяло по формуле: объем тепловой энергии Гкал, определенной по показаниям общедомового прибора учета / объем теплоносителя, определенный по показаниям общедомового прибора учета.
Исходя из полученных данных, количество тепловой энергии, необходимой на подогрев холодной воды в спорном многоквартирном доме составило: в марте 2014 года - 0,1198 Гкал (55,4 : 462,3), в апреле 2014 года - 0,1249 Гкал (57,84 : 462,91), в мае 2014 года - 0,1220 Гкал (42,34 : 346,867).
Таким образом, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" самостоятельно определило количество тепловой энергии, необходимой на подогрев холодной воды. То есть заявителем при расчете платы за горячую воду определялось расчетное количество тепловой энергии, расходуемой на нагрев 1 куб.м холодной воды.
Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что обществом допущено нарушение установленного порядка ценообразования. Примененный заявителем расчет платы за горячее водоснабжение не соответствует части 2 статьи 157 ЖК РФ, пунктам 42, 44 Правил N 354, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность предъявлять плату за коммунальные услуги, полученную с применением расчетного метода, отличного от установленного двухкомпонентного тарифа.
Доказательств того, что заявителем своевременно предпринимались меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, доказательств обращения общества в орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также доказательств отсутствия у ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" возможности соблюдения требований законодательства о порядке ценообразования в материалах дела не имеется.
Довод заявителя о том, что в рассматриваемом периоде норматив тепловой энергии, необходимой для подогрева холодной воды при двухкомпонентном тарифе, для расчета платы за горячее водоснабжение не был установлен, обоснованно не был принят судом апелляционной инстанции, поскольку начисление платы за горячее водоснабжение с использованием двухкомпонентного тарифа не может быть произвольным.
При данных обстоятельствах, по результатам проверки антимонопольный орган правомерно пришел к выводу, что общество нарушило порядок определения стоимости потребленной собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Зеленая, д. 1, корп. 4, кв. 100, горячей воды в период с марта по июнь 2014 года, что в нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции привело к ущемлению интересов Пузиновского Д.В.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 по делу N А06-428/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что обществом допущено нарушение установленного порядка ценообразования. Примененный заявителем расчет платы за горячее водоснабжение не соответствует части 2 статьи 157 ЖК РФ, пунктам 42, 44 Правил N 354, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность предъявлять плату за коммунальные услуги, полученную с применением расчетного метода, отличного от установленного двухкомпонентного тарифа.
...
При данных обстоятельствах, по результатам проверки антимонопольный орган правомерно пришел к выводу, что общество нарушило порядок определения стоимости потребленной собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Зеленая, д. 1, корп. 4, кв. 100, горячей воды в период с марта по июнь 2014 года, что в нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции привело к ущемлению интересов Пузиновского Д.В."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 декабря 2015 г. N Ф06-3467/15 по делу N А06-428/2015
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3467/15
28.08.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7342/15
28.07.2015 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-428/15
27.05.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-428/15