г. Казань |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А55-13456/2014 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
истца - Коган В.Е. (доверенность от 01.03.2015 без номера),
ответчика (администрации Кировского района г.о. Самара)- Громовой К.Б. (доверенность от 22.06.2015 N 01-6-06/3118),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации городского округа Самара и общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2015 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 (председательствующий судья Корнилова А.Б., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу N А55-13456/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" к городскому округу Самара в лице администрации г.о. Самара, Департаменту финансов администрации г.о. Самара, Департаменту потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, администрации Кировского района г.о. Самара о взыскании 3 278 986 руб. 03 коп. ущерба, с участием третьего лица: Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (далее - истец, ООО "Поволжские торговые ряды") обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к ответчикам - Городскому округу Самара в лице администрации г.о. Самара, Департаменту финансов администрации г.о. Самара, Департаменту потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, администрации Кировского района г.о. Самара о солидарном взыскании за счет казны г.о. Самара 4 160 000 руб. - ущерба, а также расходов по оплате экспертизы.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015, заявленные требования удовлетворены частично. С городского округа Самара за счет казны городского округа Самара в пользу истца взыскано 2 909 000 руб. убытков, а также расходы за производство экспертизы 25 360 руб. 60 коп.
В удовлетворении остальной части иска было отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация городского округа Самара и общество с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационных жалобах.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2013 по делу N А55-24325/2013 были признаны незаконными действия Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара и администрации Кировского района г.о. Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" торгового павильона, располагавшегося по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр. Кирова.
Указанный торговый павильон был возведен истцом за счет собственных средств в 2009 году, что подтверждается предоставленными документами, в том числе договором подряда, авансовыми отчетами, приходными и расходными кассовыми ордерами, договорами займа, расписками, бухгалтерской отчетностью, материалами инвентаризации за 2012 год., другими документами. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 на администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов.
Как считает истец, в связи с вышеуказанными незаконными действиями, у него возникли убытки в виде реального ущерба - размера стоимости демонтированного и вывезенного павильона.
В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области (решение Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 (ред. от 24.06.2010) именно администрация городского округа Самара осуществляет исполнение бюджета городского округа Самара (статья 25 Устава городского округа Самара Самарской области). Таким образом, согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возникшие у него убытки, истец просит возместить за счет казны городского округа Самара.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 12, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и правомерно исходили из следующего.
Из материалов арбитражного дела усматривается, что действия администрации Кировского района г. Самары и Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" объекта, а именно - листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков, признаны незаконными как не соответствующие требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара.
На администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", возвратив ему листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков.
В остальной части - в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 суд апелляционной инстанции изменил решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 по делу N А55-24325/2013 в части обязания администрации Кировского района городского округа Самара и Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара совершить определённые действия по возврату листов профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставен с козырьком, 6 козырьков.
На администрацию Кировского района городского округа Самара и Департамент потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов.
В остальной части Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2014 по делу N А55-24325/2013 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2014 по делу N А55-24325/2013 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 оставлено без изменения.
Суды установили, что представленные в материалы арбитражного дела обществом доказательства: схема расположения торговых объектов, план секции А модуля N 1, план секции А модуля N 2, План секции А модуля N 3, План секции А модуля N 4, План секции В модуля N 1, План секции В модуля N 2, Авансовый отчет от 06.07.09 N 18 с приложениями, Авансовый отчет от 07.07.09 N 19 с приложениями, авансовые отчеты с приложениями, договор подряда от 29.06.09, Приложение N 1 к договору подряда - смета, расписки, РКО и ПКО, договоры долгосрочного займа N 1-36, бухгалтерский баланс за 2009 год, отчет о прибылях и убытках за 2009 год, приказ о проведении инвентаризации от 21.12.12 N 15, инвентаризационная опись основных средств от 24.12.12 N 1 подтверждают факт несения заявителем расходов по возведению торговых павильонов по вышеуказанному адресу.
Всего в торговом павильоне было 16 отдельных торговых объектов, каждый из них сдан предпринимателям в аренду, что подтверждено договорами предоставления торгового павильона от 01.07.2013.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 22.07.2009 N РД-180 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях ул. Ставропольской и пр. Кирова в Кировском районе г. Самары под установку временного павильона ООО "Поволжские торговые ряды".
Администрация Кировского района г. Самары письмом от 20.10.2009 N 09-23/4697 сообщило директору ООО "Поволжские торговые ряды" о согласовании места размещения временной контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов от торговых точек по адресу г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр. Кирова.
В материалах дела отсутствуют доказательства оформления правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок под рассматриваемыми торговыми павильонами по вышеуказанному адресу, что подтверждено отзывом Министерства имущественных отношений Самарской области и приложенными к нему доказательствами, из которых усматривается, что 19.05.2009 ООО "Поволжские торговые ряды" обратилось с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по вышеназванному адресу, площадью 146,90 кв. м, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Главным управлением организации торгов Самарской области 20.05.2010 проведен аукцион, по результатам которого составлен протокол об итогах аукциона, в соответствии с которым аукционной комиссией допущены к аукциону ООО "Поволжские торговые ряды" и общество с ограниченной ответственностью "Адмирал".
В Министерство имущественных отношений Самарской области 25.05.2010 поступило заявление ООО "Поволжские торговые ряды" об отказе заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0229002:511.
ООО "Поволжские торговые ряды" повторно обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду земельного участка, положенного по адресу: г. Самара, в красных линиях по вышеназванному адресу, площадью 146,90 кв. м, под установку именного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74) письмом от 27.11.2013 N 12-2/3032/2013 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало ООО "Поволжские торговые ряды" в предоставлении земельного указанного участка.
Следовательно, рассматриваемый объект является самовольно установленным нестационарным объектом потребительского рынка в смысле, определенном пунктом 1.3 Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 19.10.2011 N 1282. Собственник указанного объекта был достоверно известен администрации Кировского района г. Самары.
Данный Регламент определяет порядок действий администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Из заявления ООО "Поволжские торговые ряды" следует что, 29.10.2013 начат демонтаж принадлежащего ему объекта, 05.11.2013 разобранные объекты были вывезены.
Регламентом предусмотрено составление акта о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка (пункт 2.4), направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.6), публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Пункты 2.1, 2.3, 2.4 Регламента определяют, что работу по выявлению незаконно установленных объектов проводит администрация городского округа Самара через свои территориальные органы, в лице администраций соответствующих районов. Выявление объектов осуществляется должностными лицами администрации соответствующего района городского округа Самара в процессе обследований территории соответствующего района городского округа, проводимых ежедневно в соответствии с их полномочиями.
В процессе обследования территории района городского округа специалистами администрации Кировского района выявлена торговая деятельность индивидуальных предпринимателей, занимающих торговые павильоны, расположенные по вышеуказанному адресу. Документов, подтверждающих законность занятия земельного участка, специалистам администрации района представлено не было.
Согласно письму Министерство имущественных отношений Самарской от 21.06.2013 N 12/7899, по состоянию на 07.06.2013 решений о предоставлении в аренду земельного участка по вышеназванному адресу не принималось, соответствующие договоры не заключались.
По факту проверки составлены акты о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка от 21.12.2012 N 244-267.
Специалистами администрации района 16.10.2013 арендаторам торговых павильонов, расположенных по вышеуказанному адресу, были вручены уведомления о необходимости предоставить в администрацию района правоустанавливающие документы на занимаемый земельный участок либо устранить нарушения закона путем демонтажа незаконно установленного объекта в срок до 21.10.2013.
Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара, администрация Кировского района г.о. Самара 29.10.2013 начали демонтаж торговых павильонов, что подтверждается письмом от 01.11.2013 N 01-6-12/5311 в котором заместитель главы администрации Кировского района Сафронов В.В. указывает на то, что Департаментом потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара "организованы работы по демонтажу самовольно установленных временных объектов".
Факт разбора и вывоза Департаментом потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара и администрацией Кировского района г.о. Самара отражен также в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.11.2013, где указано следующее: "29.10.2013 сотрудник Департамента потребительского рынка и администрации г.о. Самара Ильин Д.С. с разнорабочим без постановления суда и других юридических документов стал производить демонтаж торгового объекта на пересечении ул. пр. Кирова-Ставропольская, 29.10.13 Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара в лице Ильина Д.С. с сотрудниками администрации Кировского района г.о. Самара, с сотрудниками полиции обеспечивающими охрану общественного порядка были начаты мероприятия направленные на освобождение самовольно возведенных павильонов".
Вместе с тем, в имеющемся в деле протоколом осмотра места происшествия от 05.11.2013, зафиксировано, что на указанную дату торговые павильоны были частично разобраны, листы профнастила 4Х1 м в количестве 30 штук, 4 роллставни с козырьком, 6 козырьков демонтированы, погружены в автомобиль Газель и направлены на штрафстоянку Димитрова, 1А. Что подтверждается показаниями свидетелей Туляковой С.В., Бекасова О.П.
Пунктом 2.6 регламента предусмотрено направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта, публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Пункт 3.1 Регламента предусматривает, что вывоз самовольно установленных нестационарных Объектов потребительского рынка осуществляется лицом, незаконно его установившим, собственными силами и за счет собственных средств. Принудительный вывоз самовольно установленного Объекта осуществляется на основании решения суда в порядке, определенном действующим законодательством. В рамках административного производства (статья 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в целях пресечения административного правонарушения Объект может быть изъят уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2).
Доказательства того, что Департамент и администрация действовали на основании соответствующего решения суда либо имелось соответствующее дело об административном правонарушении, не имеется
Установленный обществу срок для самостоятельного вывоза торговых павильонов до 21.10.2013 (за 4 дня), также нельзя признать достаточным, разумным и соответствующим требованиям рассматриваемого регламента, поскольку, в частности, пункты 2.6 и 2.7 Регламента, определяющие порядок проведения работы по выявлению владельца объекта, устанавливают, что при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект, администрацией городского округа Самара в средствах массовой информации публикуется обращение с предложением о добровольном вывозе объекта в месячный срок со дня опубликования настоящего обращения его владельцем или явиться в администрацию соответствующего района для выяснения правомерности установки объекта, а также соответствующая информация размещается на объекте.
Указанный месячный срок (минимально) должен применяться и в случае вывоза объекта самостоятельно лицом, его установившим.
Из материалов арбитражного дела усматривается, что по делу доказан факт незаконных действий Департамента и администрации по демонтажу и вывозу объектов, принадлежащих обществу, однако не доказан факт вывоза количества объектов и количества наименований элементов объектов, на администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара обоснованно возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов, путём восстановления и приведения демонтированных объектов в первоначальное состояние. В дальнейшем демонтаж и снос указанных объектов должен быть произведён в соответствии с указанным Регламентом, определяющем порядок действий администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара.
Департамент потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара 26.09.2014 обратился с заявлением о разъяснении порядка и способа исполнения постановления апелляционной инстанции от 06.05.2014.
Администрация Кировского района городского округа Самара 02.10.2014 обратилась с заявлением о разъяснении порядка и способа исполнения постановления, а именно: в какой части администрация района должна выполнить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014.
В заявлении указывалось на то, что каких - либо работ по разбору и вывозу самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка администрация проводить не могла, поскольку бюджетом городского округа Самара денежные средства для заключения муниципальных контрактов на проведение данного вида работ заложены в смету расходов только Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара, а не администраций районов, а также на то, что исполнение постановления от 06.05.2014 об устранении нарушений прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды" по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов, администрацией Кировского района не представляется возможным.
Определением от 26.12.2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд удовлетворил заявления Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 26.09.2014 и администрации Кировского района городского округа Самара от 02.10.2014 о разъяснении постановления апелляционной инстанции от 06.05.2014 по делу N А55-24325/2013.
Департаменту потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 26.09.2014 и администрации Кировского района городского округа Самара постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 в разъяснено в части исполнения возложенной на них обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов.
В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу N А55-24325/2013, апелляционный суд указал, что материалами дела доказан факт незаконных действий Департамента и администрации по демонтажу и вывозу объектов, принадлежащих обществу, однако не доказан факт вывоза количества объектов и количества наименований элементов объектов, на администрацию Кировского района г. Самары и Департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов, путём восстановления и приведения демонтированных объектов в первоначальное состояние.
Регламентом, утверждённым постановлением администрации городского округа Самара от 19.10.2011 N 1282, пределён порядок действий администрации городского округа Самара и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения нестационарных объектов потребительского рынка, самовольно установленных на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Самара, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Регламентом предусмотрено составление акта о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка (пункт 2.4), направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.6), публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Пункты 2.1, 2.3, 2.4 Регламента определяют, что работу по выявлению незаконно установленных объектов проводит администрация городского округа Самара через свои территориальные органы, в лице администраций соответствующих районов. Выявление объектов осуществляется должностными лицами администрации соответствующего района городского округа Самара в процессе обследований территории соответствующего района городского округа, проводимых ежедневно в соответствии с их полномочиями.
В день обнаружения объектов должностными лицами составляется акт о выявлении незаконно установленного нестационарного объекта потребительского рынка, схема размещения Объекта, чертеж земельного участка с указанием его площади, делаются фотографии Объекта и указанные материалы направляются в Департамент потребительского рынка и услуг для внесения соответствующей записи в Реестр.
Регламентом предусмотрено направление владельцу объекта предложения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.6), публикация в средствах массовой информации (при невозможности установить лицо, самовольно установившее объект) обращения о добровольном вывозе объекта (пункт 2.7) и т.д.
Поскольку ответчиками по делу указанные положения регламента соблюдены не были, суд, указывая в резолютивной части постановления от 06.05.2014 на обязанность администрации Кировского района г. Самары и Департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о. Самара по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов, путём восстановления и приведения демонтированных объектов в первоначальное состояние, тем самым обязал ответчиков соблюсти порядок, установленный указанным Регламентом.
При этом суд обратил внимание на то, что разъяснение судебного акта даётся на момент его принятия, т.е. исходя из тех обстоятельств, которые существовали на момент принятия судебного акта и явились основанием его принятия.
На момент рассмотрения арбитражного дела N А55-13456/2014 истец самостоятельно демонтировал и перевез спорные объекты.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ вышеуказанные судебные акты имеют преюдициальное значение.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
На основании вышеизложенного, суды пришли к верному выводу, что истцом доказан факт незаконности действий (бездействия) министерства, наличие причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками, а также размер этих убытков.
Лицом ответственным за понесенные истцом убытки, является орган местного самоуправления, а вред, причиненный его незаконными действиями, подлежит возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1069 ГК РФ.
Незаконность действий установлена судебными актами по делу N А55- 24325/2013.
Ответственным за понесенные истцом убытки является городской округ Самара.
Следовательно, вышеуказанные неправомерные действия находятся в прямой причинно-следственной связи с причинением истцу убытков в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
По ходатайству истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, ее проведение было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "НМЦ Рейтинг".
В Арбитражный суд Самарской области от общества с ограниченной ответственностью "НМЦ Рейтинг" поступило экспертное заключение от 04.03.2015 с дополнением к нему N 3293, согласно которому рыночная стоимость исследуемого объекта с учетом износа 26,67 % (4 года /15 лет * 100 %) составит: 3 716 000 руб. * (100 % - 26,67 %) = 2 725 000 руб., кроме того, доставка и разгрузка 184 000 руб. Итоговая стоимость ущерба составит: 2 909 000 руб.
Таким образом, согласно вывода по поставленному вопросу: размер ущерба (с учетом износа), причиненного при демонтаже торгового павильона, принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" по адресу: г. Самара, пр. Кирова/ул. Ставропольская, около дома N 198 в Кировском районе г. Самары по состоянию на день демонтажа (ноябрь 2013) составляет 2 909 000 руб.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принцип состязательности арбитражного процесса закреплен также в части 2 статьи 9 АПК РФ, гарантирующей право каждому лицу, участвующему в деле, право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. При этом установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку представленными в материалы арбитражного дела доказательствами подтверждается причинение убытков истцу, подлежащих возмещению за счет средств городского округа Самара, правомерно исчисленных с учетом износа объекта, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу N А55-13456/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лицом ответственным за понесенные истцом убытки, является орган местного самоуправления, а вред, причиненный его незаконными действиями, подлежит возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1069 ГК РФ.
...
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2015 г. N Ф06-3839/15 по делу N А55-13456/2014