г. Казань |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Вильданова Р.А., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.06.2015 (судья Аниськова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Волкова Т.В., Жаткина С.А.)
по делу N А12-13904/2015
по исковому заявлению администрации Ерзовского городского поселения (ОГРН 1053455072220, ИНН 3403020622) к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684) при участии третьих лиц: Комитета финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 344413062) общества с ограниченной ответственностью "Спецдорстрой" (ОГРН 1023405372726, ИНН 3403017980) о взыскании 2 926 900 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ерзовского городского поселения (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о взыскании с Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области 2 926 900 руб. по соглашению от 05.11.2014 N 392- 14.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015, с Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу Администрации взыскано 2 926 900 руб. по соглашению от 05.11.2014 (регистрационный N 392-14) "О предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (в настоящее время - Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области), Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области, Администрацией Ерзовского городского поселения заключено соглашение от 05.11.2014 рег. N 392-14 "О предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Ленинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее -Соглашение от 05.11.2014 ).
Во исполнение своих обязательств по Соглашению от 05.11.2014 администрация Ерзовского городского поселения как муниципальный заказчик заключила с подрядчиком - ООО "Спецдорстрой" контракт от 10.12.2014 N 29 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Дубовское шоссе- Томилино" Ерзовского городского поселения. Стоимость контракта составила 3 080 947 руб. 42 коп.
Платежным поручением от 19.12.2014 N 181730 подтверждается частичная оплата из бюджета Ерзовского городского поселения выполненных подрядчиком работ в сумме 154 047 руб. 42 коп.
Истцом и ответчиком составлен и подписан совместный акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2015, согласно которому задолженность по предоставлению субсидии в 2014 году составляет 2 926 900 руб.
Ссылаясь на наличие у Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области перед ним кредиторской задолженности по Соглашению от 05.11.2014 в размере 2 926 900 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции руководствовались положениями статей 5, 6, 133, 139, 161, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 N 79-п и исходили из обоснованности и доказанности исковых требований.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 N 524-п в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области", Законом Волгоградской области от 20.12.2013 N 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2014 год. В частности, для Ерзовского городского поселения на 2014 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 2 941 600 руб.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2014 год и Соглашения от 05.11.2014 с учетом дополнительного соглашения к нему от 17.12.2014 у Волгоградской области в лице Комитета перед Ерзовским городским поселением в лице Администрации возникли расходные бюджетные обязательства.
Ответчик свои обязательства по соглашению от 05.11.2014 N 392-14 о перечислении субсидии не выполнил.
Существование задолженности по Соглашению от 05.11.2014 в размере 2 926 900 руб. Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что обязательства по перечислению истцу субсидии должны быть исполнены до 31 декабря 2014 года.
Указание в Соглашение от 05.11.2014 о его действии до 31 декабря текущего финансового года само по себе не влечет прекращение обязательства Комитета по перечислению в бюджет Ерзовского городского поселения причитающуюся городскому поселению субсидию при выполнении ее получателем всех необходимых для ее получения действий.
Согласно пункту 6.2 соглашения указанные субсидии могут быть в установленном порядке использованы в очередном финансовом году на те же цели, при наличии потребности в указанных средствах. В этом случае стороны считают соглашение пролонгированным на очередной финансовый год и распространяют его действие до 31 декабря года, следующего за текущим финансовым годом за исключением пунктом 1.2 и 1.4 соглашения.
Материалами дела подтверждено наличие потребности в указанных средствах.
Новая редакция (от 17.09.2014) Порядка N 79-п, исключающая пункт 1.6 о погашении кредиторской задолженности за отчетный финансовый год в текущем финансовом году (нормативный правовой акт меньшей юридической силы), не отменяет действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области", предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год при неиспользовании предусмотренных в законе о бюджете ассигнований в истекшем году.
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе, и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.
То обстоятельство, что Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области подавал заявки в Комитет финансов Волгоградской области на оплату задолженности по Соглашению от 05.11.2014, однако они не были оплачены, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения своего обязательства по вышеуказанному Соглашению.
Довод ответчика о том, что Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, правомерно отклонен, поскольку на основании Закона Волгоградской области от 20 декабря 2013 N 182- ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. Соглашения от 05.11.2014, заключенного и подписанного сторонами.
Согласно положениям статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в частности, о том, что надлежащим ответчиком по делу должен быть Комитет финансов Волгоградской области, а также о том, что срок действия Соглашения истек 31 декабря текущего финансового года, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
Эти доводы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу N А12-13904/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждено наличие потребности в указанных средствах.
Новая редакция (от 17.09.2014) Порядка N 79-п, исключающая пункт 1.6 о погашении кредиторской задолженности за отчетный финансовый год в текущем финансовом году (нормативный правовой акт меньшей юридической силы), не отменяет действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области "О дорожном фонде Волгоградской области", предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год при неиспользовании предусмотренных в законе о бюджете ассигнований в истекшем году.
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе, и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.
...
Согласно положениям статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2015 г. N Ф06-3658/15 по делу N А12-13904/2015