г. Казань |
|
16 декабря 2015 г. |
Дело N А12-152/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2015 (судья Смагоринская Е.Б.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-152/2015
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), заинтересованные лица: Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области", г. Волгоград (ИНН 3443102014, ОГРН 1103459005869), Военная прокуратура Южного военного округа, г. Ростов-на-Дону (ИНН 6164309751, ОГРН 1126164019255) о признании незаконным решения и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями:
- признать незаконным решение федерального государственного казенного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГКУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Волгоградской области (далее- Филиал) об осуществлении государственного кадастрового учета изменения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 34:35:030104:9, общей площадью 4 530 000 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, о. Зеленый, по заявлению от 07.05.2014 N 34-0-1-48/3101/2014-2422 на основании данных межевого плана от 23.12.2011, выполненного кадастровым инженером Близнюковой И.В., являющейся сотрудником ООО "Геоплан";
- обязать ФГКУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Волгоградской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 34:35:030104:9, общей площадью 4 530 000 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, о. Зеленый, внесенные на основании решения, принятого по заявлению от 07.05.2014 N 34-0-1-48/3101/2014-2422 на основании данных межевого плана от 23.12.2011, выполненного кадастровым инженером Близнюковой И.В., являющейся сотрудником ООО "Геоплан".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015, в удовлетворении требований ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" отказано.
В кассационной жалобе ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании Арбитражного суда Поволжского округа 08.12.2015 объявлен перерыв до 13 часов 35 минут 15.12.2015.
Информация размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено 15.12.2015 в 13 часов 35 минут в том же составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 34:35:030104:9 является ранее учтенным земельным участком, поставлен на государственный кадастровый учет 26.11.2004 с декларированной площадью - 4 530 000 кв. м, принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" (приказ Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871), о чем получено свидетельство о государственной регистрации права от 14.05.2014 34-АБ N452759.
В орган кадастрового учета 07.05.2014 обратилось ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 34:35:030104:9, подписанным представителем Территориального управления Патриной Е.М, действующей на основании доверенности от 23.08.2012.
К заявлению N 34-0-1-48/3101/2014-2422 были приложены необходимые документы, указанные в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в том числе и межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 34:35:030104:9.
Специалистами кадастровой палаты в результате проведенной проверки всех представленных документов было выявлено, что межевой план, представленный в форме электронного документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, необходимой согласно части 1.1. статьи 21 Закона о кадастре, не соответствует по форме и содержанию требованиям статей 38 и 40 Закона о кадастре и пунктам 83-86 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), так как в составе межевого плана отсутствует надлежащим образом оформленный раздел "Акт согласования местоположения границы земельного участка" в форме электронного образа бумажного документа, заверенного электронной подписью кадастрового инженера.
Так, в акте согласования местоположения границы земельного участка, включенном в состав межевого плана, нет сведений о характерных точках или частях границ, подлежащих согласованию, сведений о правообладателях смежных земельных участках, а также нет подписи заинтересованных лиц (или их представителей) подтверждающих согласование местоположение границы земельного участка (по границам н158-н158, н146-н146, н162-н162, н133-н133, н170-н170, н129-129, н166-н166, н118-118, н107-н107, н96- н96, н85-н85, н74-н74, нбЗ-нбЗ, н52-н52, н41-н41, н28-н28, н24-н24) о кадастровом учете которого заявлено.
Также, по границам 1- 3, 162-54, н13-1 отсутствует фамилия и инициалы, подпись представителя правообладателя, реквизиты доверенности; по границам 3-162, 54-н13 отсутствуют фамилии и инициалы председателя правления СНТ "Новые сады" и СНТ "Химик"; по границе 1-1 отсутствует фамилия и инициалы представителя правообладателя, реквизиты доверенности.
Учитывая выявленные нарушения, а также на основании пункта части 2 статьи 26 Закона о кадастре, специалистом Филиала 20.05.2014 было принято решение о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета изменений N 3434/14-63942.
Заявителем 23.05.2014 в целях снятия приостановления кадастрового учета, был подан исправленный межевой план. В результате проверки дополненного межевого плана, Филиалом было выявлено, что устранены не все обстоятельства, послужившие основание для приостановления, вследствие чего 27.05.2014 было принято решение об отказе в снятии приостановления N 3434/14-67209.
В дальнейшем в срок, установленный частью 9 статьи 26 Закона о кадастре, заявителем был подготовлен и представлен дополненный межевой план, в котором все недостатки были устранены, в связи с чем, Филиалом было принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета от 09.06.2014 N 3434/14-73027.
Полагая решение незаконным по внесению Филиалом ФГКУ "ФКП Росреестра" изменений местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 34:35:030104:9, общей площадью 4 530 000 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, о. Зеленый, по заявлению от 07.05.2014 N 34-0-1-48/3101/2014-2422 на основании данных межевого плана от 23.12.2011, выполненного кадастровым инженером Близнюковой И.В., являющейся сотрудником ООО "Геоплан", ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" обратилось суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр, в том числе сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики), а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Одной из уникальных характеристик земельного участка, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, является описание местоположения его границ (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре).
Как следует из части 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, указывается в межевом плане, составленном по результатам кадастровых работ в отношении земельного участка (часть 5 статьи 38 Закона).
Описание местоположения границ земельного участка, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона, является уникальной характеристикой земельного участка, вносимой в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим законом обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 82 Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" в Акт согласования включаются также сведения о заинтересованным лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границы которого уточнено в результате кадастровых работ. Обозначение характерных точек границы такого земельного участка указывается от соответствующей начальной точки до этой же точки.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Закона о кадастре при проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей, обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания и указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
Частью 12 статьи 39 Закона о кадастре при проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из того что представитель по доверенности ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" обращался в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением, на основании которого была проведена кадастровая процедура.
Как установлено судом первой инстанции, в представленном межевом плане имелся "Акт согласования границ земельных участков", согласно которому от точки н1 до н1 границу уточняемого земельного участка согласовал представитель правообладателя - Березин М.В. начальник федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Волгоградской области". Данные сведения, предоставленные самим заявителем, и послужили основанием для внесения изменений местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 34:35:030104:9.
Военной прокуратурой Южного военного округа выявлено недостоверность сведений по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 34:35:030104:9.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре под кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости понимается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка. Из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
В силу положений пункта 5 статьи 40 Закона о кадастре споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Пункты 14.1 - 14.3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.2003 (в редакции письма Росземкадастра от 18.04.03) указывают на необходимость уведомления лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, о проведении определения границ объекта землеустройства на местности.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок подтверждено материалами дела и никем не оспорено. Требование о согласовании границ с заинтересованными лицами и необходимость их извещения о проведении землеустройства направлены на обеспечение информированности и защиты их интересов.
Фактически требование заявителя заключается в понуждении судебным актом согласовать границы земельного участка.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Законом не предусмотрен заявленный способ защиты, поскольку согласование границ земельного участка предполагает совершение его в добровольном порядке. В ином случае возникает спор о праве на земельный участок соседствующих землепользователей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты вещных прав на земельный участок, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и принадлежности той или иной его части (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции, исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Кассационной коллегией не принимаются доводы кассационной жалобы о наличии ходатайства о восстановлении срока, пропущенного по уважительной причине и отказе в удовлетворении заявленных требований ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" ввиду пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, так как это процессуальное нарушение не привело к принятию не законного судебного акта.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения обжалованных судебных актов, из кассационной жалобы также не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 по делу N А12-152/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты вещных прав на земельный участок, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и принадлежности той или иной его части (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2015 г. N Ф06-2048/15 по делу N А12-152/2015