г. Казань |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А55-1228/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Глазова Ю.В.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Сараева И.С. (доверенность от 30.12.2014),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2015 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-1228/2015
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, с участием в деле третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, о признании незаконным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра"), выразившихся в принятии решения от 22.10.2014 N 63-00-119/14-209036 "об отказе в осуществлении кадастрового учета", и обязанием ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, имеющего адресный ориентир: Самарская область г. Самара Куйбышевский район Южное шоссе, 18Б, на основании распоряжения Департамента управления имуществом городского округа Самара от 29.04.2014 N 318 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0406 001" (л.д. 2-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на спорном земельном участке находятся артезианская скважина N 995 инв. N 007000615 литера Г, площадью 1 кв. м, артезианская скважина N 995р инв. N 007000616 литера Г1, площадью 1 кв. м, нежилое здание (компрессорная) инв. N 36:401:002:000005500:008 площадью 45,6 кв. м, находящиеся в собственности Самарской области (л.д. 217-219).
Заявитель 17.07.2014 обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область г. Самара Куйбышевский район Южное шоссе, 18Б (л.д. 134-149).
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области 22.07.2014 было принято решение N 63-00-119/14-14634 о приостановлении на три месяца кадастрового учета в связи с наличием противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости.
Приостановление мотивировано тем, что земельный участок располагается на землях общего пользования. В связи с чем, заявителю было рекомендовано для осуществления государственного кадастрового учета уточнить сведения о характерных точках границ земельного участка (л.д. 161-162).
Решением от 22.10.2014 N 63-00-119/14-209036 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало заявителю в осуществлении кадастрового учета в связи с не устранением заявителем причин, повлекших принятие решения о приостановлении (л.д. 190-192).
Не согласившись с указанным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим его права и интересы, заявитель обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд (л.д. 2-6).
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленным данным Кодексом.
При этом реализация права на оспаривание ненормативного акта возможна в том случае, если таким актом нарушены права и законные интересы заявителя, а целью предъявленного заявления является восстановление этих прав и интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 16 и пунктом 1 частью 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (часть 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Следует отметить, что в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, с 01.07.2006 были изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ земельные участки занятые сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, относятся к государственной собственности соответствующих субъектов.
Земельные участки, на которых расположены здания, сооружения находящиеся в муниципальной собственности, соответственно находятся в собственности муниципальных образований (пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Основанием для формирования земельного участка явилось то обстоятельство, что на нем расположены сооружения - артезианские скважины N 995, N 995р и здание компрессорной, находящиеся в составе государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Из анализа схем расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане, актуального плана земельного участка расположенного в кадастровом квартале 63:01:0406001, топографического плана участка следует, что часть сформированного участка находится в границах красных линий на территории общего пользования, на нем также имеются надземные и подземные коммуникации, определена охранная зона ЛЭП, и водопровод.
Принимая решение от 22.07.2014 о приостановлении кадастрового учета формируемого участка и решение от 22.10.2014 об отказе в осуществлении кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области было установлено, что испрашиваемый участок расположен на землях общего пользования, и занимает проезд, что нарушает требование части 6 статьи 11.9 ЗК РФ, поскольку образования участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные законом.
Таким законом может признаваться подпункт 12 статьи 85 ЗК РФ, применяемого во взаимосвязи со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми к землям населенных пунктов относятся земельные участки общего пользования.
Судом установлено, что на испрашиваемом земельном участке находится дорога, (сооружение) не принадлежащая заявителю, используемая неопределенным кругом лиц, расположенная в красных линиях.
При таких обстоятельствах формирование земельных участков под сооружением, принадлежащим субъекту Российской Федерации, за счет мест общего пользования и земель населенных пунктов в границах красных линий не допустимо.
В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Из смысла пункта 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из того что местоположение границ земельного участка и его площадь должны определяться с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также с учетом красных линий.
Как следует из материалов дела, большая часть спорного участка находится на землях общего пользования, на которых располагается дорога, в границах красных линий.
Формирование участка указанным образом препятствует свободному доступу граждан к местам общего пользования, их рациональному использованию.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка. Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий является юридической обязанностью соответствующего органа. Отсутствие схемы расположения земельного участка препятствует осуществлению кадастрового учета земельного участка и получению в дальнейшем решения о предоставлении земельного участка или отказе в его предоставлении.
Порядок рассмотрения органом местного самоуправления вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории нормами Земельного кодекса, иными федеральными законами не урегулирован.
Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее также - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, именуется муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, и регламентируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Из изложенных выше норм следует, что развитие территорий, формирование земельных участков - упорядоченные процессы, границы земельных участков должны соответствовать градостроительным, санитарным, экологическим нормам, учитывать мнение общественности, интересы населения.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительными регламентами, устанавливаемыми с учетом фактического использования земельных участков, и действие которых не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (пункт 1, подпункта 1 пункта 2 и подпункт 2 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из названных норм не следует правило обязательного установления границ земельного участка в месте, которое указывает заявитель.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка не является основанием для автоматического возникновения прав на земельный участок в соответствии со статьей 29 ЗК РФ и не предопределяет принятие решения органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка, которое должно приниматься в соответствии с действующим законодательством.
При этом следует отметить, что наличие отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка не лишает заявителя в порядке административной процедуры уточнить границу пересечения и обратиться вновь за проведением кадастрового учета спорного земельного участка.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и установив, что часть испрашиваемого земельного участка располагается за пределами красной линии и находится в пределах границы территории общего пользования, суды обоснованно признали правомерным оспариваемый отказ.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции, исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения обжалованных судебных актов, из кассационной жалобы также не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу N А55-1228/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ю.В. Глазов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее также - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, именуется муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, и регламентируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
...
Правовой режим земельных участков определяется градостроительными регламентами, устанавливаемыми с учетом фактического использования земельных участков, и действие которых не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (пункт 1, подпункта 1 пункта 2 и подпункт 2 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
...
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка не является основанием для автоматического возникновения прав на земельный участок в соответствии со статьей 29 ЗК РФ и не предопределяет принятие решения органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка, которое должно приниматься в соответствии с действующим законодательством."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2015 г. N Ф06-3530/15 по делу N А55-1228/2015