г. Казань |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А55-25126/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплёвой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Мальцевой Т.А., доверенность от 14.12.2015, Берняевой Н.А., доверенность от 14.12.2015,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Информатика"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу N А55-25126/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Информатика" (ОГРН 1026301510102, ИНН 6318100086) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к администрации городского округа Самара о признании незаконным отказа, с участием третьих лиц -Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области г. Самара, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Самарской области, г. Самара, Департамента строительства и архитектуры Самарской области, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Управления Росприроднадзора по Самарской области, г. Самара, администрации Красноярского района Самарской области, г. Самара, Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Красноярского района Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Информатика" (далее - заявитель, общество, ОАО "Информатика") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) и к администрации городского округа Самара (далее - администрация) о признании незаконным решения Министерства, подготовленное в форме уведомления об отказе в предоставлении земельного участка от 10.07.2014 N 12-1/0214/12, об отказе ОАО "Информатика" в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка"; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; об обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок после вступлении решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "Информатика" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка"; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; об обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении ОАО "Информатика" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка"; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене в размере 5% (пять процентов) от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 307 440 руб. и направить проект договора купли-продажи ОАО "Информатика".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Самарской области, Департамент строительства и архитектуры Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Управление Росприроднадзора по Самарской области, Администрацию Красноярского района Самарской области, Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Красноярского района Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ОАО "Информатика" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, ОАО "Информатика" принадлежат на праве собственности 22 объекта недвижимости - нежилые здания; назначение: нежилые здания; 1-этажные: имеющие общую площадь: 13,7; 14,1; 14; 12,3; 18,6; 18,9; 19; 18,9; 18,1; 18,6; 18,6; 29,8; 29,4; 29,6; 10,3; 12,4; 14,2; 9,4; 9,3; 110; 12,8 кв.м.; 2-этажное, имеющее общую площадь 270,5 кв.м.; расположенные по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка", строения 1-22, кадастровые номера 63:26:1805022:161; 63:26:1805022:165; 63:26:1805022:159; 63:26:1805022:162; 63:26:1805022:160; 63:26:1805022:164 63:26:1805022:148, 63:26:1805022:145; 63:26:1805022:149; 63:26:1805022:150 63:26:1805022:154; 63:26:1805022:146; 63:26:1805022:157; 63:26:1805022:156 63:26:1805022:147; 63:26:1805022:155; 63:26:1805022:166; 63:26:1805022:153; 63:26:1805022:158; 63:26:1805022:152; 63:26:1805022:151; 63:26:1805022:163.
Указанные нежилые здания принадлежат обществу на основании договора передачи имущества в собственность акционерного общества от 19.02.1996 N 33; дополнительного соглашения от 29.03.2000 N 54 к договору передачи имущества от 19.02.1996 N 33, что подтверждается; свидетельствами о государственной регистрации права от 02.09.2013 63-АЛ N 161467, 161414, 161468, 161413, 161469, 161415 от 25.07.2013, 63-АЛ NN 161461, 161464, 161462, 161008, 1614006, 1614007, 161463, 161459, 161460, 161457 от 23.07.2013, 63-АЛ NN 258745, 258748, 258749, 258747, 258746, от 05.12.2013 63-АЛ N 118809 о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.04.2000, сделаны записи регистрации.
Данные объекты недвижимости переданы обществу в порядке приватизации по договору передачи имущества в собственность, акционерного общества от 19.02.1996 N 33, заключенному между обществом и Фондом имущества Самарской области, который выдал обществу свидетельство о собственности от 19.02.1996 N 1100.
Пунктом 2 договора передачи имущества в собственность акционерного общества от 19.02.1996 N 33 установлен порядок передачи имущества и осуществления прав собственности, а именно в подпункте 2.5 определено: порядок пользования или владения земельным участком регламентируется действующем законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 1 Устава общества, ОАО "Информатика" создано решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 28.02.1995 N 129 путем преобразования АОЗТ "Информатика" (правопреемник арендной организации ПКБ АСУ) в соответствии с федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий в связи с выкупом арендованного имущества государственного предприятия ПКБ АСУ по договору аренды с правом выкупа.
Здания расположены на земельном участке площадью 20 000 кв. м, предоставленном обществу в аренду по договору аренды земельного участка от 20.07.1998 N 92. Земельный участок расположен по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка" кадастровый номер 63:26:1805022:34; внесен в Государственный кадастр недвижимости 17.06.2005; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особ охраняемых территорий и объектов.
Указанный адрес присвоен распоряжением заместителя главы городского округа - главы администрации Красноглинского района городского округа Самара от 14.11.2012 N 277, ранее адрес земельного участка был - Самарская область, Красноярский район, территория Волжской волости, база отдыха "Калинка".
Все обозначенные выше 22 здания внесены в качестве частей земельного участка в Государственный кадастр недвижимости.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 04.02.2014 о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, занимаемого базой отдых; "Калинка", площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка" кадастровый номер 63:26:1805022:34.
Министерство письмом от 10.07.2014 N 12-1/0214/14 отказало заявителю в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
Заявитель, полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 47, 69 и 92 ЛК РФ.
Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статей 67, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи ЛК РФ. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
В соответствии со статьей 59 ЛК РФ (29.01.1997) и статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отграничение земель лесного фонда от земель иных категорий осуществлялось на основании материалов лесоустройства.
Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
По сведениям государственного лесного реестра, которые подтверждены путем ввода координат X и У в программу геоинформационная система "ГИС-Ингео" земельный участок с местоположением: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка", с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, частично относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала N 78 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества.
Принадлежность часть спорного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства, а именно:
копией планшета лесоустройства N 20 Большецаревщинского участкового лесничества, Красноярского лесничества 2013 года;
копией таксационного описания Красноярского лесничества, изготовленное Федеральной службой лесного хозяйства России 1995 года;
свидетельством о государственной регистрации права на указанный участок за Российской Федерацией как на земли лесного фонда от 01.02.2005 серия 63-АБ 411880, общей площадью 7087,00 га.
Земельный участок площадью 20 000 кв. м, расположенный в границах квартала N 78 Большецаревщинского участкового лесничества, Красноярского лесничества входит в состав лесного участка общей площадью 7087,00 га, в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Пунктом 32 статьи 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношении относится установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.
ЛК РФ предусматривает разработку и утверждение лесного плана субъекта Российской Федерации. В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статьи 85, 86 ЛК РФ).
Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьи 83 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими участками осуществляется Российский Федерацией, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 "Об утверждении положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области" осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на министерство.
Таким образом, органом, осуществляющим полномочия в сфере лесного хозяйства, а именно распоряжение, предоставление участков лесного фонда в пользование на территории Самарской области является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
ЛК РФ устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ, пункта 2 статьи 3 ЛК РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Статьей 3 ЛК РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.
Из статьи 9 ЛК РФ следует, что лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно статьей 27 ЗК РФ, земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе, в составе земель лесного фонда.
Факт частичного нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства Красноярского лесничества и свидетельством о праве собственности Российской Федерации с указанием категории земли лесного фонда (лесные земли).
Согласно статье 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что поскольку земельный участок местоположением: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка", площадью 20 000 кв. м, частично относится к землям лесного фонда, отсутствует возможность предоставления его в частную собственность.
Кроме этого, согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ и пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка.
При этом в пункте 2 статьи 35 ЗК РФ указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пункте 1 данной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из анализа указанных норм следует, что размер земельного участка, испрашиваемого обществом в собственность, непосредственно связан с функциональным назначением объекта недвижимости и ограничен пунктом 2 статьи 35 и пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ и общество вправе претендовать на предоставление в собственность земельного участка только в той части, которая занята объектом недвижимости, принадлежащим ему на праве собственности, и необходима для его использования.
Данная правовая позиция содержится в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11.
Материалами дела подтверждается, что для размещения 22 объектов недвижимости общей незначительной площадью ОАО "Информатика" испрашивает земельный участок площадью 20 000 кв. м, то есть в 18 раз превышающий площадь размещенных объектов недвижимости, принадлежащих обществу.
В этой связи, судом первой инстанции правомерно не принято в качестве надлежащего доказательства по делу обоснование площади земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "АйБи-Самара" и поименованное как "Градостроительное обоснование", поскольку представленное градостроительное обоснование не подтверждает необходимость предоставления обществу земельного участка с указанной площадью 20 000 кв. м.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих необходимость предоставления земельного участка указанной площадью, заявителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что для принятия Министерством решения об отказе ОАО "Информатика" в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, имелись основания, установленные действующим законодательством, являются обоснованными.
Учитывая изложенное, обжалуемые решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отмене или изменению не подлежат.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по делу N А55-25126/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа указанных норм следует, что размер земельного участка, испрашиваемого обществом в собственность, непосредственно связан с функциональным назначением объекта недвижимости и ограничен пунктом 2 статьи 35 и пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ и общество вправе претендовать на предоставление в собственность земельного участка только в той части, которая занята объектом недвижимости, принадлежащим ему на праве собственности, и необходима для его использования.
Данная правовая позиция содержится в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2015 г. N Ф06-3414/15 по делу N А55-25126/2014