г. Казань |
|
18 декабря 2015 г. |
Дело N А65-4049/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Ахмадеевой Н.Н. (доверенность от 16.09.2015),
ответчика - Миначова Р.А. (доверенность от 16.06.2015),
третьих лиц - Фатхуллина А.В. (паспорт), Шайхутдинова Х.Х. (паспорт), Хабирова Н.К. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2015 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-4049/2015
по заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 24.12.2014 по делу N 06-287/2014 в части пунктов 2, 3, 4 и признании недействительным предписания от 24.12.2014 по делу N 06-287/2014, при участии третьих лиц: Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань; общества с ограниченной ответственностью УК "Чебаксинские родники", г. Казань, Исполнительного Комитета Высокогорского муниципального района РТ, с. Высокая Гора Республики Татарстан, Палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района, с. Высокая Гора Республики Татарстан, Управления Росреестра по РТ, г. Казань, Мухлисова Х.К., г. Казань, Залакова А.М., г. Казань, Фатхуллина Ш.В., г. Казань, Фатхуллина А.В., г. Казань, Хабирова Н.К., Азнакаевский район Республики Татарстан, Валеева И.И., г. Казань, Шайхутдинова Х.Х., г. Казань, Касимова И.Р., г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - КЗИО ИКМО г. Казани, заявитель, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 24.12.2014 по делу N 06-287/2014 в части пунктов 2, 3, 4 и признании недействительным предписания от 24.12.2014 по делу N 06-287/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе КЗИО ИКМО г. Казани с принятыми по делу судебными актами не согласился, просит их отменить и удовлетворить заявленные требования. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку антимонопольный орган не установил в рассматриваемом случае наличие признаков ограничения конкуренции и не доказал факт нарушения Комитетом статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Мухлисов Х.К., Фатхуллин А.В., Хабиров Н.К., Шайхутдинов Х.Х. в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на кассационную жалобу, в которых поддерживают доводы Комитета и просят обжалованные им судебные акты отменить и вынести новый судебный акт о признании решения и предписания УФАС по РТ по делу N 06-287/2014 недействительными.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ) заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, общества с ограниченной ответственностью УК "Чебаксинские родники", Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района, Управления Росреестра по РТ, Залакова А.М., Фатхуллина Ш.В., Валеева И.И., Касимова И.Р., извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 15 декабря 2015 года.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в УФАС по РТ поступило обращение гражданина по вопросу правомерности выделения и застройки жилыми домами земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:129. В заявлении указано, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения ведется строительство загородных домов без соблюдения их целевого назначения.
Антимонопольным органом был направлен запрос в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани о предоставлении информации по земельным участкам сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:129.
На основании представленной информации было установлено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:129 были образованы в результате межевания земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:16:122701:4, который был включен в границы города Казани в 2007 году на основании Закона Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан".
В соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71 расположены в зоне сельскохозяйственных угодий.
Заявителем было проведено обследование указанных земельных участков и составлены акты N 390, N 392, N 394, N 397, согласно которым на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240 ведется строительство объектов капитального строительства в виде индивидуальных жилых домов со вспомогательными строениями.
После составления актов обследования земельных участков Комитет какие-либо действия по исполнению муниципального земельного контроля согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.01.2010 N 504 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" функций по осуществлению муниципального земельного контроля", не произвел.
Антимонопольный орган усмотрел в действиях КЗИО ИКМО г. Казани признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части неисполнения муниципального земельного контроля за использованием земельных участков с кадастровыми номерами: 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:129, вследствие чего происходит незаконная постройка индивидуальных жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
УФАС по РТ по результатам рассмотрения дела N 06-287/2014 решением от 24.12.2014 признало заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдало предписание о прекращении данного нарушения.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа нарушают права и законные интересы Комитета, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела 03.09.2014 заявитель проводил обследование земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:129, по результатам обследования было установлено, что на данных участках расположены индивидуальные жилые дома:
- на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:162 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:162 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:212 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства расположен индивидуальный жилой дом и гараж;
-на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:154 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства расположен фундамент здания, участок огорожен;
- на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:143 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства расположен индивидуальный жилой дом, территория не огорожена;
- на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:94 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:240 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства расположен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками;
- на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:71 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства расположен индивидуальный жилой дом и гараж;
- на земельном участке с кадастровым номером 16:16:122701:129 с разрешенным видом использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства расположены капитальные и не капитальные постройки.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу.
В силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принцип оборота земель сельскохозяйственного назначения - это сохранение целевого использования земельных участков.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает особый правовой режим земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)), а именно приоритет их использования и особую охрану.
Конкретный вид разрешенного использования устанавливается градостроительным регламентом, который, в свою очередь, не применяется для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются и не могут быть изменены. Отсутствие градостроительного регламента для таких земель в целом исключает возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014).)
Вид разрешенного использования участка "для сельскохозяйственного производства" исключает возможность его иного использования, в том числе для дачного строительства.
Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться только по целевому назначению для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры, то есть возведение капитальных объектов строительства не допускается.
Судами установлено, что КЗИО ИКМО г. Казани после составления актов обследования спорных земельных участков, согласно которым на земельных участках сельскохозяйственного назначения ведется строительство объектов капитального строительства в виде индивидуальных жилых домов со вспомогательными строениями, какие-либо действия по исполнению муниципального земельного контроля не произвел.
В соответствии с Положением об Исполнительном комитете муниципального образования города Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в рамках предоставленной компетенции осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками, а также осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования города Казани.
Согласно Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.01.2010 N 504 "Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" функций по осуществлению муниципального земельного контроля", орган муниципального земельного контроля осуществляет муниципальный земельный контроль за порядком использования земельных участков: использованием земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, и самовольным занятием земельных участков; соблюдением землевладельцами, землепользователями и арендаторами земель сроков освоения земельных участков, установленных гражданским и земельным законодательством; использованием земель по целевому назначению и виду разрешенного использования; соблюдением арендаторами земельных участков условий договора аренды земельного участка; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; своевременным возвратом земель; выполнением в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный земельный контроль; предоставлением достоверных сведений о состоянии и использовании земель; исполнением иных требований законодательства по вопросам использования земель.
На основании пункта 1.9 Административного регламента конечным результатом исполнения функции по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования города Казани являются: выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства; привлечение виновных лиц к административной ответственности; исполнение и соблюдение нарушителями норм и требований земельного законодательства.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, как правомерно указано судами, в действиях заявителя имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части бездействия по исполнению муниципального контроля за использованием земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:129 вследствие чего происходит незаконная застройка индивидуальными жилыми домами земель сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При этом судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о законности оспариваемого решения антимонопольного органа и выданного на его основании предписания.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу N А65-4049/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, как правомерно указано судами, в действиях заявителя имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части бездействия по исполнению муниципального контроля за использованием земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:122701:162, 16:16:122701:212, 16:16:122701:154, 16:16:122701:143, 16:16:122701:71, 16:16:122701:94, 16:16:122701:240, 16:16:122701:129 вследствие чего происходит незаконная застройка индивидуальными жилыми домами земель сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2015 г. N Ф06-2975/15 по делу N А65-4049/2015