г. Казань |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А55-10800/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "АВИАКОР-Стандарт" - Бурцевой Н.А., доверенность от 05.08.2015,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВИАКОР-Стандарт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2015 (судья Агеннко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу N А55-10800/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВИАКОР-Стандарт" (ИНН 6312067675, ОГРН 1066312053510), г.Самара, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г.Самара, о признании недействительным и отмене предписания от 24.02.2015 N СКГ-25418,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АВИАКОР-Стандарт" (далее - ООО "АВИАКОР-Стандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган) от 24.02.2015 N СКГ-25418.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от09.07.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015, в удовлетворении заявления отказано.
ООО "АВИАКОР-Стандарт", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 22.12.2015.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, административный орган провел внеплановую документарную проверку управляющей компании ООО "АВИАКОР-Стандарт" по вопросу правомерности порядка расчета и внесения платы за холодное водоснабжение и электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 21 мкр.Крутые Ключи в г.Самаре.
В ходе проверки выявлено, что ООО "АВИАКОР-Стандарт" производило начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды с нарушением требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Самарской области" (далее - Приказ N 197).
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 24.02.2015 N СКГ-25418 и вынес предписание от 24.02.2015 N СКГ-25418 об устранении выявленных нарушений в срок до 24.05.2015.
Считая данное предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) изменен порядок оплаты коммунальных услуг.
В силу частей 6.3, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Абзацы второй и третий пункта 44 Правил N 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 названного Федерального закона.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1-2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Самарской области утверждены Приказом N 197.
Судебными инстанциями установлено, что многоквартирный дом N 21 мкр.Крутые Ключи в г.Самаре оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.
Согласно техническому паспорту общая площадь жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома составляет 2987,9 кв.м, площадь помещений, входящих в состав общего имущества, - 410,8 кв.м. Максимально допустимые объемы коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, рассчитанные исходя из установленных Приказом N 197 нормативов, составляют 1072,188 кВт.ч (410,8 кв.м * 2,61 кВт.ч /кв.м).
Однако ООО "АВИАКОР-Стандарт" выставило потребителям для оплаты объем коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в ноябре 2014 года в размере 2746 кВт.ч, в декабре 2014 года в размере 3723 кВт.ч, в январе 2015 года в размере 4957 кВт.ч.
Между тем, нормативного обоснования того, что управляющая компания имеет право, при наличии общедомовых приборов учета, определять плату расчетным путем в отсутствии нормативов потребления без решения собственников помещений многоквартирного дома, не представлено.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а именно: выставление потребителю полного объёма коммунального ресурса без учёта установленного норматива при способе управления многоквартирным домом управляющей организацией, который стал применяться ООО "АВИАКОР-Стандарт", противоречит законодательству (абзац второй пункта 44 Правил N 354), а, следовательно, нарушает права жителей, которыми, наряду с иными обязательными платежами, вносится плата за управление многоквартирным домом.
Отсутствие законно установленных нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не дает право ООО "АВИАКОР-Стандарт" не применять положения пункта 44 Правил N 354 и руководствоваться только теми положениями Правил N 354, которые позволяют защитить коммерческие интересы управляющей организации в ущерб законным интересам потребителей.
В силу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах определен порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 44 предусмотрено только два случая оплаты гражданами всего объема коммунальных услуг на общедомовые нужды, при наличии общедомового прибора учета: 1) когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитаным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения; в случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств; 2) абзацем четвертым установлены случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, факт нарушения ООО "АВИАКОР-Стандарт" требований пункта 44 Правил N 354 и Приказа N 197 при расчете платы за коммунальную услугу (электроснабжение), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, подтверждается материалами дела.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от09.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 по делу N А55-10800/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1-2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
...
В силу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах определен порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 декабря 2015 г. N Ф06-3838/15 по делу N А55-10800/2015