г. Казань |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А06-11775/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2015 (судья Чижова С.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А06-11775/2014
по исковому заявлению негосударственного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть" (ОГРН 1043001830310, ИНН 3017041071) к федеральному государственному казенному учреждению "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026103742400, ИНН 6165028464) и федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ОГРН 1116164001546, ИНН 6164302805) о взыскании неосновательного обогащения,
третье лицо - федеральное государственное казенное учреждение "413 военный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации",
УСТАНОВИЛ:
негосударственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала N 8 о взыскании неосновательного обогащения в размере 160 861 руб. в виде стоимости оказанных медицинских услуг, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 5825,83 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В процессе рассмотрения спора, по ходатайству истца к участию в деле привлечено в качестве соответчика федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015, исковые требования к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" удовлетворены, в иске к федеральному государственному казенному учреждению "1602 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "1602 ВКГ" Минобороны РФ) - отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Южного военного округа") обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФКУ "ОСК Южного военного округа" каким-либо образом обогатилось за счет истца. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие привлечение ФКУ "ОСК Южного военного округа" к ответственности по кондикционным обязательствам.
ФКУ "ОСК Южного военного округа" стороной по договору не является, а следовательно, у него не возникает никаких обязательств в связи с гарантийным письмом ФГКУ "1602 ВКГ" Минобороны РФ оплатить лечение матроса.
Кроме того, стоимость оказанных больницей услуг превышает 100 000 руб., в связи с чем заключение договора на оказание медицинских услуг в 2014 году в отсутствие муниципального контракта и без соблюдения требований предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которым предусмотрено заключение муниципального контракта и согласование выполнения подобных работ, не может повлечь возникновения на стороне ответчика неоснователь6ного обогащения.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 14.01.2014 Залялиев Алмаз Илгазович, 03.06.1990 г.р., военнослужащий войсковой части 03007 поступил на лечение в отделение анестезиологии и реанимации филиала N 8 ФГКУ "1602 ВКГ" Минобороны РФ из терапевтического отделения с диагнозом: внебольничная пневмония в нижней доле S8-S9 правого легкого, тяжелое течение. ДН 1 ст. в состоянии средней тяжести.
Учитывая отрицательную динамику патологии и тенденцию к переводу на респираторную поддержку, отсутствие возможности перевода пациента на ИВЛ аппаратом экспертного класса, отсутствие централизованной кислородной разводки, отсутствие необходимого при данной патологии контроля КЩС и электролитного состава крови, консилиумом врачей с участием начальника филиала N 8 ФГКУ "1602 ВКГ" Минобороны РФ принято решение о переводе пациента в лечебное учреждение, имеющее соответствующее оборудование.
В соответствии с гарантийным письмом N 86 от 17.01.2014 филиал N 8 ФГКУ "1602 ВКГ" Минобороны РФ обратился к истцу о принятии на лечение матроса в/ч 03007 Залялиева А.И. с диагнозом двусторонняя вирусная пневмония тяжелого течения, гарантируя оплату.
Из медицинской карты следует, что 17.01.2014 военнослужащий войсковой части 03007 Залялиев А.И. поступил на лечение к истцу с диагнозом внебольничная двусторонняя вирусная пневмония тяжелого течения, в период лечения которого с 17.01.2014 по 27.01.2014, с учетом проведенных исследований 31.01.2015, истцом оказаны медицинские услуги на общую сумму 160 861 руб.
Стоимость услуг определена истцом на основании прейскуранта на медицинские услуги.
Неоплата стоимости медицинских услуг в добровольном порядке, послужила основанием для обращения истца с требованиями в суд о взыскании в солидарном порядке с ФГКУ "1602 ВКГ" Минобороны РФ и ФКЗ "ОСК Южного военного округа" неосновательного обогащения в размере 160 861 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций, руководствуясь положениями статей 8, 53, 58, 307, 432, 779, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 901, Правилами, регулирующими порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей", пришли к выводу о доказанности факта оказания услуг и наличии у ФКЗ "ОСК Южного военного округа" обязанности по оплате стоимости оказанных услуг.
Доводу заявителя кассационной жалобы о том, что у ФКЗ "ОСК Южного военного округа" не возникает никаких обязательств в связи с гарантийным письмом, подписанным ФГКУ "1602 ВКГ" Минобороны РФ, которое является юридическим лицом и самостоятельно несет ответственность по взятым на себя обязательствам, судами предыдущих инстанций дана надлежащая оценка.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации N 680 от 19.09.2014 ликвидирован филиал N 8 ФГКУ "1602 ВКГ" Минобороны РФ, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 25.02.2015 о его ликвидации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 N 1034-р создано федеральное государственное казенное учреждение "413 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 20.01.2015 о государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме выделения, ФГКУ "413 военный клинический госпиталь" МО РФ не является правопреемником филиала N 8 ФГКУ "1602 ВКГ" Минобороны РФ.
В соответствии с положениями статьи 16 части 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи.
Пунктами 2, 4, 5, 6 Правил установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи.
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5).
В связи с вышеизложенным довод заявителя о неправомерности взыскания стоимости оказанных медицинских услуг военнослужащему с территориального органа федерального органа исполнительной власти в связи с незаключением муниципального контракта (договора) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, отклоняется.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что нарушение истцом процедуры предъявления стоимости оказанных услуг к оплате при отсутствии доказательств, опровергающих факт их оказания, или свидетельствующих об их ненадлежащем качестве, не является основанием для отказа во взыскании задолженности за фактически оказанные услуги.
Оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового, причем оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
С учетом изложенного следует признать правомерными и обоснованными выводы судов предыдущих инстанций о том, что уполномоченным лицом на заключение договоров на оказание медицинской помощи военнослужащим, а, следовательно, и лицом, обязанным производить оплату по данным договорам, является именно военный округ, получающий финансирование из федерального бюджета на указанные нужды в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете".
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что больной Залялиев А.И. являлся военнослужащим, проходившим военную службу в войсковой части 03007, расположенной на территории Южного военного округа.
При этом, воинские части, входящие в состав соответствующего военного округа, не отнесены действующим законодательством к числу субъектов, обязанных заключать соответствующий договор и производить оплату оказанных учреждением здравоохранения услуг, в связи с чем они не могут выступать в качестве самостоятельного субъекта указанных правоотношений. В интересах воинских частей в правоотношениях по обеспечению оказания военнослужащим медицинской помощи ввиду прямого предписания закона выступает соответствующий военный округ.
Согласно пункту 2 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 901 в состав военного округа как объединения Вооруженных Сил Российской Федерации входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и войсковая часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
На основании вышеуказанной статьи 11.1 Закона для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований Южного военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении было создано ФКУ "ОСК Южного военного округа".
В пункте 19 устава ФКУ "ОСК Южного военного округа" закреплено, что одним из основных видов деятельности учреждения является организация и осуществление всех видов боевого, технического, тылового, финансового, медицинского и морально-психологического обеспечения.
Кроме того, ФКУ "ОСК Южного военного округа" выполняет функции администратора доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств (пункты 8 и 9 устава).
При таких обстоятельствах судами предыдущих инстанций правомерно установлено, что в спорных правоотношениях надлежащим ответчиком по делу является ФКУ "ОСК Южного военного округа".
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, с учетом фактических обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали их надлежащими доказательствами оказания услуг и обоснованно взыскали неосновательное обогащение в оспариваемой сумме.
Учитывая то, что материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не выявлено, оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу N А06-11775/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5).
В связи с вышеизложенным довод заявителя о неправомерности взыскания стоимости оказанных медицинских услуг военнослужащему с территориального органа федерального органа исполнительной власти в связи с незаключением муниципального контракта (договора) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, отклоняется.
...
Согласно пункту 2 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 901 в состав военного округа как объединения Вооруженных Сил Российской Федерации входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и войсковая часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2015 г. N Ф06-3470/15 по делу N А06-11775/2014