г. Казань |
|
25 декабря 2015 г. |
Дело N А55-29245/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Самсоновой Ю.А. (доверенность от 02.12.2014),
заинтересованного лица - Ряховой Л.В. (доверенность от 28.08.2015),
третьего лица - Министерства строительства Самарской области - Блиновой М.В. (доверенность от 17.06.2015),
в отсутствие:
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-29245/2014
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, об оспаривании решения, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 2 281,3 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А", оформленное письмом-сообщением от 26.09.2014 N 01/673/2014-579, о возложении на Управление обязанности зарегистрировать право собственности Самарской области на объект недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 2 281,3 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А".
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Самарской области, администрация городского округа Самара, глава городского округа Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 17.12.2015 объявлен перерыв до 22.12.2015 до 14 часов 00 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали правовые позиции, изложенные в кассационных жалобах и письменных отзывах.
Администрация городского округа Самара, глава городского округа Самара, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерству строительства Самарской области на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 2 522 кв. м с кадастровым номером - 63:01:0703005:1274, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - реконструкция Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов (дом-интернат для престарелых и инвалидов) (проектирование и строительство социально-бытового центра), местонахождение: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека, что подтверждается свидетельством от 24.12.2013 серия 63-АЛ N 234992.
05.12.2013 Министерству строительства Самарской области выдано разрешение N RU 63301000-110 на строительство на указанном земельном участке объекта капитального строительства - реконструкция Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов (дом-интернат для престарелых и инвалидов) проектирование и строительство социально-бытового центра: количество этажей - 3, общая площадь здания - 1 441,94 кв. м., строительный объем - 8 466,2 м3, в том числе: подземной части - 1 366,55 м3, площадь земельного участка - 22 898,6 кв. м., сметная стоимость в базисных ценах - 2001 года, всего - 16 402,54 руб., в том числе, строительно-монтажные работы - 9 509,04 руб.
27.12.2013 Министерству строительства Самарской области выдано разрешение N RU 63301000-110, которым разрешено ввести в эксплуатацию реконструированный объект капитального строительства - Государственное бюджетное учреждение Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов (дом-интернат для престарелых и инвалидов), расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека.
В пункте 2 разрешения от 27.12.2013 N RU 63301000-098э указаны следующие сведения об объекте капитального строительства:
-строительный объем - всего - по проекту - 8 466,20 м3, фактически - 8 464,35 м3, в том числе: надземной части - по проекту - 7 099,65 м3, фактически - 7 099,2 м3;
-общая площадь - по проекту - 1 441,94 кв. м., фактически - 1 376,56 кв. м.
27.12.2013 распоряжением заместителя главы городского округа Самара N 238 "О присвоении адреса социально-бытовому центру, расположенному по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека" был присвоен адрес: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А".
Постановлением администрации городского округа Самара от 04.08.2014 N 1114 "О внесении изменения в Разрешение от 27 декабря 2013 года N RU 63301000-110 "На ввод объекта в эксплуатацию" в данное разрешение были внесены изменения относительно адреса объекта капитального строительства - Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А", вместо: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Просека 8, д. 54 "А".
Построенный и введенный в эксплуатацию в установленном порядке выобъект капитального строительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера - 63:01:0703005:1299, что подтверждается кадастровым паспортом от 19.06.2014 N 63-00-102/14-441286 "Здания, сооружения, объекта незавершенного строительства". Согласно пункту 2 кадастрового паспорта площадь здания - 2281,3 кв. м.
Относительно спорного объекта кадастровым инженером Башировым Р.Р. оформлено дело по определению площади здания от 14.02.2014, включающее в себя, пояснительную записку, поэтажную экспликацию помещений, ведомость и план этажа.
Согласно Таблицы "Определения площади здания" площадь спорного объекта составляет:
-1-ый этаж - по проекту - 718,8 кв. м., фактическая - 752,9 кв. м.;
-2-ой этаж - по проекту - 615,6 кв. м., фактическая - 623,7 кв. м.;
-технический этаж - по проекту - 114,2 кв. м., фактическая - 163,7 кв. м.;
-подвал - по проекту - 717,3 кв. м., фактическая - 741,0 кв. м., итого, общая площадь - - по проекту - 2 165,9 кв. м., фактическая - 2 281,3 кв. м.
15.08.2014 Министерство обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Самарской области на объект недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 2 281,3 кв. м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А" (л.д. 39, 40), представив на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов, в том числе:
- кадастровый паспорт от 19.06.2014 N 63-00-102/14-441286, согласно которому общая площадь объекта составляет - 2 281,3 кв. м;
- разрешение от 05.12.2013 N RU 63301000-110 на строительство объекта капитального строительства - реконструкция Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов (дом-интернат для престарелых и инвалидов) проектирование и строительство социально-бытового центра: количество этажей - 3, общая площадь здания - 1 441,94 кв. м.;
- разрешение от 27.12.2013 N RU 63301000-098э на ввод здания в эксплуатацию, в котором указаны, в том числе, следующие сведения об объекте капитального строительства: общая площадь по проекту - 1 441,94 кв. м., фактически - 1 376,56 кв. м.;
- дело по определению площади здания от 14.02.2014, включающее в себя, пояснительную записку, поэтажную экспликацию помещений, ведомость и план этажа, согласно которой площадь спорного объекта составляет: 1-ый этаж - по проекту - 718,8 кв. м., фактическая - 752,9 кв. м.; 2-ой этаж - по проекту - 615,6 кв. м., фактическая - 623,7 кв. м. А также не вошедшие в общую площадь здания -технический этаж - по проекту - 114,2 кв. м., фактически - 163,7 кв. м.; подвал (техническое подполье) - по проекту - 717,3 кв. м., фактически - 741,0 кв. м., итого, общая площадь - - по проекту - 2 165,9 кв. м., фактически - 2 281,3 кв. м.
Управление Росреестра по Самарской области по результатам рассмотрения заявления и приложенных документов отказало ответчику в государственной регистрации права собственности на спорный объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), ссылаясь на то, что общая площадь объекта недвижимости, обозначенная в кадастровом паспорте, не совпадает с площадью, обозначенной в разрешении от 27.12.2013 N RU 63301000-110 на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель, полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 6 статьи 12 Закона о государственной регистрации и пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, предусмотрено, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся сведения о площади объекта недвижимого имущества на основании данных кадастрового паспорта.
Согласно форме кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831 в кадастровый паспорт вносятся данные о площади объекта недвижимого имущества на основании данных кадастрового учета.
В соответствии с данными кадастрового паспорта от 19.06.2014 N 63-00-102/14-441286 общая площадь спорного объекта составляет - 2281,3 кв. м.
Поскольку общая площадь спорного объекта, указанная в кадастровом паспорте от 19.06.2014 N 63-00-102/14-441286 и площадь, указанная в разрешении от 27.12.2013 N RU 63301000-110 на ввод объекта в эксплуатацию данного спорного объекта, не совпадают, ответчиком сделан вывод о непредставлении заявителем документов, необходимых для государственной регистрации права.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (пункт 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что указанное в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию - нежилое здание, общей площадью по проекту - 1 441,94 кв. м., фактически - 1 376,56 кв. м.; расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А", соответствует сведениям, указанным в кадастровом паспорте на этот объект 2 281,3 кв. м. в части указания его площади (с учетом площади помещений подвала и технического этажа), поскольку в разрешении указана площадь 1 и 2 этажа спорного объекта - 1376,56 кв. м., помещений, которые, в соответствии с разрешением на строительство, были реконструированы, тогда как в кадастровом паспорте указана общая площадь спорного здания - 2 281,3 кв. м., в связи с чем пришли к обоснованному выводу о неправомерности оспариваемого Министерством отказа в регистрации прав на этот объект.
При этом суды правильно указали, что заявителем в адрес ответчика представлены все надлежащим образом оформленные и необходимые для осуществления (проведения) испрашиваемого вида государственной регистрации документы.
Исходя из пояснений представители заявителя и третьего лица, подтвержденной пояснительной запиской 75710-ПЗ к проектной документации "Реконструкция государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов (дом-интернат для престарелых и инвалидов)", положительным заключением государственной экспертизы N 63-1-3-0722-12 объекта капитального строительства "Реконструкция государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов (дом-интернат для престарелых и инвалидов)", технический этаж площадью - 163,7 кв. м. и подвал площадью - 741,0 кв. м., реконструкции не подвергались.
Пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, установлено, что подраздел 1 содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел I могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Законом о государственной регистрации.
Учитывая представленные на государственную регистрацию документы, в том числе документы технического учета, суды пришли к правомерному выводу, что расхождение в площади спорного объекта, уточненная органами технического учета, не является признаком, не позволяющим регистрирующему органу с полной достоверностью идентифицировать и индивидуализировать объект, и, соответственно произвести регистрацию права собственности на него.
Доводы заявителя жалобы о том, что имело место реконструкция отдельных частей здания, в частности, утепление подвала, вопреки доводам представителя заявителя и третьего лица о том, что технический этаж и подвал реконструкции не подвергались, судом не принимаются, поскольку опровергаются пунктом 5 названной пояснительной записки, из которого следует, что утепление подвальной части здания осуществлено не изнутри, а снаружи пеноплексом-35 с последующей отделкой выше уровня земли и обмазкой битумной мастикой ниже уровня земли.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по делу N А55-29245/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
...
Пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, установлено, что подраздел 1 содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел I могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Законом о государственной регистрации.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2015 г. N Ф06-4081/15 по делу N А55-29245/2014