г. Казань |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А55-5925/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Логиновой Л.А. (доверенность от 01.12.2015), Спекторовой И.А. (доверенность от 16.11.2015), Баранова А.Н. (доверенность от 21.12.2015),
ответчиков - ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары - Конновой Е.Н. (доверенность от 21.01.2015), Свинолобовой О.Н. (доверенность от 20.04.2015),
УФНС России по Самарской области - Ивановой Т.В. (доверенность от 18.09.2015), Тюповой С.В. (доверенность от 20.04.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2015 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)
и кассационную жалобу Самарской городской общественной организации инвалидов "СИЛК", г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)
по делу N А55-5925/2015
по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов "СИЛК", г. Самара (ИНН 6318124584, ОГРН 1036303382873) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары от 05.09.2014 N 08-12/08562 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 11.12.2014 N 03-15/30500,
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация инвалидов "СИЛК" (далее - СГООИ "СИЛК", организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары (далее - ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, налоговый орган, инспекция) от 05.09.2014 N 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области) от 11.12.2014 N 03-15/30500 по апелляционной жалобе организации на решение инспекции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 вышеуказанное решение суда первой инстанции изменено. Организации отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными решения ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 05.09.2014 N 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения УФНС России по Самарской области от 11.12.2014 N 03-15/30500 по апелляционной жалобе СГООИ "СИЛК" на решение инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2015 оставлено без изменения.
ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области с принятыми по делу судебными актами не согласились, обратились в суд кассационной инстанции с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить в части удовлетворения требований организации и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению инспекции, уставная деятельность не являлась для СГООИ "СИЛК" приоритетной и в проверяемом периоде организация имела доход только от предпринимательской деятельности. УФНС России по Самарской области полагает, что СГООИ "СИЛК" самостоятельно не ведет поиск и трудоустройство инвалидов, не осуществляет расходы на оплату труда и благоустройство рабочих мест для них. Работники, занятые в предпринимательской деятельности, не являлись членами организации и были приняты по трудовым договорам. Ответчики считают, что в проверяемый период СГООИ "СИЛК" неправомерно применило льготу по НДС, пониженную ставку налога на прибыль. Также, как указывают ответчики, суд апелляционной инстанции не учел тот факт, что налогоплательщиком не обжаловались эпизоды по статье 126 НК РФ и по начислению пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
В отзыве на кассационные жалобы СГООИ "СИЛК" возражает против доводов инспекции и УФНС России по Самарской области и просит данные кассационные жалобы оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
СГООИ "СИЛК" также обратилась в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015, которое просит отменить в части изменения решения Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2015 и отказа организации в удовлетворении заявления о признании недействительными решения ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 05.09.2014 N 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения УФНС России по Самарской области от 11.12.2014 N 03-15/30500 по апелляционной жалобе СГООИ "СИЛК" на решение инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом заявитель полагает, что налоговым органом не представлено доказательств совершения организацией налогового правонарушения в части штрафа и пени по НДФЛ.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары не согласилась с доводами организации и просит оставить постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований СГООИ "СИЛК" без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 часов 45 минут 22 декабря 2015 года.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на них, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, СГООИ "СИЛК" зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 07.03.2002 (регистрационный номер 3568) в качестве юридического лица как общественная организация инвалидов.
По результатам выездной налоговой проверки СГООИ "Силк" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогам и сборам за период с 01.10.2010 по 31.12.2012 налоговый орган составил акт от 12.05.2014 N 08-19/009дсп, по результатам рассмотрения которого и иных материалов было вынесено решение от 05.09.2014 N 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно этому решению налоговый орган начислил СГООИ "СИЛК" налог на прибыль организаций в сумме 782 968 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 64 526 538 руб., соответствующие пени, а также привлек организацию к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за несвоевременную уплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 156 594 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ за несвоевременную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 4 210 926 руб., по статье 123 НК РФ за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 720 670 руб., по статье 126 НК РФ за несвоевременное предоставление документов в виде штрафа в размере 266 600 руб.
Решением УФНС России по Самарской области от 11.12.2014 N 03-15/30500 по апелляционной жалобе организации указанное решение инспекции было изменено: налог на прибыль за 2011 год уменьшен на 543 910 руб., штраф по налогу на прибыль уменьшен на 108 782 руб., штраф по статье 126 НК РФ уменьшен на 47 400 руб., а также уменьшены пени по налогу на прибыль и убытки, исчисленные по налогу на прибыль: за 2010 год - в сумме 4 732 926 руб., за 2012 год - в сумме 784 484 руб.
Не согласившись с решениями налоговых органов, организация оспорила их в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 50, пункту 1 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений запрещено. Данные доходы должны использоваться только для достижения уставных целей.
Названный закон не запрещает общественным объединениям (в том числе, общественным организациям инвалидов) заключать договоры гражданско-правового характера для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям. Запрет на осуществление общественными организациями предпринимательской деятельности в законодательстве отсутствует.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 Устава СГООИ "СИЛК" является общественным объединением, основанным на членстве граждан Российской Федерации - инвалидов и их законных представителей (одного из родителей, усыновителей, опекуна или попечителя) и созданным для защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов.
Согласно подпункту 1.6 пункта 1 Устава данная общественная организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению ее уставных целей, ради которых она создана и соответствующим этим целям.
Подпунктом 3.1 пункта 3 Устава СГООИ "СИЛК" установлено, что организация создана с целью объединения инвалидов для их профессиональной и социальной реабилитации, привлечения инвалидов к коллективным занятиям физкультурой и спортом, раскрытие и развитие творческих способностей инвалидов, формирование в обществе мнения - "инвалид - полноценный член общества".
Пунктом 4 Устава СГООИ "СИЛК" определены основные задачи и функции организации.
Так, подпунктом 4.10 пункта 4 Устава СГООИ "СИЛК" предусмотрено участие в создании и финансировании, строительстве (в качестве заказчика), реконструкции, ремонте и благоустройстве реабилитационных и консультативных центров, поликлиник, больниц, содействие оснащению их современным медицинским оборудованием, препаратами и изделиями медицинского назначения. СГООИ "СИЛК" участвует в строительной деятельности (в качестве заказчика) и благоустройстве территорий с целью создания безбарьерной среды и обеспечения как вновь возводимых, так и существующих объектов техническими приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, способствует медицинской реабилитации, оздоровлению инвалидов и повышению уровня их жизни.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 2004 года СГООИ "СИЛК" разрабатывалась и реализовывалась программа по социальной реабилитации инвалидов и осуществлялись связанные с основной деятельностью данной общественной организацией целевые программы.
Так, решением общего собрания членов СГООИ "СИЛК" от 13.03.2007 была утверждена "Программа социальной реабилитации инвалидов" как программный документ, а также были утверждены целевые программы: "Лечение и отдых", "Труд доступен каждому", "Знай свое право".
Основной задачей целевой программы "Лечение и отдых" было создание СГООИ "СИЛК" современного центра реабилитации и оздоровления людей с ограниченными возможностями. Начало разработки программы "Лечение и отдых" было связано с получением данных о составе артезианской воды - Алексеевских минеральных сероводородных вод в поселке Алексеевка Кинельского района Самарской области, что позволяло организовать бальнеологическое лечение населения, создание реабилитационного центра для инвалидов, в том числе для инвалидов-колясочников.
Судами установлено, что СГООИ "СИЛК" планировалось комплексное решение такой задачи как организация не только лечебного корпуса, но и оборудование общежития (гостиницы) для проживания больных, то есть создание многофункционального комплекса.
Из сводного отчета "О реализации целевой программы "Лечение и отдых" за 2007 год (т. 4 л.д. 39) следует, что в рамках реализации дайной программы были проведены следующие мероприятия: осуществлен выбор места расположения реабилитационного центра и достигнута договоренность с собственниками зданий о предоставлении здания в долгосрочную аренду, проведена уборка территории; выявлены потенциальные источники артезианской воды, насыщенной сероводородом и обладающей лечебным эффектом, проведены переговоры с собственником об использовании скважин с артезианской водой; получены данные о лечебных свойствах сероводородной воды; проведены мероприятия по расконсервированию скважин.
Кроме того, СГООИ "СИЛК" было проведено исследование химического состава воды с привлечением Гидрогеологической химической лаборатории ФГУ "Санаторий "Сергиевские минеральные воды".
На конкурсной основе был проведен поиск проектной организации, получены акт технического обследования зданий, предназначенных для реабилитационного центра, проектная и сметная документация.
Общий объем финансирования программы "Лечение и отдых" был определен в 18 000 000 руб. Источники финансирования программы: 60% - собственных средств, 40% - привлеченные средства.
Годовым общим собранием членов СГООИ "СИЛК" 27.05.2010 был утвержден отчет правления организации о мероприятиях, направленных на достижение уставных целей за 2009 год, а также продлен срок реализации программ до 2015 года. На данном годовом общем собрании членов СГООИ "СИЛК" также было принято решение, что единственным источником финансирования мероприятий, предусмотренных целевыми программами, являются доходы, получаемые заявителем от собственной предпринимательской деятельности, а именно: выручка от продажи продукции собственного производства - кирпича силикатного, асфальта дорожного.
Поскольку строительство реабилитационного центра требовало не только существенных материальных затрат, но и методическую, профессиональную подготовку кадров, в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области организацией были направлены запросы по вопросу разработки рекомендаций, касающихся подготовленного Проекта реабилитационного центра.
Письмом от 27.11.2009 Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области дало СГООИ "СИЛК" свои рекомендации и сообщило нормативные требования, предъявляемые к такому виду реабилитационных центров (т. 6 л.д. 5-7). Письмом от 14.07.2011 Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области дало ответ на запрос СГООИ "СИЛК" об оказании организационно-методической помощи по созданию реабилитационного центра (т. 6 л.д. 3, 4). Письмом от 24.05.2012 Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области на запрос СГООИ "СИЛК" сообщило о порядке согласования проведенной реконструкции и капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры - реабилитационного центра, комплектации кадрами и оборудования реабилитационного центра (т. 6 л.д. 1, 2).
В 2009 году были выполнены инженерно-геологические изыскания по объекту "Реконструкция электроцеха под реабилитационный центр для инвалидов по адресу: Самарская область, пос. Алексеевка, ул. Силикатная д. 7", что подтверждается техническим отчетом, выполненным ООО "Строитель-изыскатель" (т.4 л.д. 40-55).
В процессе выполнения инженерно-геологических изысканий проверялся грунт под фундаментом реконструируемого здания для определения возможности увеличения этажности здания, расширения его площади; коррозийная активность грунтов для определения возможности использования различных строительных материалов.
В 2010 году до начала основных работ по реконструкции здания электроцеха СГООИ "СИЛК" было получено экспертное заключение "По обследованию здания электроцеха, расположенного на базе Управления N 5 СГООИ "СИЛК" по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка, ул. Силикатная, д. 7" (т. 4 л.д. 56-102), в соответствии с которым основные несущие конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия, находятся в работоспособном состоянии.
В 2010-2012 годах СГООИ "СИЛК" производились работы по устройству подпорной стены по объекту "Здание электроцеха под реабилитационный центр для инвалидов", а также осуществлялась реконструкция зданий электроцеха и инженерного корпуса: выполнен демонтаж старых полов, межэтажных перекрытий, перегородок, ремонт существующей кровли; произведена расчистка строительной площадки от кустарнико-древесной поросли; выполнены наружные работы по будущему зданию стационара - штукатурка и окраска фасада.
Согласно акту экспертного исследования от 20.08.2014, составленному АНО "Центр экспертиз" (т. 6 л.д. 57-62), объемы работ по реконструкции здания электроцеха по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка. ул. Силикатная, д. 7, указанные в актах выполненных работ, входят в состав работ, предусмотренных Проектом организации строительства (ПОС) и являются подготовительными работами для осуществления реконструкции объекта.
Работы выполнялись по соответствующим договорам подряда, заключенным между СГООИ "СИЛК" и подрядной организацией - ООО "Панорама", в соответствии с локальными ресурсными сметами; приемка работ оформлялась актами о приемке выполненных работ.
Одновременно выполнялись работы по объекту "Инженерный корпус с общежитием под стационар для инвалидов" по адресу: Самарская область, г. Кинель. пос. Алексеевка, ул. Силикатная, д. 7.
Соответствие локальных смет по выполненным работам существующим нормам и правилам ценообразования в строительстве было проверено территориальным органом ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов".
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими заключениями, полученными СГООИ "СИЛК": по общежитию под стационар для инвалидов в сумме 1 103 843,53 руб., по реабилитационному центру для инвалидов в сумме 2 377 798,65 руб., по физкультурно-оздоровительному комплексу для инвалидов в сумме 588 626,66 руб.
Так, в заключении АНО "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" от 27.06.2014 N 299/14 по результатам исследования по выявлению социальной значимости объекта (т. 5 л.д. 95-147) сделан вывод о том, что строительство физкультурно-оздоровительного центра является социально важным.
Кроме того, в период 2010-2012 годов в СГООИ "СИЛК" действовали целевые программы "Труд доступен каждому" и "Рука помощи".
Выполнение программы "Рука помощи" осуществлялось на базе Управления N 7 СГООИ "СИЛК" по адресу: г. Самара, проезд Мальцева, д. 2 и заключалось в создании цеха-столовой для обеспечения инвалидов питанием. Еще в 2003 году СГООИ "СИЛК" был заказан проект в ООО "Проектный институт "Поволжагропромтехпроект" на организацию цеха-столовой по производству полуфабрикатов" (т. 6 л.д. 13-28, 78-81). В 2010 году было получено экспертное заключение ООО "Панорама" по обследованию здания администрации, расположенного на территории Управления N 7 по адресу: г. Самара, проезд Мальцева, д. 2 (т. 6 л.д. 29-46) и заключение о том, что с учетом проведенных технических мероприятий по устранению неисправностей возможно дальнейшее использование здания.
Работы по данному зданию выполнялись на основании соответствующих договоров подряда, заключенных между СГООИ "СИЛК" (заказчик) и подрядчиками - индивидуальными предпринимателями Галстян К.Р. и Кузьминым В.В., при этом факт выполненных данными подрядчиками работ подтверждается актами выполненных работ (т. 6 л.д. 47-56, л.д. 74-77).
Акт экспертного исследования от 20.08.2014, составленный АНО "Центр экспертиз" (т. 6 л.д. 57-73), содержит однозначный вывод о том, что объемы работ, указанные в актах выполненных работ по ремонту помещения цеха-столовой для приготовления полуфабрикатов и обеспечения питанием рабочих мест инвалидов, расположенного в подвале производственного здания по адресу: г. Самара, проезд Мальцева, д. 2, соответствует объемам фактически выполненных работ.
Из сводного отчета правления СГООИ "СИЛК" за 2010 год (т. 5 л.д. 79-83) следует, что для реализации данного направления уставной деятельности было задействовано около 30% от численности сотрудников Управления N 7.
Соответствие локальных смет по выполненным работам существующим нормам и правилам ценообразования в строительстве было проверено территориальным органом ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" и нашло свое отражение в соответствующем заключении, в котором указано на то, что сметная стоимость "Ремонт помещений подвала здания администрации под цех-столовую для обеспечения рабочими местами и питанием инвалидов по адресу: г. Самара, проезд Мальцева, д. 2" составляет 2 116 616,80 руб. (т. 6 л.д. 68-81).
Выполнение СГООИ "СИЛК" программы "Труд доступен каждому" осуществлялось на базе Управления N 3 СГООИ "СИЛК" по адресу: г. Самара, Гаражный проезд, д. 2 и было направлено на создание рабочих мест для инвалидов с последующим их обучением и трудоустройством.
Так, в рамках реализации данной программы был отремонтирован и оборудован цех - швейное производство, созданы условия для труда инвалидов: комнаты отдыха и приема пищи, душевые и раздельные туалеты, швейный зал с увеличенными проходами и дверными проемами, а также была проведена аттестация рабочих мест на соответствие нормам охраны труда и техники безопасности.
Фактическое выполнение данной программы подтверждается отчетом правления СГООИ "СИЛК" о мероприятиях, направленных на достижение уставных целей за 2011 год (т. 5 л.д. 90-93), а сами работы выполнялись ООО "Панорама", что подтверждается имеющимися в деле актами выполненных работ, в том числе актом выполненных работ от 02.11.2010, являющимся приложением к договору от 10.10.2010 и актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 01.12.2010 N АКТ-52 (т. 6 л.д. 95-104).
В акте экспертного исследования от 20.08.2014, составленном АНО "Центр экспертиз" (т. 6 л.д. 105-119), содержится однозначный вывод о том, что объемы работ, указанные в актах выполненных работ по ремонту помещения по адресу: г. Самара, проезд Гаражный, д. 2, соответствуют объемам фактически выполненных работ.
С учетом изложенного судебные инстанции сделали мотивированный вывод о том, что СГООИ "СИЛК" в целях достижения основных задач и функций, предусмотренных статьей 4 Устава, фактически осуществляла деятельность, предусмотренную основными его положениями, в том числе, предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служило достижению ее основных уставных целей, ради которых она была создана, и соответствующую этим целям, что и предусмотрено пунктом 1.6 статьи 1 Устава СГООИ "СИЛК".
Общий объем средств, направленных на уставную деятельность СГООИ "СИЛК", за период 2010-2012 годов составил 23 159 075,77 руб.
В соответствии с пунктом 1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N l06н, юридическое лицо самостоятельно устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организации.
Согласно пункту 4 данного Положения учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности и так далее.
Пунктом 8 указанного Положения установлено, что принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и тому подобное) организации.
Как видно из материалов дела, учетная политика СГООИ "СИЛК" оформлялась приказами "Об учетной политике СГООИ "СИЛК".
В 2010 году таким документом являлся Приказ от 10.01.2010 (т. 6 л.д. 120-134), в соответствии с подпунктом 7.9 пункта 7 которого затраты по уставной деятельности, направленной на социальную реабилитацию инвалидов, учитывается на счете 22 "Уставная деятельность". Приказом установлен коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность в размере 10% (счет 26).
Приложением N 1 к данному Приказу является "План счетов СГООИ "СИЛК", в котором счет 22 определен как "Расходы (уставная деятельность)".
В приложении N 2 к указанному Приказу произведен расчет коэффициента отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность в 2010 году.
Для определения коэффициента отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность были использованы следующие методы: затратный метод по используемой площади; сравнительный метод по рабочему времени персонала. При этом в основу затратного метода СГООИ "СИЛК" были положены затраты на обслуживание, содержание и эксплуатацию помещений, занятых в производстве, и под уставную деятельность. Помещения, используемые для производственных целей и социальных объектов на Управлениях N 3, 5 и 7, находятся в одинаковых условиях: расположены по одним адресам, используют одни инженерные системы и коммуникации, одного года постройки, следовательно, они имеют одинаковые затраты на содержание, техническую эксплуатацию и обслуживание.
Коэффициент отнесения общехозяйственных затрат с использованием затратного метода составляет 16,2%. Для уточнения указанного коэффициента СГООИ "СИЛК" был применен сравнительный метод. Коэффициент отнесения общехозяйственных затрат с использованием сравнительного метода составляет 22,9%.
В соответствии с произведенными СГООИ "СИЛК" расчетами усредненный коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность составляет (16,2 + 22,9 : 2) = 19,6%.
Учитывая обоснованность расходов, с точки зрения рациональности эффективности, деловой разумности, для ведения финансово-хозяйственной деятельности коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность был скорректирован в сторону уменьшения до 10% и закреплен в учетной политике организации, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.06.2007 N 320-О-П.
Согласно бухгалтерской справке СГООИ "СИЛК" (т. 6 л.д. 135) на уставную деятельность в 2010 году по счету 22 отнесена сумма 13 030 053 руб., в том числе: 8 483 276 руб. - общехозяйственные расходы (по счету 26), материалы в сумме 484 724 руб., услуги сторонних организаций (счет 60), что подтверждается расшифровкой расходов по уставной деятельности СГООИ "СИЛК" в 2010 году, анализом счета 22 (т. 6 л.д. 137), журналом проводок за 2010 год по счету 22,10 (т. 6 л.д. 138-146).
Судами установлено, что в 2011 году учетная политика СГООИ "СИЛК" велась в соответствии с Приказом "Об учетной политике СГООИ "СИЛК" на 2011 год" от 10.01.2010 (т. 7 л.д. 1-15).
В соответствии с расчетами, приведенными в приложении N 2 (т. 7 л.д. 14, 15) к данному Приказу, коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность СГООИ "СИЛК" составил 22,7%, но в учетной политике учтен как 10%.
Согласно бухгалтерской справке СГООИ "СИЛК" (т. 7 л.д. 16) на уставную деятельность по счету 22 отнесена сумма 6 310 605 руб., в том числе: по счету 26 - сумма 2 731 479 руб., услуги сторонних организаций по счету 60 - сумма 3 579 125 руб., что подтверждается расшифровкой расходов по уставной деятельности СГООИ "СИЛК" в 2011 году (т. 6 л.д. 136, т. 7 л.д. 17), анализом счета 22, журналом проводок за 2011 год по счету 22,10 (т. 7 л.д. 18).
Из материалов дела следует, что на 2012 год учетная политика СГООИ "СИЛК" была установлена Приказом "Об учетной политике СГООИ "СИЛК" на 2012 год" от 10.01.2012 (т. 7 л.д. 10-33).
В соответствии с расчетами, приведенными в приложении N 2 (т. 7 л.д. 32, 33) к данному Приказу, коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность составлял 39,8%, но в учетной политике учтен как 10%.
Согласно бухгалтерской справке СГООИ "СИЛК" (т. 7 л.д. 34) на уставную деятельность по счету 22 отнесена сумма 3 484 317 руб., в том числе: по счету 26 общехозяйственные расходы в сумме 2 111 225 руб., услуги сторонних организаций (счет 60) в сумме 1 368 414 руб., материалы в сумме 4678 руб., что подтверждается расшифровкой расходов по уставной деятельности СГООИ "СИЛК" в 2012 году (т. 7 л.д. 35), анализом счета 22 (т. 7 л.д. 36), журналом проводок за 2012 год по счету 22,10 (т. 7 л.д. 37).
Налоговыми органами ни в ходе проверки, ни в ходе судебных разбирательств, ни в кассационных жалобах не опровергается правильность отражения в бухгалтерском учете вышеуказанных цифр.
Как видно из материалов дела, в проверяемом налоговом периоде СГООИ "СИЛК" являлась плательщиком НДС, налога на прибыль и НДФЛ.
Пункт 1.2 оспариваемого решения налоговый орган обосновал тем, что СГООИ "СИЛК" неправомерно применило льготу по НДС.
Судебная коллегия считает, что суды обоснованно пришли к выводу о том, что в проверяемый налоговый период СГООИ "СИЛК", как общественная организация инвалидов, правомерно применила льготу, установленную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, ввиду следующего.
Статьями 143, 146 НК РФ организации признаются плательщиками НДС при осуществлении ими операций, являющихся объектами налогообложения по названному налогу.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: реализация (в том числе, передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 данной статьи), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе, созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
В силу статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Как установлено судами, СГООИ "СИЛК" с момента государственной регистрации является общественной организацией инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, в том числе, в проверяемый налоговый период.
В оспариваемом решении налогового органа указано, что за период 2010-2012 годов СГООИ "СИЛОК" имела доход от предпринимательской деятельности, доходы от некоммерческой деятельности (взносы, пожертвования, благотворительность и другие) отсутствуют. Так, в проверенном налоговом периоде СГООИ "СИЛК" осуществляла реализацию силикатного кирпича и асфальтобетонных изделий, предоставление персонала - аутстаффинг, при этом данная организация заявила льготу по уплате НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Критерием правомерности применения налоговой льготы в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ являются сравнительные данные по среднесписочной численности работающих, в том числе работающих инвалидов, что также подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.09.2010 N 1812/2010.
Между тем, как правомерно указано судами, налоговый орган не учел среднесписочную численность сотрудников СГООИ "СИЛК", занятых в целях осуществления именно уставной деятельности данной общественной организации.
При этом судами установлено, что бухгалтерский учет в СГООИ "СИЛК" в проверяемый налоговый период велся в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации ПБУ 1/2008", утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
В соответствии с пунктом 8 раздела 2 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Из материалов дела следует, что во исполнение Устава СГООИ "СИЛК" уполномоченным должностным лицом данной организации в рамках реализации уставных целей и задач были изданы Приказы от 10.01.2010 с номерами 1, 2, 3, 4/УД, от 10.01.2011 с номерами 1, 2, 3, 4/УД, от 10.01.2012 с номерами 1, 2, 3, 4/УД, посредством которых определилась численность и перечень работников, занятых в уставной деятельности СГООИ "СИЛК".
В соответствии с приложением N 2 к Приказам об учетной политике СГООИ "СИЛК" на 2010, 2011 и на 2012 годы определена численность работников, занятых на реализации уставных задач.
В частности, в приложении к Приказу от 10.01.2010 "Об учетной политике СГООИ "СИЛК" на 2010 год" указано, что из общей численности по штатному расписанию организации (головное и 6 обособленных подразделений - Управлений СГООИ "СИЛК") в реализации уставной деятельности заняты 120 человек.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в 2010 году численность работников СГООИ "СИЛК" - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, составила 141 человек, общая численность работников организации составила 689 человек, то есть удельный вес работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к общей численности работников организации в процентном отношении составил 20,2%. В 2011 году численность работников СГООИ "СИЛК" - инвалидов и работников, занятых в осуществлении уставной деятельности, составила 101 человек, общая численность работников организации составила 432 человека, то есть удельный вес работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к общей численности работников организации в процентом отношении составил 23,4%. В 2012 году число работников-инвалидов и работников СГООИ "СИЛК", занятых в осуществлении уставной деятельности данной организации, составило 43 человека, общая численность работников организации составила 342 человека, то есть удельный вес работников-инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к общей численности работников организации в процентном отношении составил 12,6%.
В кассационных жалобах ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области, так же как и в своих решениях приводят не сравнительные данные по среднесписочной численности работающих, в том числе инвалидов, а данные о количестве людей, имеющих инвалидность, в штате СГООИ "СИЛК". При этом налоговые органы повторяют цифры, указывая, что в штате СГООИ "СИЛК" инвалиды числятся в количестве: за 2010 год - 21 человек, за 2011 - 13 человек, за 2012 год - 8 человек
Таким образом, налоговые органы неверно исчислили численность инвалидов к общей численности сотрудников данной общественной организации, а именно: в 2010 году - 3% (21 и 698), в 2011 году - 3% (13 из 432), в 2012 году - 2.3% (8 из 342).
В оспариваемом решении налогового органа указано, что СГООИ "СИЛК" не ведет самостоятельно поиск и трудоустройство инвалидов.
Между тем судами установлено, что подбор персонала, в том числе граждан, имеющих инвалидность, осуществлялся на основании договоров, заключенных с ГУ "Центр занятости населения", поскольку уставной задачей СГООИ "СИЛК" является организация рабочих мест для граждан, имеющих инвалидность, их интеграция в социальную сферу.
В материалах дела содержатся доказательства того, что расходы по швейному цеху (Управление N 3), где трудились инвалиды, за 2011 год составили 1 220 156,77 руб., а целевые перечисления ГУ "Центр занятости населения" за данный период составили 297 154,64 руб. Кроме того, в 2012 году расходы СГООИ "СИЛК" по швейному производству составили 980 494,92 руб., а целевые перечисления ГУ "Центр занятости населения" отсутствовали.
Судами указано, что в СГООИ "СИЛК" имеются производства с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых не может быть использован труд граждан, имеющих инвалидность, в связи с чем для осуществления деятельности требовались работники, не имеющие инвалидность, которые могли бы производить товары, выполнять работу и оказывать услуги, выручка от которых и составила доход организации.
ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области в кассационных жалобах неправомерно производят расчет удельного веса фонда оплаты труда работающих в СГООИ "СИЛК" инвалидов в общем фонде оплаты труда работников заявителя, не учитывая фонда оплаты труда работников, занятых в уставной деятельности.
Судебные инстанции в судебных актах правильно указали, что необходимо сравнивать данные по фонду оплаты труда работников, занятых в сфере предпринимательской деятельности, к заработной плате работающих инвалидов в общем фонде заработной платы.
Данные СГООИ "СИЛК" по фонду оплаты труда нашли свое подтверждение в отчетах организации за 2010, 2011 и 2012 годы, представленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также анализе счета N 70 за соответствующие годы.
Так, судами установлено, что в 2010 году фонд оплаты труда работников СГООИ "СИЛК" - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, составил 23 670 000 руб., а фонд оплаты труда по организации - 80 127 000 руб., при этом удельный вес фонда оплаты труда работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к фонду оплаты труда по организации составил 29,5%. В 2011 году фонд оплаты труда работников СГООИ "СИЛК" - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, составил 17 238 000 руб., фонд оплаты труда по организации - 40 086 000 руб., удельный вес фонда оплаты труда работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к фонду оплаты труда СГООИ "СИЛК" составил 37,4%. В 2012 году фонд оплаты труда работников СГООИ "СИЛК" - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, составил 6 222 000 руб., фонд оплаты труда по организации - 26 677 000 руб., а удельный вес фонда оплаты труда работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности СГООИ "СИЛК", к фонду оплаты труда по организации составил 23,3%.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно согласились с доводом заявителя о том, что налоговый орган ошибочно исчислил соотношение суммы расходов на уставную деятельность СГООИ "СИЛК" (причем их части) без сопоставления удельного веса самой налоговой льготы.
Из материалов дела видно, что извлечение прибыли не являлось основной деятельностью СГООИ "СИЛК", поскольку основные показатели, формирующие затраты и входящие в состав выручки, приходились на энергопотребление, на выплату заработной платы и на приобретение сырья.
Суды сделали правильный вывод о неверном определении ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области соотношения суммы средств, направленных на ведение уставной деятельности организации, с суммой налоговой льготы (в результате использования налоговым органом налогооблагаемой базы по НДС, а не суммы самого налога), что привело к искажению соотношения суммы средств, направленных на уставную деятельность, к сумме налоговой льготы по НДС.
При этом судами установлено, что деятельность организации способствует созданию материально-технической базы, которая позволяет эффективнее реализовывать уставные цели. Предпринимательская деятельность организации служит достижению целей, обозначенных в Уставе, способствует их реализации, расширяет возможности организации для выполнения своих уставных целей. Финансирование уставной деятельности является приоритетным и происходит на основании налоговой льготы.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что СГООИ "СИЛК" правомерно применила пониженную ставку налога на прибыль. При этом суды посчитали, что в рассматриваемом случае налоговый орган ошибочно применил статью 2 Закона Самарской области от 07.11.2005 N 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет", которая, по мнению судов, не распространяется на СГООИ "СИЛК", поскольку у организации отсутствует уставный капитал, данная общественная организация не является учреждением, у нее нет вкладов общественных организаций и нет собственника имущества.
Между тем, отклоняя доводы налогового органа по данному эпизоду, суды не учли, что в соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 07.11.2005 N 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет" пониженные ставки налога устанавливаются для определенных в данной статье категорий налогоплательщиков в размере 13,5% для общественных организаций инвалидов, учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, доля заработной платы работников-инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25% и расходы, производимые на непосредственное обеспечение нужд инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов, составляют не менее 50% балансовой прибыли.
Судами не дана оценка доводу налогового органа о том, что численность инвалидов по данным СГООИ "СИЛК", предоставленным в период проверки, составляет менее 50% от общего числа работников; доля заработной платы работников-инвалидов в расходах на оплату труда по данным СГООИ "СИЛК" составляет менее 25%; расходы, производимые на непосредственное обеспечение нужд инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов, составляют менее 50% балансовой прибыли.
При этом в доказательство вышеизложенного налоговый орган ссылается на налоговые декларации по налогу на прибыль, справки 2-НДФЛ, табели учета рабочего времени, ведомости начисления заработной платы, карточки бухгалтерских счетов и др. первичные документы.
Суды посчитали, что поскольку в рамках выездной налоговой проверки СГООИ "СИЛК" в лице своего уполномоченного представителя предприняла меры, направленные на передачу налоговому органу оригиналов всех имеющихся документов, организация не может быть привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, поскольку отсутствует такой необходимый элемент состава правонарушения как вина налогоплательщика.
В силу пункта 1 статьи 93 НК РФ и должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
Непредставление истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Суды не приняли во внимание то обстоятельство, что факт правонарушения, а именно непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов и иных сведений, установлен в ходе выездной налоговой проверки. Привлекая налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ, инспекция действовала в соответствии с положениями статьи 93 НК РФ и требовала предоставления конкретных документов. В материалах дела отсутствуют доказательства передачи налоговому органу в установленные сроки истребуемых документов, и указанному обстоятельству судами оценка не была дана.
При рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, организация указывала, что не располагала сотрудниками для исполнения законного требования инспекции, однако данное обстоятельство не является основанием, исключающим ответственность налогоплательщика по статье 126 НК РФ.
В кассационных жалобах ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области ссылаются на отсутствие доводов со стороны заявителя о незаконности начисления пени по НДФЛ.
Между тем необходимо отметить, что, обращаясь в суд, СГООИ "СИЛК" просило признать недействительными решения ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области полностью, однако, судом первой инстанции не был исследован эпизод начисления налоговым органом пени по НДФЛ. В судебном акте отсутствуют ссылки на документы, законы и иные нормативные правовые акты, которыми суд руководствовался при принятии решения в данной части.
Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными решений ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области в части привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 720 670 руб., в указанной части решение суда первой инстанции изменено. При этом суд апелляционной инстанции в постановлении не указал, с какой же суммы является законным начисление пени по НДФЛ за спорный период.
В связи с вышеизложенным, судебные акты подлежат отмене в части признания недействительными решения ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 05.09.2014 N 08-12/08562 и решения УФНС России по Самарской области от 11.12.2014 N 03-15/30500 по доначислению налога на прибыль, пени и штрафа по нему, в части привлечения к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ, в части начисления пени по НДФЛ, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, дать надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам в совокупности и взаимосвязи с вышеприведенными доводами налоговых органов, после чего вынести законное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу N А55-5925/2015 в части признания недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары от 05.09.2014 N 08-12/08562 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 11.12.2014 N 03-15/30500 по доначислению налога на прибыль, пени и штрафа по нему, в части привлечения к налоговой ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в части начисления пени по налогу на доходы физических лиц отменить. Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными решений ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары и УФНС России по Самарской области в части привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 720 670 руб., в указанной части решение суда первой инстанции изменено. При этом суд апелляционной инстанции в постановлении не указал, с какой же суммы является законным начисление пени по НДФЛ за спорный период.
В связи с вышеизложенным, судебные акты подлежат отмене в части признания недействительными решения ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 05.09.2014 N 08-12/08562 и решения УФНС России по Самарской области от 11.12.2014 N 03-15/30500 по доначислению налога на прибыль, пени и штрафа по нему, в части привлечения к налоговой ответственности по статье 126 НК РФ, в части начисления пени по НДФЛ, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 декабря 2015 г. N Ф06-3552/15 по делу N А55-5925/2015