г. Казань |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А12-10613/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца (общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград") - до перерыва Деревянко А.А. (доверенность от 21.09.2015 N 587/11), после перерыва Колесника А.В. (доверенность от 01.01.2015 N 1/11)
истца (акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград") - до и после перерыва Пузикова А.С. (доверенность от 19.06.2015 N юр - 1458/15),
ответчика - до и после перерыва Музяева Г.Н. (доверенность от 01.01.2015 N 11), Костенко И.А. (доверенность от 10.06.2015 N 119),
третьего лица (Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области) - до и после перерыва Мальцева Р.Н. (доверенность от 18.08.2015 N 15),
в отсутствие представителя третьего лица - Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград" и Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2015 (судья Калашникова О.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Жевак И.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-10613/2015
по исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202) и акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград" (ОГРН 1023402971514, ИНН 3443013847) к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (ОГРН 1093435000845, ИНН 3435098928) о взыскании денежных средств, с участием третьих лиц: Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1143443000986, ИНН 3460012716) и Комитета топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (ОГРН 1153443002074, ИНН 3444200455),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", истец - 1) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (далее - ООО "Лукойл-Волгоградэнерго", ответчик") о взыскании 16 876 356,47 рублей в счет уплаты задолженности за январь 2015 года по договору поставки газа от 01.10.2012 N 09-5-36774/13Б/1026.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Комитет ТЭК Волгоградской области) и акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград".
В производстве Арбитражного суда Волгоградской области находились дела N А12-14140/2015, N А12-19477/2015, N А12-23413/2015, в рамках которых ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" к ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" предъявлены требования о взыскании 12 284 188,65 рублей в счет уплаты задолженности по договору поставки газа за февраль 2015 года от 01.10.2012 N 09-5-36774/13Б/1026, 10 145 242,58 рублей - за март 2015 года, 5 497 488,62 рублей - за апрель 2015 года.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.06.2015 дела N А12-14140/2015, N А12-19477/2015, N А12-23413/2015 и N А12-10613/2015 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А12-10613/2015.
Дело Арбитражного суда Волгоградской области N А12-17182/2015, в рамках которого акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград" (далее - АО "Газпром газораспределение Волгоград", истец-2) предъявило к ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" исковые требования о взыскании 4 626 301,28 рублей в счет уплаты задолженности по договору транспортировки газа по газораспределительным сетям от 26.11.2014 N Вч-47-18-1688/14, 46 374,73 рублей в счет уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2015 объединено в одно производство с делом N А12-10613/2015 с присвоением объединенному делу N А12-10613/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по указанному иску судом первой инстанции привлечены Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет ЖКХ Волгоградской области), Комитет ТЭК Волгоградской области, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" уменьшило размер иска до 41 918 537,16 рублей в счет уплаты задолженности за январь - апрель 2015 года; АО "Газпром газораспределение Волгоград" увеличило размер требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами до 142 744,44 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015, в удовлетворении требований ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" и АО "Газпром газораспределение Волгоград" отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", АО "Газпром газораспределение Волгоград" и Комитет ТЭК Волгоградской области обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Указывают на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявители жалоб не соглашаются с выводами судов о несоответствии Приказа 16-ОД от 29.01.2015 нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указывают, что данный приказ издан во исполнение требований статьи 17 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" от 03.05.2001 N 335, "Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации".
Полагают, что необходимость устанавливать в документах, регламентирующих деятельность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, специальных (отдельно от полномочий по утверждению программы газификации) полномочий по утверждению размера специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа как обязательное условие для ее утверждения и применения не предусмотрена действующим законодательством.
Считают, что Министерство пунктами 2.2 и 2.24 Положения было наделено соответствующими полномочиями в сфере регулирования отношений, возникающих при утверждении и последующей практической реализации программ газификации, в том числе финансируемых за счет специальной надбавки.
Также указывают, что специальная надбавка является единственным источником финансирования для соответствующей программы газификации и ее неотделимой составляющей, и полномочия Министерства по утверждению программ газификации, финансируемых за счет средств специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям, невозможно реализовать без определения указанного источника финансирования.
Принятие судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований делает невозможным финансирование работ, предусмотренных программой газификации Волгоградской области.
Специальная надбавка является обязательной составляющей договорной стоимости услуг по транспортировке газа как в силу пункта 6.1. договора, заключенного между истцом и ответчиком, так и в силу норм действующего законодательства.
Договор поставки газа сторонами не признавался недействительным, незаконным и противоречащим нормам права, а ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" не обращался к истцу об изменении каких-либо условий договора поставки, в том числе об исключении из цены договора условия об оплате спецнадбавки.
Ссылаются на правомерность и допустимость распространения действия Приказа на отношения, возникшие до его введения в действие, в силу положений Закона Волгоградской области от 09.12.21014 N 169-ОД "О нормативных правовых актах Волгоградской области", в соответствии с которым действие нормативного правового акта Волгоградской области может быть распространено на отношения, возникшие до его введения в действие (обратная сила). Указание на обратную силу должно содержаться в нормативном правовом акте Волгоградской области или в акте о введении его в действие, что и имеет место.
Кроме того, указывают, что Приказ от 29.01.2015 N 16-ОД до настоящего времени не отменен в установленном законом порядке и является действующим, а значит, обязательным для исполнения. Также отмечают, Комитетом ТЭК Волгоградской области (правопреемником Министерства ЖКХ и ТЭК Волгоградской области) издан Приказ от 06.10.2015 N 116-ОД, которым утвержден размер специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа на период с 06.10.2015 по 31.12.2015, где определено, что положения пункта 3 Приказа Министерства от 29.01.2015 N 16-ОД продолжают действовать до 05.10.2015.
ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в жалобе также указывает на нарушение судами процессуальных прав лиц, участвующих в деле.
Так, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", АО "Газпром газораспределение Волгоград", Комитетом ЖКХ И ТЭК заявлялись ходатайства об отложении судебного заседания в связи с тем, что в нарушение требований части 2 статьи 262 АПК РФ ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу лицам, участвующим в деле, непосредственно перед началом судебного заседания, что лишило стороны возможности ознакомления с доводами отзыва. Однако, суд апелляционной инстанции в удовлетворении указанного ходатайства неправомерно отказал.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 15.12.2015 объявлялся перерыв до 15 часов 50 минут 22.12.2015 в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
В отзыве ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" с доводами кассационных жалоб не согласилось, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители истцов и третьего лица - Комитета ТЭК Волгоградской области поддержали доводы кассационных жалоб в полном объеме, представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителя в суд не направил, отзыв на кассационную жалобу суду не представил.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (поставщик) и ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" (покупатель) 01.10.2012 заключен договор поставки газа N 09-5-26774/13Б/1026 (далее - договор от 01.10.2012), в соответствии с условиями которого поставщик принял на себя обязательство поставлять природный газ в предусмотренных договором объемах, а покупатель - отбирать газ и оплачивать его стоимость в порядке и сроки, определенные договором.
Пунктом 5.1. договора от 01.10.2012 предусмотрено, что цена на газ на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемой оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО (ТТГ) и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО, с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение условий договора в январе - апреле 2015 года истец поставил ответчику газ в неоспариваемых последним объемах, указанных в актах приема-передачи газа, подписанных ответчиком.
Истец в счетах-фактурах указал следующую стоимость поставленного газа: в январе 2015 года - 912 218 648,27 рублей; в феврале 2015 года - 804 582 391,08 рублей; в марте 2015 года - 661 470 814,52 рублей; в апреле 2015 года - 363 136 484,20 рублей.
ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" выразил несогласие на оплату суммы специальной надбавки к тарифу по транспортировке газа по газораспределительным сетям: в январе 2015 года - 16 876 356,47 рублей; в феврале 2015 года - 12 284 188,65 рублей, в марте 2015 года - 10 145 242,58 рублей; в апреле 2015 года - 5 497 488,62 рублей.
В остальной части стоимость поставленного газа ответчиком оплачена.
Между АО "Газпром газораспределение Волгоград" и ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" 26.11.2014 заключен договор транспортировки газа по газораспределительным сетям на техническую эксплуатацию участка газораспределительной сети N Вч-47-18-1688/14 (далее - договор от 26.11.2014), по условиям которого АО "Газпром газораспределение Волгоград" обязалось оказывать ответчику услуги по транспортировке газа в предусмотренных договором объемах, а ответчик - отбирать газ и оплачивать его транспортировку в порядке и сроки, определенные договором.
В пункте 6.1. договора от 26.11.2014 предусмотрено, что стоимость транспортировки газа определяется и применяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации исходя из объема транспортировки газа и дифференцированных тарифов, установленных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, и размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа, утвержденного органами исполнительной власти Волгоградской области.
Во исполнение условий договора в январе - феврале 2015 года истец оказал ответчику услуги по транспортировке газа в объемах, указанных в актах на выполненные работы (услуги), подписанных ответчиком с разногласиями относительно стоимости выполненной работы.
АО "Газпром газораспределение Волгоград", ссылаясь на акты на выполненные работы (услуги), указывает, что стоимость услуг по транспортировке газа составляет: акт от 31.01.2015 N 1073 на сумму 3 587 880,08 рублей, N 1074 на сумму 8 577 634,50 рублей, N 1075 на сумму 946 288,14 рублей; акт от 28.02.2015 N 2156 на сумму 4 399 087,64 рублей, N 2157 на сумму 6 986 563,39 рублей, N 2158 на сумму 490 521,24 рублей.
Стоимость услуг по транспортировке газа оспаривается ответчиком, отказывающимся оплачивать суммы специальной надбавки к тарифу по транспортировке газа в общем размере 4 626 301,28 рублей, что соответствует размеру взыскиваемой задолженности.
Указывая на наличие задолженности, составляющей неоплаченные ответчиком суммы специальной надбавки к тарифу, утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 29.01.2015 N 16-ОД, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды верно руководствовались следующими положениями.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В пункте 2 статьи 548 ГК РФ определено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата согласно статье 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 1 статьи 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69) в статье 25 установлена обязанность потребителей оплатить поставку газа и оказанные услуги на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке.
Согласно статье 17 Закона N 69 для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
Порядок введения специальных надбавок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации".
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации. Средства, привлекаемые за счет специальных надбавок, направляются на финансирование газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной указанными программами, а также на компенсацию выпадающих доходов газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Уставом Волгоградской области от 24.02.2012 N 1-ОД определено, что исполнительную власть Волгоградской области осуществляют Губернатор Волгоградской области, Администрация Волгоградской области (ранее - Правительство Волгоградской области) и органы исполнительной власти Волгоградской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законами Волгоградской области. Статьями 22, 24 предусмотрено, что система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области; Положения об органах исполнительной власти Волгоградской области утверждает Губернатор Волгоградской области.
В статье 11 Закона Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что орган исполнительной власти Волгоградской области действует на основании положения о нем. Положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области. В случаях, установленных федеральным законодательством, положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области - администрацией Волгоградской области (ранее - Правительством Волгоградской области).
Постановлением Правительства Волгоградской области от 19.06.2012 N 125-п полномочиями в сфере газификации и полномочиями по установлению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям было наделено Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
А именно, пунктом 2.5.2 Положения о министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области предусматривались полномочия устанавливать по согласованию с газораспределительными организациями специальную надбавку к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенную для финансирования программ газификации.
В декабре 2013 года функции Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области были разделены между Комитетом тарифного регулирования, действующим на основании Положения от 19.06.2012 N 125-п о Министерстве топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 N 752-п, и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, действующим на основании Положения, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 N 1327.
В соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 N 752-п полномочия Комитета тарифного регулирования первоначально соответствовали полномочиям Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе и по утверждению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации.
Впоследствии в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п Положение от 19.06.2012 N 125-п утратило силу в связи с утверждением нового Положения о Комитете тарифного регулирования, которым в компетенцию Комитета тарифного вопросы, связанные с программами газификации, включены не были.
В силу пункта 4 Постановления Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 N 1109 (в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 09.01.2014 N 3) с 15.01.2014 Министерству ЖКХ и ТЭК Волгоградской области переданы функции Комитета тарифного регулирования Волгоградской области по реализации программ газификации Волгоградской области, а также в сферах обеспечения эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 N 1327 утверждено Положение о Министерстве ЖКХ и ТЭК, в котором (с 15.01.2014) определено, что в полномочия Министерства входит утверждать программы газификации, финансируемые за счет средств специальной надбавки, включаемой в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям (пункт 2.2); осуществлять функции по реализации программ газификации Волгоградской области в пределах своей компетенции (пункт 2.4).
Постановление Губернатора Волгоградской области от 19.12.2013 N 1327 признано утратившим силу Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 158, которым утверждено Положение о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области с указанием о вступлении в силу 30.01.2015.
Одновременно, Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 160 утверждено Положение о Комитете топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, в котором определено, что Комитет является правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в части полномочий по обеспечению функционирования организаций топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществлению функций по реализации программ газификации Волгоградской области.
Приказом Министерства ЖКХ и ТЭК от 29.01.2015 N 16-ОД, опубликованным 11.02.2015 в газете "Волгоградская правда" N 24, утверждена Программа газификации Волгоградской области, финансируемая из средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа открытым акционерным обществом "Газпром газораспределение Волгоград", на 2015 год, а также установлены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" на 2015 год в следующих размерах: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 70 рублей за 1 тыс. куб. метров газа; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 34,14 рубля за 1 тыс. куб. метров газа.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по оплате специальной надбавки к тарифам, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что полномочия по утверждению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа у Министерства ЖКХ и ТЭК не имелось, Положением о Министерстве ЖКХ и ТЭК такие полномочия предусмотрены не были, соответственно, Приказ в части установления специальной надбавки издан с превышением имевшихся у Министерства полномочий и исполнению в соответствующей части не подлежит.
Вместе с тем, судами не было учтено, что в силу содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов, а также пункта 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021) реализация программ газификации возможна лишь при утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, которые являются обязательной составляющей цены на газ. Утверждение надбавок производится непосредственно с целью обеспечения финансирования программ газификации и в рамках соответствующих полномочий по утверждению, реализации и финансированию Программы, которыми вопреки выводам судов, было наделено Министерство ЖКХ и ТЭК согласно утвержденному Положению.
Таким образом выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Министерства полномочий по утверждению специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Само по себе невнесение в Положение о Министерстве ранее отдельно отраженных полномочий на установление специальной надбавки не свидетельствует о лишении органа соответствующих полномочий.
При таких обстоятельствах окружной суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего иска для оценки обоснованности заявленных требований суду необходимо было исследовать вопрос о наличии либо отсутствии разграничений функций по реализации и финансированию Программ газификации и функций по установлению специальной надбавки и разрешить вопрос о сроке, с которого в силу действующего законодательства данная специальная надбавка является установленной.
Однако, суд первой инстанции принял решение, не выполнив в полной мере требования части 2 статьи 65 АПК РФ, возлагающей на суд обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, и норм материального права, подлежащих применению, а суд апелляционной инстанции не устранил допущенные нарушения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия сочла необходимым направить настоящее дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и с учетом установленных обстоятельств принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 по делу N А12-10613/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по оплате специальной надбавки к тарифам, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что полномочия по утверждению специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа у Министерства ЖКХ и ТЭК не имелось, Положением о Министерстве ЖКХ и ТЭК такие полномочия предусмотрены не были, соответственно, Приказ в части установления специальной надбавки издан с превышением имевшихся у Министерства полномочий и исполнению в соответствующей части не подлежит.
Вместе с тем, судами не было учтено, что в силу содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов, а также пункта 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021) реализация программ газификации возможна лишь при утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, которые являются обязательной составляющей цены на газ. Утверждение надбавок производится непосредственно с целью обеспечения финансирования программ газификации и в рамках соответствующих полномочий по утверждению, реализации и финансированию Программы, которыми вопреки выводам судов, было наделено Министерство ЖКХ и ТЭК согласно утвержденному Положению."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 декабря 2015 г. N Ф06-3245/15 по делу N А12-10613/2015
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10613/15
29.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3245/15
26.11.2015 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10613/15
14.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8626/15
10.07.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10613/15