г. Казань |
|
26 января 2016 г. |
Дело N А55-12474/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Ковдра О.А. (доверенность от 15.09.2015 N 193),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 (судья Медведев А.А) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судей Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу А55-12474/2015
по заявлению акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", Самарская область (ИНН 6330017980, ОГРН 1026303117994) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара (ИНН 6315856460, ОГРН 1106315004003) о признании незаконным решения и обязании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимущества), изложенного в письме от 27.03.2015 N 3528, об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 52 501 кв. м с кадастровым номером 63:04:0302001:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 68, и обязании Управления Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем направления в адрес Общества проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что при рассмотрении вопроса о предоставлении в собственность земельного участка подлежат применению нормы законодательства, действующие на момент подачи заявления об указанном предоставлении. Общество считает, что на дату подачи заявления о выкупе земельного участка им были представлены все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 12.01.2016 был объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 19.01.2016. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 52 501 кв. м по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 68, с кадастровым номером 63:04:0302001:8: В-1 парк приема и подготовки продуктов в составе цеха N 11; здание кирпичное, год постройки - 1966 (насосная В-1); здание кирпичное (здание бытовое, операторной В-1); здание ТП-20 В-1.
Указанные объекты были приобретены Обществом по договору купли-продажи в 2011 году, переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Заявлением от 06.02.2012 Общество обратилось в Управление Росимущества о выкупе земельного участка площадью 29 955 кв. м с кадастровым номером 63:04:0302001:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 68
Письмом от 19.03.2012 N 24/45 Управление Росимущества отказало Обществу в выкупе земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:8, со ссылкой на имеющиеся противоречия между сведениями, содержащимися в ЕГРП и в государственном кадастре недвижимости в отношении площади земельного участка, указав, что согласно выписке из ЕГРП от 08.12.2011 в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 63:04:0302001:8 площадью 52 501 кв. м, а Обществом представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:8, площадь которого составляет 29 555 кв. м.
Заявлением от 14.06.2012 Общество повторно обратилось в Управление Росимущества о выкупе земельного участка площадью 29 955 кв. м с кадастровым номером 63:04:0302001:8, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности, по цене 2,5% кадастровой стоимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2014 по делу N А55-4248/2013 было удовлетворено заявление Управления Росимущества, которым суд признал недействительным постановление Главы городского округа Новокуйбышевск от 26.01.2007 N 97 в части уточнения площади земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:0008 в размере 29 555 кв. м; признал незаконными действия Управления Роснедвижимости по Самарской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:0008 в размере 29 555 кв. м и обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об ориентировочной площади земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:8 в размере 52 501 кв. м.
После исполнения судебного акта по делу N А55-4248/2013 и приведения данных в ЕГРП и в государственном кадастре недвижимости о площади земельного участка в соответствие, Обществом в Управление Росимущества был представлен кадастровый паспорт от 04.03.2015 земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:8 площадью 52 501 кв. м.
Письмом от 27.03.2015 N 3528 Управление Росимущества отказало Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, со ссылкой на то, что в кадастровом паспорте границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями статей 39.3, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что в представленном кадастровом паспорте земельного участка от 04.03.2015 указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованием земельного законодательства, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что у уполномоченного органа имелись основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренные пунктом 24 статьи 39.16 ЗК РФ.
Между тем при разрешении спора судами не принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По смыслу пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления Обществом от 14.06.2012) правоотношения по предоставлению земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
При этом статья 36 ЗК РФ не предусматривала обязательного предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка одновременно с подачей заявления, о чем прямо было указано в пункте 7 статьи 36 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество вместе с заявлением от 14.06.2012 о выкупе земельного участка не могло предоставить кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 63:04:0302001:8 площадью 52 501 кв. м, поскольку на указанную дату на кадастровом учете стоял земельный участок с кадастровым номером 63:04:0302001:8 площадью 29 555 кв. м.
Общество выполнило все требования, предусмотренные нормами ЗК РФ, действующего до принятия Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), в связи с чем проверка законности действий уполномоченного органа должна осуществляться судом на момент обращения и истечения установленного для конкретной административной процедуры срока (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ), поскольку бездействие таких органов и нарушение сроков для принятия решения о предоставлении земельного участка не могут налагать на заявителя дополнительные обязанности, которые впоследствии могли быть установлены изменением действующего законодательства, принятым после истечения срока для административной процедуры такого предоставления.
Расхождения в площади земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:8 были устранены только вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2014 по делу N А55-4248/2013, во исполнение которого Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внесла в государственный кадастр недвижимости сведения об ориентировочной площади земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:8 в размере 52 501 кв. м, и Общество получило кадастровый паспорт земельного участка от 04.03.2015, в котором указано, что дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 21.12.2005, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Данный кадастровый паспорт был предоставлен Обществом в Управление Росимущества для принятия решения.
Таким образом, в данном конкретном случае, непредставление кадастрового паспорта земельного участка в уполномоченный орган до 01.03.2015, произошло не по вине Общества, в связи с чем землепользователь не может нести риск наступления последствий в несовершении им соответствующих действий.
Отказывая в предоставлении земельного участка в собственность письмом от 27.03.2015, Управление Росимущества сослалось на то, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованием земельного законодательства, что в силу пункта 24 статьи 29.16 ЗК РФ, в редакции, действующей после 01.03.2015, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.
Признавая данный отказ соответствующим нормам действующего законодательства, судебные инстанции не приняли во внимание, что после вступления в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Законом N 171-ФЗ, положения о наличии исключительного права на приобретение земельных участков собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, закреплены статьей 39.20 ЗК РФ.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Позиция Управления Росимущества и судов относительно невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность Общества не учитывает исключительность гарантированного земельным законодательством права собственника объекта недвижимости на приобретение расположенного под этим объектом земельного участка и необходимого для его эксплуатации.
Спецификой данного спора является то, что если на момент обращения заинтересованного лица, являющегося собственником объекта недвижимого имущества, в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о выкупе земельного участка, расположенного под недвижимостью, такой земельный участок не был сформирован, то это не исключало того, что в процессе рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган должен провести процедуру формирования земельного участка в соответствии с действующим законодательством и волеизъявлением обратившегося лица.
В настоящее время детальный административный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов:
- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подачу гражданином или юридическим лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о недействительности решения Управления Росимущества от 27.03.2015 N 3528, в связи с его несоответствием, в том числе положениям статьи 39.20 ЗК РФ, как нарушающего права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебные инстанции, установив все обстоятельства дела, неправильно применили нормы материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты с принятием нового решения.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ суд в резолютивной части решения указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая решение о возложении на конкретное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд обязывает заинтересованное лицо совершить определенные действия и устанавливает срок их совершения в соответствии со статьей 174 АПК РФ.
При этом суд не связан требованиями заявителя о применении того или иного способа устранения нарушения его прав и законных интересов и в силу своих дискреционных полномочий вправе принять собственное решение в этих целях.
Вместе с тем, при применении части 4 статьи 201 АПК РФ в части устранения допущенных нарушений необходимо учитывать особенности правил части 4 статьи 3 АПК РФ, согласно которой судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Введенные Законом N 171-ФЗ положения предусматривают, что объектами земельных отношений, которые находятся в публичной собственности, могут быть земельные участки, прошедшие кадастровый учет, имеющие уточненные границы в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", вовлечение в гражданский оборот публичных земель в противном случае не допускается.
Учитывая, что на дату принятия решения суда действует ЗК РФ в редакции изменений, внесенных Законом N 171-ФЗ, а границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 39.14, 39,15 ЗК РФ, в качестве способа восстановления нарушенного права Общества считает, что Управлению Росимущества необходимо совершить действия, связанные с принятием решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу N А55-12474/2015 отменить, заявление акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, изложенного в письме от 27.03.2015 N 3528 об отказе в предоставлении акционерному обществу "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" в собственность земельного участка площадью 52 501 кв. м. с кадастровым номером 63:04:0302001:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 68.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" путем совершения действий, связанных с принятием решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в пользу акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" 6000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Введенные Законом N 171-ФЗ положения предусматривают, что объектами земельных отношений, которые находятся в публичной собственности, могут быть земельные участки, прошедшие кадастровый учет, имеющие уточненные границы в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", вовлечение в гражданский оборот публичных земель в противном случае не допускается.
Учитывая, что на дату принятия решения суда действует ЗК РФ в редакции изменений, внесенных Законом N 171-ФЗ, а границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 39.14, 39,15 ЗК РФ, в качестве способа восстановления нарушенного права Общества считает, что Управлению Росимущества необходимо совершить действия, связанные с принятием решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ.
...
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 и постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу N А55-12474/2015 отменить, заявление акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" удовлетворить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2016 г. N Ф06-4849/15 по делу N А55-12474/2015