г. Казань |
|
26 января 2016 г. |
Дело N А57-4482/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Хайбулова А.А.,
в отсутствие сторон - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.09.2015 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-4482/2015
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Южный-2001" к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по управлению имуществом г. Саратова о взыскании 586 359,18 руб.
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Южный-2001" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Комитету по финансам города Саратова (далее - Комитет по финансам), администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитету по управлению имуществом г. Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом) о взыскании 5 888 860,74 руб.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уменьшил сумму исковых требований до 586 359,18 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.09.2015 с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета финансов администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца взыскано 586 359,18 руб. задолженности за период с февраля 2012 года по декабрь 2014 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет по финансам просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, принять по делу новый судебный акт, отказав в иске к Комитету по финансам.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судами обеих инстанций, истец является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений (граждан, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) в домах, расположенных в г. Саратове по следующим адресам:
- пр. Энтузиастов, д. N 66, 68, 70, 74, 76, 78, 80, 82, 84, 86;
- ул. Ленинградская, д. N 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 16, 18;
- ул. Вологодская, д. N 2а, 3, 4, 8, 8/1, 10, 10/2, 12, 13, 11;
- ул. Азина, д. N 1, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 11/1, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 17а, 19а, 20, 20а;
- ул. Васильковская, д. N 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 11/1, 13, 15, 19, 19а;
- ул. Верхоянская, д. N 2;
- ул. Солнечная, д. N 1, 2, 3, 4, 6.
Товарищество создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.07.2015 N 64/001/005/2015-28965 и письма Комитета по управлению имуществом от 02.07.2015 нежилые помещения:
1. общей площадью 174,2 кв.м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 78,
2. общей площадью 211,2 кв.м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Верхоянская, д. 2,
3. общей площадью 35 кв.м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Васильковская, д. 19,
4. общей площадью 9,2 кв.м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Верхоянская, д. 5,
5. общей площадью 104,5 кв.м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Верхоянская, д. 4а,
6. общей площадью 75 кв.м, расположенное в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Вологодская, д. 4 являются собственностью муниципального образования "Город Саратов".
Протоколами общего собрания членов истца от 21.04.2011, 05.06.2013, 14.04.2014, проведенных в форме заочного голосования, утверждены тарифы на содержание и текущий ремонт мест общего пользования в жилых домах. Тарифы действовали соответственно датам протоколов до 31.05.2013, до 01.05.2014 и по настоящее время.
Тепловая энергия в жилые дома, расположенные по адресам: пр. Энтузиастов, д. 78, ул. Верхоянская, д. 2, ул. Васильковская, д. 19, ул. Верхоянская, д. 5, 4а, ул. Вологодская, д. 4 поставляется на основании договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.01.2006 N 52551т, заключенного истцом с открытым акционерным обществом "ВТГК".
Неоплата муниципальным образованием "Город Саратов" задолженности за техническое обслуживание (содержание и ремонт общего имущества) и отопление послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из следующего.
На основании положений пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В статье 210 ГК РФ закреплена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2005 N 6-П указано, что право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В пункте 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 ЖК РФ).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (пункт 8 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
По мнению судов обеих инстанций, отсутствие соответствующего договора с истцом не свидетельствует, что собственник нежилых помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку обязанность несения расходов по содержанию общего имущества возникает в силу закона, а не только из договора.
Расходы на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание имущества, отопление, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме, определяются на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования, устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
Из положений вышеназванной нормы права усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
С учетом изложенного, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что в рамках настоящего дела спор идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений, частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
В связи с изложенным, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов за содержание, ремонт и отопление общего имущества, доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Истец начислил муниципальному образованию "Город Саратов" 586 359,18 руб. задолженности, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества за период с февраля 2012 года по декабрь 2014 года в размере 259 669,28 руб., за отопление за период с октября 2013 года по декабрь 2014 года в размере 326 689,90 руб.
Расчет задолженности, представленный истцом, суды обеих инстанций проверили и признали верными. Данный расчет ответчиками не оспорен.
Исходя из изложенного, суды обеих инстанций удовлетворили исковые требования в указанной сумме.
Довод Комитета по финансам об отсутствии правовых оснований для взыскания с него задолженности правомерно отклонен судами в силу следующего.
Судом первой инстанции установлено, что период с февраля 2012 года по декабрь 2014 года муниципальное образование "Город Саратов" являлось собственником квартир в спорных домах.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 51 названного Закона N органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из совокупности положений пункта 1 статьи 125, пункта 1 статьи 126 ГК РФ следует, что от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Материалами дела подтверждается, что муниципальное образование "Город Саратов" является собственником спорных жилых помещений.
В статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, и содержание муниципального жилищного фонда.
На основании пункта 2 статьи 18 указанного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246, муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города.
В пункте 9.4 вышеназванного Положения установлено, что имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
На основании Положения о Комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных учреждений по вопросам бюджетного процесса; выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города; исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению исполнительных документов; осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.
Из положений статей 124, 125 ГК РФ следует, что интересы казны представляют финансовые органы, а в силу статей 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств местного бюджета является Комитет по финансам администрации муниципального образования.
С учетом диспозиций вышеназванных норм права суды обеих инстанций пришли к правильному выводу, что исполнение вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и удовлетворил исковые требования в размере, рассчитанном истцом.
Оснований для иных выводов судебная коллегия не находит.
Несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств, данной компетентными судами, не является основанием для изменения или отмены судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения судебных инстанции и отклонены с приведением мотивов их отклонения. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу N А57-4482/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, и содержание муниципального жилищного фонда.
...
Из положений статей 124, 125 ГК РФ следует, что интересы казны представляют финансовые органы, а в силу статей 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств местного бюджета является Комитет по финансам администрации муниципального образования.
С учетом диспозиций вышеназванных норм права суды обеих инстанций пришли к правильному выводу, что исполнение вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и удовлетворил исковые требования в размере, рассчитанном истцом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2016 г. N Ф06-4526/15 по делу N А57-4482/2015