Принято в 2000 году, действует с 1 января 2001 года
С 1 января 2001 г. вступают в силу четыре главы Налогового кодекса Российской Федерации, принятые еще в середине прошлого года. Помимо этих глав в течение прошлого года принимались нормативно-правовые акты, отдельные положения которых либо сами документы вступали в силу не после опубликования, а с 1 января этого года.
Редакция журнала считает необходимым напомнить читателям об этих документах (принятых на момент подписания номера в печать), а также о происшедших существенных изменениях в налоговом законодательстве.
Налоги
Перечень налогов стал короче
С этого года нет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налогов на реализацию ГСМ, на приобретение автотранспортных средств. Ставка налога на пользователей автодорог теперь - 1*(1).
Кроме того, в этом году уже не надо исчислять сбор за пограничное оформление, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), гербовый сбор, налог на доходы банков и налог на доходы от страховой деятельности.
Надо иметь в виду, что Закон Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1992-1) не полностью утратил силу, несмотря на то, что начала действовать глава "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 января 2002 г. продолжает действовать ряд положений п.1 ст.5 Закона N 1992-1, в которых говорится о льготах по НДС:
- при строительстве жилых домов, производимом с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50% от стоимости этих работ;
- при реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- для средств массовой информации;
- при ввозе в Россию сырья, материалов, оборудования, закупаемых предприятиями народных художественных промыслов, технических средств для инвалидов, а также технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
МРОТ
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ) с 1 января 2001 г. МРОТ составляет 200 руб. в месяц. Однако необходимо учитывать, что данное значение МРОТ согласно ст.3 Закона N 82-ФЗ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
Для проведения налоговых расчетов, определения сумм штрафов и др. с 1 января 2001 г. расчет производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.*(2) (ст.5 Закона N 82-ФЗ).
Перечень товаров, при продаже которых нет "инвалидных"
налоговых льгот
Еще до вступления в силу части второй Налогового кодекса Правительство Российской Федерации подготовило постановление *(3), утверждающее перечень товаров, реализация которых не освобождается от НДС, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не освобождаются от уплаты единого социального налога. Напомним, что этот перечень в соответствии с п.3 ст.149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" и ст.239 "Налоговые льготы" НК РФ должно устанавливать Правительство Российской Федерации. Перечень содержит те товары, при производстве и (или) реализации которых с нового года предприятия, созданные общественными организациями инвалидов или использующие труд инвалидов, а также другие организации, названные в этих статьях НК РФ, не вправе пользоваться налоговыми льготами.
Отметим, что новый перечень включает в себя те же 9 позиций, что и действовавший с 26 декабря 1997 г., утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.97 N 1611, перечень товаров, не подлежащих освобождению от НДС у предприятий, созданных общественными организациями инвалидов или использующих труд инвалидов.
Напомним Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых не предоставляются льготы:
- шины для автомобилей;
- охотничьи ружья;
- яхты, катера (кроме специального назначения);
- продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов);
- драгоценные камни и драгоценные металлы;
- меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);
- высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;
- икра осетровых и лососевых рыб;
- готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.
Старые постановления о счетах-фактурах заменены
новым постановлением
Правительство Российской Федерации постановлением от 02.12.2000 N 914 утвердило Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Правила разработаны в соответствии со ст.169 части второй НК РФ. Документ вступил в силу с 1 января этого года. В связи с этим с нового года признаны утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации:
- от 29.07.96 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость";
- от 02.02.98 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996 г. N 914";
- от 19.01.2000 "О внесении изменений в Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Бухгалтерия
Новые ПБУ
С 1 января 2001 г. введены в действие приказы Минфина России от 16.10.2000 N 91н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000" (читайте наш комментарий к документу на с.35 этого номера журнала) и от 16.10.2000 N 92н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000" (полный текст документов приведен во вкладке этого номера журнала).
ПБУ 13/2000 применяется в отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января 2001 г., а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001 г., в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций) и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
Новый План счетов
С 1 января 2001 г. вступает в силу новый План счетов *(4). Однако надо помнить, что нет необходимости переходить на него сейчас. Минфин России разрешил переходить на новый План счетов в течение года по мере готовности организации, то есть фактически такой переход можно осуществить со следующего года.
Новая купюра
С нового года Банк России ввел в обращение банкноту достоинством 1000 руб. Основной цвет банкноты - сине-зеленый. На широком купонном поле - изображение головы памятника Ярославу Мудрому. На лицевой стороне банкноты изображены: вверху - эмблема Банка России, число 1000 и изображение герба г.Ярославля; в центре - гравюра с изображением памятника Ярославу Мудрому в Ярославле; внизу - число 1000. На оборотной стороне банкноты в центре - гравюра церкви Иоанна Предтечи в Ярославле.
Начиная с 1 января 2001 г. указанные банкноты являются законным платежным средством Российской Федерации и обязательны к приему по номиналу во все виды платежей без ограничений.
Таможня
Новая инструкция по валютному контролю при импорте товаров
С 1 января 2001 г. вступила в силу новая инструкция Банка России и ГТК России по валютному контролю при импорте товаров*(5). В связи с этим с нового года утрачивает силу ряд документов ГТК России и Банка России, регулировавших этот вопрос. Все они перечислены в п.10.5 Инструкции.
Новая инструкция распространяется на контракты по импорту товаров (при помещении их под один из названых в документе таможенных режимов), на основании которых после 1 января 2001 г. будет производиться ввоз товаров в Российскую Федерацию. При этом не имеет значения дата заключения контракта. Кроме того, инструкция касается импортных товаров, предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта.
Отметим, что новый документ не регулирует вопросы, связанные со сделками физических лиц - резидентов, являющихся индивидуальными предпринимателями, если по таким сделкам стоимость ввозимых товаров, которая оплачена наличными денежными средствами, не превышает в эквиваленте 10 000 долл. США.
Помимо этого, новая инструкция не распространяется на договоры лизинга, по которым лизингодателями являются нерезиденты, на договоры строительного подряда, в соответствии с условиями которых стоимость ввозимых по договору товаров включена в стоимость строительных работ и не предусматривается возможность отдельной оплаты указанных товаров, а также на некоторые операции с векселями в иностранной валюте.
Унификация таможенных тарифов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 N 886 "О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 N 148" с 1 января 2001 г. утверждены новые ставки ввозных таможенных пошлин (сроком на 9 месяцев) на целый ряд товаров.
С нового года за все ввозимые товары платежи в бюджет взимаются по ставкам: 5, 10, 15 и 20%. И лишь на немногие виды товаров, например на автомобили, белый сахар и некоторые другие, установлена ставка 25%. Беспошлинный режим сохраняется, во-первых, для социально значимых изделий: инсулин, инвалидные коляски; во-вторых, для технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России.
Отметим, что на сырьевые товары сохраняются минимальные ставки в размере 5%. По-прежнему будет применяться принцип эскалации таможенного тарифа, суть которого - чем выше степень переработки товара, тем больше размер ставки.
Новые ставки пошлин установлены на 9 месяцев. За это время ГТК России намерено проследить за изменениями на товарном рынке, связанными с введением новых пошлин (изменения объема и структуры импорта, ценовые показатели ввозимых товаров и пр.).
Е.Б.Баландина,
эксперт "РНК"
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно вопрос исчисления налогов, поступающих в дорожные фонды, в том числе после 1 января 2001 г., рассматривался во вкладке "Документы по налогообложению", "РНК", 2000, N 9.
*(2) Подробнее об этом см. материал В.Е.Григорьевой "МРОТ прекращает свое шествие по нормативным документам", "РНК", 2000, N 10.
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 884 "Об утверждении перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)".
*(4) Подробный комментарий см. в материале А.А.Бабченко и Т.Н.Бабченко "Комментарий к новому Плану счетов" на с.35 этого номера журнала.
*(5) Инструкция Банка России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И/01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (зарегистрирована в Минюсте России 27.10.2000 N 2431).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99