г. Казань |
|
18 февраля 2016 г. |
Дело N А65-4720/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявитель - Базаровой Н.Ю. (доверенность от 10.12.2015 N 01-01-9/830),
заинтересованного лица - Семёнова В.В. (доверенность от 11.01.2016 N 21)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2015 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-4720/2015
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Прикамье", (ИНН 1645000340, ОГРН 1021601763820), г. Казань, к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, о признании недействительным постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Герасимова Николая Сергеевича, Харитонова Геннадая Николаевича, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, Елакова Александра Ирековна, Грибанова Алексея Анатольевича, Серебряковой Татьяны Павловны, Сагадатовой Сарии Ахатовны, Маямзина Дмитрия Николаевича, Зартдинова Илуса Рафаиловича, Исаковой Юлии Николаевны, Хальфиной Марины Анатольевны, Берковой Натальи Петровны, Алиева Анара Айдын оглы, Файзуллиной Ирины Сергеевны, Мингалимовой Лилии Камилевны, Соколовой Валентины Павловны, Паламарчука Василия Викторовича, Гайнутдинова Эдуарда Вазиховича, Амехина Владимира Игоревича, Амехиной Аллы Анатольевны, Шариповой Сании Ахтямовны, Комлева Антона Павловича, Окунь Натальи Георгиевны, Халиуллина Радика Раильевича, Хафизовой Расимы Рашитовны, Галиакберова Иршата Гумеровича, Сабирова Рустема Шамилевича, Муртазиной Гульназ Рашидовны, Насырова Рената Вакиловича, Зиангировой Гользады Шаховны,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы", которое было переименовано в акционерное общество "Транснефть-Прикамье" (далее - АО "Транснефть-Прикамье", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным постановления Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 28.12.2009 N 1039 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015, заявленные требования удовлетворены.
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны (далее - Исполком), не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Исполкома, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель АО "Транснефть-Прикамье", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Транснефть-Прикамье" на праве собственности принадлежит магистральный нефтепровод "Киенгоп - Набережные Челны" (207-258 км), резервная нитка магистрального нефтепровода "Киенгоп - Набережные Челны", магистральный нефтепровод "Киенгоп - Набережные Челны" д-500 (0-32 км), магистральный нефтепровод "Киенгоп - Набережные Челны" д-700 (0-32 км), расположенный по адресу: Республика Татарстан, район Тукаевский муниципальный, г.Набережные Челны, Тукаевский район, НПС "Набережные Челны" (далее - нефтепровод), на основании плана преобразования государственного предприятия - производственное объединение северо-западных магистральных нефтепроводов в акционерное общество открытого типа "Северо-Западные магистральные нефтепроводы", утвержденному распоряжением Госкомимущества России от 29.09.1994 N 2449-р, распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 16.12.2002 N 4301-р "О внесении изменений в акт оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 государственного предприятия - производственное объединение Северо-западных магистральных нефтепроводов.
Вышеуказанный нефтепровод введен в эксплуатацию в 1969 году, относится к опасным производственным объектам в силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности", пункта "в" приложения N1 к указанному закону, зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в порядке, установленном законом, о чем Федеральной службой по экологическому технологическому и атомному надзору России выдано свидетельство от 17.12.2013 N А-43-00782.
Постановлением главы администрации Тукаевского района Республик Татарстан от 10.08.2005 N 1271 утвержден проект границ земельных участков, на которых расположен магистральный нефтепровод, общей площадью 23,716405 га, утвержден проект границ зон особого режима использования земель от режимообразующих объектов общества для прилегающих к ним земельных участков (частей участков), охранная зона МН 432,53 га, зона минимально допустимых расстояний 2153,89 га, охранная зона ЛЭП 84,1929 га.
Земельный участок площадью 96 000 кв.м с кадастровым номером 16:39:102405:120 по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, х-во ПК "Камский", в районе н.п. Большая Шильна, принадлежавший на праве общей долевой собственности Харитонову Геннадию Николаевичу и Герасимову Николаю Сергеевичу по доле в праве, находится в зоне минимально допустимых расстояний до нефтепровода заявителя.
Постановлением Исполкома от 28.12.2009 N 1039 был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 96 000 кв.м с кадастровым номером 16:39:102405:120, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
АО "Транснефть-Прикамье", полагая, что данное постановление противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, как собственника нефтепровода, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что земельный участок площадью 96 000 кв.м с кадастровым номером 16:39:102405:120, как и земельные участки образованные в результате его раздела, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, в установленном законом порядке в иную категорию земель не переводились, пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого постановления действующему законодательству.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что постановление от 28.12.2009 N 1039 не противоречит действующему законодательству и принято Исполкомом в рамках предоставленных ему полномочий, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения также регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым предусмотрено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую регламентирован Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается только в исключительных случаях, с соблюдением установленного порядка и принятием соответствующего акта, уполномоченным органом.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Между тем земельный участок площадью 96 000 кв.м с кадастровым номером 16:39:102405:120, как и земельные участки образованные в результате его раздела, относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, и в установленном законом порядке в иную категорию земель не переводились.
Независимо от усмотрения местной администрации оснований для изменения вида разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование: "для садоводства", без изменения категории земель не имелось, иное противоречило бы действующему законодательству.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что постановление Исполкома от 28.12.2009 N 1039 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" противоречит действующему законодательству.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы АО "Транснефть-Прикамье", поскольку охранная зона нефтепровода составляет 25 метров и земельный участок площадью 96 000 кв. м с кадастровым номером 16:39:102405:120 находится за её пределами, несостоятелен.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила), настоящие Правила вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах (далее трубопроводах), транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат (далее продукцию).
Правила являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов.
Пунктами 2.1, 2.2 Правил установлено, что трубопроводы, на которые распространяется действие настоящих Правил, относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
Опасными производственными факторами трубопроводов являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции.
В силу пунктов 4.1, 4.2, 4.4 Правил для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил.
В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения.
В соответствии с пунктом 3.16 СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4* (150 метров от оси).
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, требований к охранной зоне названного магистрального нефтепровода, суды правомерно посчитали, что спорный земельный участок находится в пределах охранной зоны нефтепровода, принадлежащего обществу.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что требования АО "Транснефть-Прикамье" обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу N А65-4720/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.16 СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4* (150 метров от оси).
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, требований к охранной зоне названного магистрального нефтепровода, суды правомерно посчитали, что спорный земельный участок находится в пределах охранной зоны нефтепровода, принадлежащего обществу.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2016 г. N Ф06-5901/16 по делу N А65-4720/2015