г. Казань |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А55-2850/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Мантузова Е.В., доверенность от 21.10.2015,
третьего лица - Матерко О.В., доверенность от 11.07.2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-2850/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области от 03.02.2015 N Робр-197989,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (далее - ООО "ЖКС", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - инспекция, госорган) от 03.02.2015 N Робр-197989.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить.
В своем отзыве госорган, полагая обжалуемы судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В своем отзыве ООО "СКС" просит обжалуемые судебные акты отменить, по делу принять новый судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывы инспекции и ООО "СКС", проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения внеплановой документарной проверки заявителю госорганом вынесено предписание от 24.11.2014 N РОбр-19784, в котором обществу предложено устранить в срок до 29.12.2014 нарушения требований жилищного законодательства.
В целях проверки указанного предписания инспекцией проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлен факт неисполнения обществом предписания N РОбр-19784.
Заявителю вновь выдано предписание N РОбр-197989, в которой предписано в срок до 03.03.2015 исполнить в рамках договора управления функций "исполнителя" по предоставлению услуг по холодному водоснабжению и водоотведению путем заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
ООО "ЖСК", не согласившись с данным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в которой указывает на нарушение госорганом своих прав и интересов.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и пунктов 2, 6 и пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов,
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Судами установлено, а также подтверждается материалами дела, что заявитель осуществляет управление многоквартирными домами в отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора по холодному водоснабжению и водоотведению.
Как указано в отзыве инспекции, доказательств по установленному законодательством порядку изменению договоров управлений (часть 8 статьи 162 ЖК РФ, глава 29 Гражданского кодекса Российской Федерации) в части исключения предоставления собственникам помещений коммунальных услуг по холодному водоснабжению помещений и водоотведению заявитель проверяющим не представил - протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с повестками дня по данному вопросу; приложения к договорам управлений с положениями по изменению обязательств по предоставлению указанных коммунальных услуг; протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с повестками дня по вопросу внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) в ООО "СКС"; договор (соглашение) о привлечении ООО "СКС" в качестве платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц в соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ, договор уступки прав требования и т.д.
Доказательств о выборе ООО "СКС" в качестве новой управляющей организации, о возложении на ООО "СКС" обязательств по содержанию сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (абзац 2 части 11 статьи 161 ЖК РФ), заявителем также не представлено.
Судами установлено, что ООО "ЖКС" в настоящее время продолжает деятельность по управлению многоквартирными домами г.о. Самара, договоры управлений не расторгнуты и продолжают действовать.
Учитывая, что положениями действующего законодательства на заявителя, как на управляющую компанию, возложена обязанность по обеспечению граждан коммунальными услугами в рамках заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями, суды пришли к выводу, что уклонение управляющей компании от заключения указанных договоров противоречит действующему законодательству и незаконно возлагает на граждан обязанность по формированию самостоятельных правоотношений с ресурсоснабжающими организациями.
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций о том, что отсутствие у управляющей компании заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией по обеспечению коммунальными ресурсами жителей многоквартирных домов фактически свидетельствует о неисполнении управляющей компанией своих обязательств в рамках договоров управления многоквартирными домами.
Довод заявителя кассационной жалобы о незаконности оспариваемого предписания ввиду наличия прямых договорных отношений между гражданами и ресурсоснабжающей организацией обоснованно не принят во внимание и отклонен судебными инстанциями, так как наличие лицевых счетов и оплата по ним населением не свидетельствует о волеизъявлении собственников о заключении договора именно непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, а не с заявителем, с которым заключен договор управления жилым домом. Таким образом, заключение заявителем договора с ресурсоснабжающей организацией будет являться исполнением возложенной на него законом обязанности.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к выводу о законности вынесенного предписания.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии в договоре управления многоквартирным домом обязанности управляющей компании обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения судами рассмотрен и ему дана надлежащая оценка с учетом нормативных актов, регулирующие спорные правоотношения.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 по делу N А55-2850/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 февраля 2016 г. N Ф06-5781/16 по делу N А55-2850/2015
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5781/16
18.12.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4949/15
13.10.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12641/15
04.08.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2850/15