г. Казань |
|
14 марта 2016 г. |
Дело N А65-18932/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2015 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-18932/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ильмар", (ИНН 1655207449, ОГРН 1111690004458), г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, при участии третьих лиц - Антоняна Аршалуйса Гургеновича, г. Набережные Челны, общества с ограниченной ответственностью "Арарат", г. Набережные Челны, о признании незаконными решения и предписания, о признании приказа недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ильмар" (далее - заявитель, ООО "Ильмар") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, ответчик, Татарстанский УФАС) от 07.05.2015 по делу N Т04-95/2015 в части признания ООО "Ильмар" нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" и предписания от 07.05.2015; об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 07.05.2015 по делу N Т04-95/2015 в части признания ООО "Ильмар" нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" и предписания от 07.05.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2015 заявленные требования удовлетворены. Решение Управления антимонопольной службы по Республике Татарстан от 07.05.2015 N Т04-95/2015 в части признания ООО "Ильмар" нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" признано незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона "О защите конкуренции" и отменено.
Предписание Управления антимонопольной службы по Республике Татарстан от 07.05.2015 N Т04-95/2015 признано недействительным, не соответствующим требованиям Федерального закона "О защите конкуренции", и отменено.
На Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя ООО "Ильмар".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Татарстанский УФАС обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 21.03.2015 в газете "Коммерсантъ" N 49 (объявление о несостоятельности N 16030164933), в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (сообщение от 17.03.2015 N 487035) было опубликовано извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества по продаже имущества ООО "Арарат": Лот N 1-Незавершенный строительством объект, назначение: объект, не завершенный строительством, 2-этажный, общая площадь 2632,60 кв.м., инв.N 2053-А,А1, лит. А,А1, адрес: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, просп. Сююмбике, д. 10А (11/32А); кадастровый номер: 16:52:040207:0057:0040.
Предмет торгов: продажа имущества должника - ООО "Арарат".
Форма проведения: открытый аукцион.
Начальная (максимальная) цена Лот N 1 - 154 207 627,12 руб. без НДС.
Организатор торгов - ООО "Ильмар".
Арбитражный управляющий - Шарипов М.З.
Должник - ООО "Арарат".
В жалобе от 29.04.2015 г., поданной в антимонопольный орган, Антонян А.Г. сообщил, что торги проводятся с нарушением требований действующего законодательства.
Татарстанский УФАС, рассмотрев жалобу Антонян А.Г., признал ее обоснованной в части занижения организатором торгов - ООО "Ильмар" начальной цены продажи заложенного имущества.
Решением антимонопольного органа по делу от 07.05.2015 N Т04-95/2015 организатор торгов - ООО "Ильмар" признан нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании решения по делу N Т04-95/2015 заявителю было выдано предписание от 07.05.2015 об устранении выявленных Комиссией нарушений норм действующего законодательства. Из указанного предписания следует, что заявителю необходимо: отменить все протоколы по вышеуказанным торгам; внести изменение в извещение о проведении вышеуказанных торгов; продлить срок подачи заявок; повторно провести торги по реализации имущества ООО "Арарат" в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
Не согласившись с решением Управления антимонопольной службы по Республике Татарстан от 07.05.2015 N Т04-95/2015 в части признания ООО "Ильмар" нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" и предписанием от 07.05.2015, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Подпунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, а именно, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 6 статьи 18.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" продажа предмета залога в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 138 Закона о банкротстве продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, и с учетом положений настоящей статьи.
Начальная продажная цена предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества. Указанные сведения подлежат включению арбитражным управляющим за счет средств должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее чем за пятнадцать дней до даты начала продажи предмета залога на торгах.
В случае разногласий между конкурсным кредитором по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, и конкурсным управляющим или лицами, участвующими в деле о банкротстве, по вопросам начальной продажной цены, порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога каждый из них в течение десяти дней с даты включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение об определении начальной продажной цены, утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога, которое может быть обжаловано. Если реализация предмета залога осуществляется совместно с продажей иного имущества должника, порядок и условия такой продажи не могут быть установлены без согласия в письменной форме конкурсного кредитора, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества.
В случае разногласий между конкурсным кредитором по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, и конкурсным управляющим, а также между конкурсными кредиторами по обязательствам, обеспеченным залогом одного и того же имущества должника, в вопросах о порядке и об условиях проведения торгов по реализации предмета залога каждый из них вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, которое может быть обжаловано.
Пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя" установлено, что на основании абзаца второго пункта 2 статьи 131 Закона о банкротстве отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
Полученная оценка заложенного имущества учитывается при определении начальной продажной цены предмета залога в соответствии с законодательством Российской Федерации о залоге (абзац второй пункта 4 статьи 138 Закона о банкротстве).
Поскольку реализация предмета залога в ходе конкурсного производства осуществляется под контролем суда, рассматривающего дело о банкротстве, в целях получения максимальной выручки в интересах всех кредиторов должника, начальная продажная цена предмета залога должна быть указана судом в определении о порядке и условиях продажи заложенного имущества.
Пунктами 2 статьи 131, 4 статьи 138 Закона о банкротстве установлено, что в составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
По настоящему делу судами установлено, что ООО "Ильмар" является организатором торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества, входящего в конкурсную массу ООО "Арарат" (Лот N 1-Незавершенный строительством объект, 2-этажный, общая площадь 2632,60 кв.м., инв. N 2053-А, А1, лит. А, А1, адрес: РТ, г. Набережные Челны, просп. Сююмбике, д. 10А (11/32А), кадастровый номер 16:52:040207:0057:0040) и находящегося в залоге у ОАО АКБ "БТА-Казань" (ныне - ПАО "ТИМЕР БАНК").
В газете "Коммерсантъ" от 21.03.2015 N 49 (объявление о несостоятельности N 16030164933), в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (сообщение от 17.03.2015 N 487035) было опубликовано извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества по продаже имущества ООО "Арарат": Лот N 1 - Незавершенный строительством объект, назначение: объект, не завершенный строительством, 2-этажный, общая площадь 2632,60 кв.м., инв.N 2053-А, А1, лит. А, А1, адрес: РТ, г. Набережные Челны, просп. Сююмбике, д. 10А (11/32А); кадастровый номер: 16:52:040207:0057:0040.
Предмет торгов: продажа имущества должника - ООО "Арарат".
Форма проведения: открытый аукцион.
Начальная (максимальная) цена Лот N 1 - 154 207 627,12 руб. без НДС.
Организатор торгов - ООО "Ильмар".
Арбитражный управляющий - Шарипов М.З.
Должник - ООО "Арарат".
Во исполнение пункта 6 статьи 18.1, статьи 138, пунктов 4,5,8-19 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) утверждено Предложение о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества, входящего в конкурсную массу ООО "Арарат".
В антимонопольный орган 29.04.2015 поступила жалоба Антонян А.Г. о том, что торги проводятся с нарушением требований действующего законодательства, а именно, организатором торгов ООО "Ильмар" занижается начальная цена продажи заложенного имущества.
Из материалов дела видно, что в рамках арбитражного дела о банкротстве была проведена оценка и суд в своем определении установил цену, которая содержалась в отчете оценщика и при этом содержала в своем составе налог на добавленную стоимость (далее - НДС). В материалы дела представлен отчет эксперта ООО "Оценка и консалтинг", на основании договора от 18.12.2014 N 2040/14, из которого следует, что рыночная стоимость залогового имущества (с учетом НДС) составляет 181 965 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2015 по делу N А65-3265/2014 утверждена начальная продажная цена имущества ООО "Арарат", находящегося в залоге у ОАО АКБ "БТА-Казань" в размере 181 965 000 руб.
Таким образом, судами установлено, что рыночная стоимость продаваемого имущества была определена в размере 181 965 000 руб. с учетом НДС, то есть стоимость объекта без НДС составляет 154 207 627,12 руб.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектами налогообложения налога на добавленную стоимость.
Заявителем продаваемое имущество выставлено на торги по стоимости 154 207 627,12 руб. в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, что не является занижением начальной цены продажи имущества должника ООО "Арарат" и не нарушает требования, установленные определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2015 по делу N А65-3265/2014.
Судами обоснованно указано, что закон о банкротстве прямо предусматривает определение порядка и условий проведения торгов конкурсным кредитором, чьи требования обеспечены залогом реализуемого имущества, залоговый кредитор не возражал против начальной продажной цены предмета залога в сумме 181 965 000 руб. При выставлении на торгах недвижимого имущества в публикации конкурсный управляющий должен указать начальную стоимость имущества в размере 154 207 627 руб. 12 коп., без учета НДС, в соответствии со статьей 146 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Утверждение арбитражным судом начальной продажной цены недвижимого имущества (залогового имущества, принадлежащего должнику), в размере 181 965 000 руб., с учетом НДС, не нарушает прав и законных интересов кредиторов, лиц, участвующих в деле о банкротстве, так как размер НДС подлежит исчислению самостоятельно и в публикации может быть указана рыночная стоимость имущества без учета НДС и отсутствует возможность наступления негативных последствий для кредиторов.
Кроме того, судами верно указано, что антимонопольный орган не установил в своем решении и не представил в арбитражный суд исчерпывающие доказательства, подтверждающие события нарушения по недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что свидетельствует о неполноте оспариваемого акта, которая не может быть устранена на стадии рассмотрения дела судом. Как правильно установлено судом на основе представленных документов, как таковое нарушение отсутствует, а сложившиеся обстоятельства не влияют на конкуренцию.
В связи с чем суды исходя из совокупности установленных обстоятельств, пришли к выводу, о том, что выставление заявителем на торги недвижимого имущества с указанием начальной стоимости имущества в размере 154 207 627,12 руб., без учета НДС, в соответствии со статьей 146 НК РФ, не является занижением начальной цены продажи имущества должника ООО "Арарат" и не нарушает требования статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выставление заявителем на торги недвижимого имущества с указанием начальной стоимости имущества в размере 154 207 627,12 руб., без учета НДС, в соответствии со статьей 146 НК РФ, не является занижением начальной цены продажи имущества должника ООО "Арарат" и не нарушает требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу N А65-18932/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.Г. Гарипова |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждение арбитражным судом начальной продажной цены недвижимого имущества (залогового имущества, принадлежащего должнику), в размере 181 965 000 руб., с учетом НДС, не нарушает прав и законных интересов кредиторов, лиц, участвующих в деле о банкротстве, так как размер НДС подлежит исчислению самостоятельно и в публикации может быть указана рыночная стоимость имущества без учета НДС и отсутствует возможность наступления негативных последствий для кредиторов.
Кроме того, судами верно указано, что антимонопольный орган не установил в своем решении и не представил в арбитражный суд исчерпывающие доказательства, подтверждающие события нарушения по недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что свидетельствует о неполноте оспариваемого акта, которая не может быть устранена на стадии рассмотрения дела судом. Как правильно установлено судом на основе представленных документов, как таковое нарушение отсутствует, а сложившиеся обстоятельства не влияют на конкуренцию.
В связи с чем суды исходя из совокупности установленных обстоятельств, пришли к выводу, о том, что выставление заявителем на торги недвижимого имущества с указанием начальной стоимости имущества в размере 154 207 627,12 руб., без учета НДС, в соответствии со статьей 146 НК РФ, не является занижением начальной цены продажи имущества должника ООО "Арарат" и не нарушает требования статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выставление заявителем на торги недвижимого имущества с указанием начальной стоимости имущества в размере 154 207 627,12 руб., без учета НДС, в соответствии со статьей 146 НК РФ, не является занижением начальной цены продажи имущества должника ООО "Арарат" и не нарушает требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 марта 2016 г. N Ф06-6302/16 по делу N А65-18932/2015