г. Казань |
|
23 марта 2016 г. |
Дело N А57-10085/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2015 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 (председательствующий судья Грабко О.В., Судьи: Агибалова Г.И., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А57-10085/2015
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области, г. Саратов, к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтесклад N 1", Саратовская область, Советский район, с. Золотая Степь, о взыскании 67 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (далее - Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтесклад N 1" (далее - ООО "Нефтесклад N1", общество) о взыскании убытков в размере 67 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка ООО "Нефтесклад N 1", по результатам которой был составлен Акт проверки от 05.12.2014 N САР -102.
В ходе проверки 21.11.2014 в присутствии законного представителя юридического лица - генерального директора ООО "Нефтесклад N 1" был произведен осмотр и обследование земельных участков, расположенных в границах производственной территории общества, в ходе которого специалистами ЦЛАТИ по Саратовской области - филиала ФБУ "ЦЛАТИ по ПФО" произведен отбор проб почвы с 4-х пробных площадок: 1 пробная площадка (S площадки 5-м х 5 м = 25 м2, глубина отбора проб от 0 до 20 см) в районе очистных сооружений; 2 пробная площадка (S площадки 5-м х 5 м = 25 м2, глубина отбора проб от 0 до 20 см) в районе эстакады для автоцистерн; 3 пробная площадка (S площадки 5-м х 5 м = 25 м2, глубина отбора проб от О до 20 см) в районе резервуара для промстоков; 4 пробная площадка (S площадки 5-м х 5 м = 25 м2, глубина отбора проб от 0 до 20 см) в районе межплощадочных проходов НПУ.
Согласно Протоколу испытаний почвы (грунта) N 80 от 01.12.2014, проведенному специализированной аккредитованной лабораторией - ЦЛАТИ по Саратовской области содержание нефтепродуктов в почве по 4-м пробным площадкам соответственно составило: 1 пробная площадка - 2450 мг/кг при ПДК = 1000 мг/кг (содержание нефтепродуктов в почве в пределах от 2000 до 3000 мг/кг соответствует 3-ему среднему уровню загрязнения земель); 2 пробная площадка - 470 мг/кг при ПДК = 1000 мг/кг, т.е. содержание нефтепродуктов в почве не превышает ПДК; 3 пробная площадка - 1550 мг/кг при ПДК = 1000 мг/кг (содержание нефтепродуктов в почве в пределах от 1000 до 3200 мг/кг соответствует 2-ому низкому уровню загрязнения земель); 4 пробная площадка - 5200 мг/кг при ПДК = 1000 мг/кг (содержание нефтепродуктов в почве свыше 5000 мг/кг соответствует 5-ому очень высокому уровню загрязнения земель). ПДК содержания нефтепродуктов в почве и уровни нефтезагрязнения земель установлены согласно таблицы 4 Порядка определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (рекомендован к применению письмом Минприроды от 27.12.1993 N 04-25/61-56).
Следовательно, только на второй пробной площадке в районе автомобильной эстакады остаточный уровень содержания нефтепродуктов в почве равный 470 мг/кг не превышает ПДК (1000 мг/кг). По остальным 3-м пробным площадкам общей площадью 75 м2 (25 м х 3 площадки = 75 м2) среднее содержание нефтепродуктов в почве составило 3067 мг\кг ((2450 мг/кг + 1550 мг/кг + 5200 мг/кг): 3 площадки = 3067 мг/кг), что соответствует 4-ому высокому уровню загрязнения земель.
В соответствии с "Методикой исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (зарегистрирована в Минюсте РФ 07.09.2010 N 18364) Управлением Росприроднадзора выполнено исчисление размера вреда по загрязняющим веществам, находящимся в почве. Исчисленный размер вреда составил 67 500 рублей.
Полагая, что сумма причиненного вреда подлежит возмещению в полном объеме, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должны осуществляться на основе принципов, в т.ч. принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Управление Росприроднадзора для осуществления своих полномочий в соответствии с пунктом 5.9. Положения об Управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 27.06.2011 N 458 имеет право направлять в судебные инстанции, органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной налоговой службы и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях, заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Лицо, право которого нарушено в силу статьи 15 ГК РФ, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Заявитель должен доказать факт определенных незаконных действий ответчика, наступление вреда и размер понесенных убытков, причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями, вину причинителя вреда. Указанные обстоятельства в совокупности образуют состав правонарушения, являющийся основанием для применения ответственности в виде взыскания убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков. Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности указанных условий деликтной ответственности.
Согласно части 3 статьи 77 Федерального закона N 7 вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В данном случае факт причинения ущерба окружающей природной среде подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Ответчиком приняты меры к добровольному возмещению причиненного ущерба. Ответчик заключил со специализированной организацией договор на утилизацию загрязненного грунта и его рекультивацию. Работы оплачены и произведены в полном объеме. Загрязненный грунт принят специализированной организацией у ответчика, в связи с чем к этой организации перешли все последующие риски связанные с его обеззараживанием или утилизацией.
Из актау проверки Управления Росприроднадзора от 17.06.2015 N 7131-10/2015 следует, что ранее выданное предписание N 4-7131-2/2015 от 05.12.2014 N 4-7131-2/2015 выполнено обществом в установленные сроки и в полном объеме, нефтезагрязнение почвогрунтов на 3-х участках площадью 75кв.м. ликвидировано, что также подтверждается протоколом исследования проб почвы от 05.05.2015 N 12/212-214/5.
Повторная проверка, проводившаяся истцом в период с 20 мая 2015 года по 17 июня 2015 года показала соответствие почв требованиям земельного законодательства РФ.
Таким образом, ущерб, причиненный окружающей среде, общество возместило в добровольном порядке, проведя мероприятия по рекультивации почвы, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения искового требования Управления Росприроднадзора отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу N А57-10085/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должны осуществляться на основе принципов, в т.ч. принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
...
Лицо, право которого нарушено в силу статьи 15 ГК РФ, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2016 г. N Ф06-6928/16 по делу N А57-10085/2015