г. Казань |
|
30 марта 2016 г. |
Дело N А55-7909/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2015 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-7909/2015
по заявлению Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самара, г. Самара, о признании недействительными решения от 16.02.2015 N 150/077 008 15 АВ 0000 183, решения от 16.02.2015 N 69/150,
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском и Самарском районах города Самара (далее - Управление Пенсионного фонда) от 16.02.2015 N 150/077 008 15 АВ 0000 183, от 16.02.2015 N 69/150.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2015 дела объединены в одно производство с присвоением делу общего номера А55-7909/2015.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Кассационная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия кассационной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в отношении Департамента.
По результатам проверки Управлением установлено, что Департамент занизил базу для исчисления страховых взносов при увольнении сотрудников по сокращению штатов и выплате им при этом дополнительной компенсации при увольнении до истечения срока, указанного в статье 180 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Исходя из указанного вывода о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Управление Пенсионного фонда вынесло решение от 16.02.2015 N 150/077 008 15 АВ 0000 183, которым доначислило страховые взносы, начислило пени и привлекло Департамент к ответственности по частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Кроме того, Управление Пенсионного фонда также вынесло решение от 16.02.2015 N 69/150 о привлечении Департамента к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа, указав, что занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование повлекло за собой предоставление недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, организации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (а с 01.01.2012 - в рамках трудовых отношений) и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера (подпункт "ж" пункта 2 части 1); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением определенных выплат (подпункт "и" пункта 2 части 1); с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения (подпункт "б" пункта 2 части 1) и другие.
Дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренная Трудовым законодательством, начислена Департаментом в соответствии со статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатель обязан уведомить органы службы занятости в письменной форме о предстоящем увольнении работников в связи с сокращением штата или численности. В случае, если предстоят массовые увольнения, уведомление службы занятости осуществляется не менее, чем за три месяца до их начала.
В соответствии со статьей 82 ТК РФ Департаментом в органы службы занятости было направлено уведомление по форме БЦ-37-3 о возможном массовом сокращении численности сотрудников Департамента от 13.05.2011 N 12-05-2376, за 3 месяца до начала увольнений сотрудников по сокращению численности и штата.
В связи с указанными нормами датой сокращения являлось 15.08.2011.
Также аналогичная работа по сокращению штатов была проведена в 2012 году и дата увольнения определена 21.02.2013.
Департамент обоснованно указывает, что ранее этой даты увольнение сотрудника по сокращению невозможно, за исключением случаев досрочного сокращения.
В соответствии с частью 2 статьи 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части 2 статьи 180 ТК РФ, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (часть 3 статьи 180 ТК РФ).
Согласно статье 181 ТК РФ в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Судами верно отмечено, что в трудовом законодательстве не содержится запрета на уведомление работника о предстоящем сокращении за пределами этого срока.
Департаментом выданы предупреждения сотрудникам не позднее двух месяцев до предполагаемых дат увольнения (15.08.2011 и 21.02.2013), что не противоречит ТК РФ.
Кроме того, на основании постановления Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", одновременно с выдачей предупреждений сотрудникам, были направлены сведения в органы службы занятости по форме БЦ-72-3 (Сведения о предстоящем высвобождении работников и прогноз направлений содействия их занятости), в которых также указывается дата предстоящего увольнения (15.08.2011 и 21.02.2013).
Суды верно указали, что выдавать предупреждения о сокращении всем сотрудникам единовременно не представлялось возможным в связи с большой численностью предупреждаемых сотрудников (547 человек) и их местоположением (территориальные подразделения).
Таким образом, уведомление работников о предстоящем сокращении штата за два с лишним месяца до предполагаемой даты сокращения не противоречит нормам действующего законодательства, не ущемляет прав работника и не может быть признано незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока предупреждения, который начинается с даты выдачи предупреждения о сокращении и заканчивается датой увольнения сотрудника, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
С некоторыми сотрудниками Департамента было достигнуто такое согласие, и они были сокращены до истечения срока предупреждения, получив компенсацию пропорционально времени, начиная с даты, следующей за датой увольнения и до предполагаемой даты увольнения (даты окончания (истечения) срока предупреждения о сокращении), которая определена в соответствии с датой подачи сведений в Центр занятости (15.08.2011 и 21.02.2013).
В данной ситуации работнику при увольнении выплачена дополнительная компенсация при досрочном увольнении согласно части 3 статьи 180 ТК РФ в размере, не превышающем двух среднемесячных заработков, а также выходное пособие в размере среднего месячного заработка, зачитываемое в счет оплаты за первый месяц трудоустройства.
Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.
Как разъяснено в Письме Минфина России от 08.07.2013 N 03-04-05/26273, любые выплаты, производимые физическим лицам при их увольнении (такие как компенсации, выходные пособия, среднемесячный заработок на период трудоустройства), освобождаются от обложения налогом в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. К указанным выплатам относятся, в частности, выходные пособия, выплачиваемые в соответствии со статьей 178 ТК РФ, а также дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, выплачиваемая в соответствии со статьей 180 ТК РФ.
Судами сделан правильный вывод о том, что все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, независимо от основания, по которому производится увольнение, освобождаются от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, что соответствует подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ. Компенсационные выплаты, связанные с увольнением работника Департамента, которые не облагались страховыми взносами, в сумме не превышают трехкратный размер среднего месячного заработка, что целиком соответствует подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и пункту 3 статьи 217 Кодекса.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 по делу N А55-7909/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в Письме Минфина России от 08.07.2013 N 03-04-05/26273, любые выплаты, производимые физическим лицам при их увольнении (такие как компенсации, выходные пособия, среднемесячный заработок на период трудоустройства), освобождаются от обложения налогом в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. К указанным выплатам относятся, в частности, выходные пособия, выплачиваемые в соответствии со статьей 178 ТК РФ, а также дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, выплачиваемая в соответствии со статьей 180 ТК РФ.
Судами сделан правильный вывод о том, что все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, независимо от основания, по которому производится увольнение, освобождаются от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, что соответствует подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ. Компенсационные выплаты, связанные с увольнением работника Департамента, которые не облагались страховыми взносами, в сумме не превышают трехкратный размер среднего месячного заработка, что целиком соответствует подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и пункту 3 статьи 217 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2016 г. N Ф06-6678/16 по делу N А55-7909/2015