г. Казань |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А72-9134/2015 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Дивиченко А.С., доверенность от 19.06.2015 N 18, Фирсовой Д.А., доверенность от 19.06.2015 N 18,
в отсутствие:
ответчиков - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2015 (судья Каргина Е.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А72-9134/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Режимно-эксплуатационная станция по гидрогеологическому и экологическому мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1057321008249, ИНН 7321308738) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Режимно-эксплуатационная станция по гидрогеологическому и экологическому мониторингу окружающей среды" (далее - ООО "РЭСГЭМОС", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений от 23.04.2015 N 08-05/4495 и Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) от 08.06.2015 N 07-06/05848.
В ходе производства по делу заявитель отказался от требования к УФНС России по Ульяновской области. В этой части производство по делу в отношении УФНС России по Ульяновской области в связи с отказом от требования об оспаривании решения от 08.06.2015 N 07-06/05848 прекращено на основании п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015, заявленные требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной на- логовой службы N 2 по Ульяновской области от 23.04.2015 N 08-05/4495 удовлетворены. В остальной части производство по делу прекращено.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, не согласившись с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражения к ней, заслушав объяснения представителей заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 24.11.2014 заявителем по телекоммуникационным каналам связи представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за октябрь 2014 года, согласно которой сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, составляет 0 рублей.
В налоговой декларации по строке 010 раздела 2 указан код добытого полезного ископаемого - 15100 "Подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы (минеральные воды)".
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт от 10.03.2015 N 08-05/21171 дсп и вынесено решение от 23.04.2015 N 08-05/4495 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), которым налогоплательщику предложено уплатить 18 426 руб. начисленного налога на добычу полезных ископаемых, 755,01 руб. пени по состоянию на 23.04.2015, а также 3685,20 руб. штрафа, всего 22 866,21 руб.
Основанием для начисления налога явился вывод инспекции о том, что налогоплательщик необоснованно применил льготу, предусмотренную подпунктом 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ, по налогу на добычу полезных ископаемых (подземных минеральных вод), в связи с добычей и реализацией минеральной воды в октябре 2014 в количестве 2 761 куб.м.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Ульяновской области, решением которого от 08.06.2015 N 07-06/05848 решение инспекции оставлено без изменения.
Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Судами первой и апелляционной инстанций приняты вышеуказанные судебные акты.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "РЭСГЭМОС" осуществляет недропользование в отношении Ундоровского месторождения минеральных вод на основании лицензии на право пользования недрами серии УЛН N 02427, вид лицензии МЭ, с целевым назначением и видами работ: добыча минеральных подземных вод и геологическое изучение Ундоровского месторождения минеральных вод (в порядке переоформления лицензии, выданной ПО УЗМВ "Волжанка" в 1996 году).
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, при этом порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ундоровский минеральный источник признан памятником природы на основании решения Ульяновского облисполкома от 16.06.1987 N 320 и постановления Законодательного собрания Ульяновской области от 27.11.1997 N 30/333. В настоящее время Ундоровский источник минеральной воды является официально зарегистрированным наименованием места происхождения товара.
Согласно статье 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями.
Лечебно-оздоровительные свойства добываемой ООО "РЭСГЭМОС" минеральной воды обусловлены исключительно условиями ее формирования в недрах, о чем имеется соответствующее заключение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В целях обеспечения для населения общедоступности данного памятника природы, имеющего особое историческое, рекреационное и оздоровительное значение, ООО "РЭСГЭМОС" организовано строительство сооружения (бювет), обеспечивающего возможность безопасного для источника, постоянного и комфортного для всех желающих доступа к Ундоровскому источнику минеральных вод. Ежегодно ООО "РЭСГЭМОС" планирует и реализует мероприятия по поддержанию данного сооружения в хорошем состоянии.
Судами установлено, что соответствующая лицензия ООО "РЭСГЭМОС" содержит особое условие об обеспечении общедоступности источника для населения и обязательности прямой поставки добываемой минеральной воды ОАО "Ульяновсккурорт", осуществляющему деятельность по санаторно-курортному и лечебному оздоровлению населения, что также подтверждает особый статус объекта по сравнению с иными объектами недропользования.
В целях охраны данного уникального природного ресурса ООО "РЭСГЭМОС" ежегодного планирует в бюджете значительные денежные средства для производства научно-исследовательских и профилактических работ, предназначенных для предотвращения истощения или гибели источника, имеющего особое значение для Ульяновской области.
Ундоровское месторождение минеральных вод, используемое обществом, является особо охраняемым природным объектом, а Ундоровские минеральные источники отнесены к категории уникальных геологических объектов с гидрогеологическим профилем, 1987 года создания, региональный статус утвержден постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 27.11.1997 N 30/333.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий, статуса находящихся на них природоохранных учреждений, различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Приобретение земельным участком статуса особо охраняемых природных территорий не зависит от внесения его в государственный кадастр, а значит и не отменяет права на использование льготы плательщиком НДПИ по использованию земельного участка при добыче полезных ископаемых.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу об обоснованном применении обществом льготы, так как территория месторождения лечебных вод признана лечебно-оздоровительной местностью, обладает статусом охраняемой природной территории краевого значения.
Судебными инстанциями правильно отмечено, что налоговый кодекс Российской Федерации не связывает наличие у налогоплательщика права на исключение из объекта налогообложения по НДПИ добываемую из Ундоровского минерального источника воду на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ с наличием и характером сведений о территории в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий, который носит исключительно информационный характер.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Минприроды России от 19.03.2012 N 69, государственный кадастр особо охраняемых территорий является систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
С учетом указанных положений государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является государственным информационным ресурсом, но он не обладает правоустанавливающей силой в части установления статуса особо охраняемых природных объектов.
Право на применение налогоплательщиком подпункта 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ в силу прямого указания закона зависит от наличия у соответствующего объекта статуса особо охраняемой природной территории, что материалами дела доказано.
Правомерно не принят довод налогового органа о том, что Ундоровский минеральный источник особо охраняемым геологическим объектом в понимании подпункта 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ не является, поскольку противоречит материалам дела.
Судами правильно отметили, что на основании решения Ульяновского облисполкома от 16.06.1987 N 320 и постановления Законодательного собрания Ульяновской области от 27.11.1997 N 30/333 Ундоровский минеральный источник признан памятником природы.
Довод инспекции о том, что заявитель ведет добычу подземных вод на территории Ундоровского минерального источника с целью дальнейшей реализации минеральной воды на основании лицензии на право пользования недрами, также правомерно не принят. Действующее законодательство не содержит запретов на осуществление хозяйственной деятельности на территории памятников природы при условии обеспечения сохранности таких объектов. В рассматриваемой ситуации деятельность заявителя по добыче природных лечебных минеральных вод при использовании памятника природы не противоречит целям его создания и не влечет нарушения сохранности данного особо охраняемого объекта.
Следовательно, вывод судебных инстанций о том, что Ундоровский минеральный источник как памятник природы, отнесенный к категории уникальных геологических объектов с гидрогеологическим профилем, не является объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых полезные ископаемые, является законным и обоснованным.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу N А72-9134/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебными инстанциями правильно отмечено, что налоговый кодекс Российской Федерации не связывает наличие у налогоплательщика права на исключение из объекта налогообложения по НДПИ добываемую из Ундоровского минерального источника воду на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ с наличием и характером сведений о территории в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий, который носит исключительно информационный характер.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Минприроды России от 19.03.2012 N 69, государственный кадастр особо охраняемых территорий является систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
...
Право на применение налогоплательщиком подпункта 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ в силу прямого указания закона зависит от наличия у соответствующего объекта статуса особо охраняемой природной территории, что материалами дела доказано.
Правомерно не принят довод налогового органа о том, что Ундоровский минеральный источник особо охраняемым геологическим объектом в понимании подпункта 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ не является, поскольку противоречит материалам дела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2016 г. N Ф06-6807/16 по делу N А72-9134/2015