г. Казань |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А55-12400/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Богорадниковой О.А., по доверенности от 31.03.2015 N 17, Игольниковой Л.С., по доверенности от 03.02.2014 N 8,
ответчика - Горохова С.А., по доверенности от 21.03.2014, Борисенко Е.С., по доверенности от 27.01.2014 N 96,
третьих лиц - Министерства здравоохранения Самарской области - Берман И.Я., по доверенности от 15.06.2015 N 19, от ТФОМС по Самарской области - Сомова А.Б., по доверенности от 11.01.2016 N 11/05,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи: Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-12400/2015
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И. Пирогова", г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", г. Самара, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области, г. Самара, с участием в деле третьих лиц: Министерства здравоохранения Самарской области, г. Самара, ТФОМС по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И. Пирогова" (далее - ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконной Программу контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами на 2014-2016 годы, утвержденную 09.12.2013 обществом с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС", общество) и согласованную Управлением Росприроднадзора по Самарской области (далее - Управление Росприроднадзора), в части включения в состав абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов ГБУЗ "СГКБ N1 им. Н.И. Пирогова".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015, решение суда первой инстанции от 10.08.2015 отменено. Принят по делу новый судебный акт. Заявленные требования ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова" удовлетворены.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ООО "СКС" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова" в отзывах N 1 и N 2 на кассационную жалобу просит постановление суда апелляционной инстанции отставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СКС" 09.12.2013 утверждена Программа контроля состава и свойств сгонных вод, отводимых абонентами, на 2014-2016 годы (далее - Программа), которая согласована с Управлением Росприроднадзора (письмо от 27.11.2013 N 06-05/6988).
В Программу в качестве абонента, для объектов которого установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов включено ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова".
Посчитав включение ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова" в Программу незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на основании статьи 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) было принято постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов, которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", которым определено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся абоненты, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200 куб. м в сутки.
ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова" является юридическим лицом, среднесуточный объем отводимых сточных вод с объектов Заявителя составляет более 200 куб.м в сутки, поэтому заявитель относится к категории абонентов, которым устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
При этом судом указано, что непосредственно Программа на 2014-2016 годы не налагает на ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова" каких-либо обязанностей.
Все перечисленные заявителем обязанности возникают у него с момента заключения договора в силу прямого указания законодательных и иных нормативных актов.
Статус абонента приобретается водопользователем с момента заключения договора водоснабжения, что следует из понятия "абонент", содержащегося в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ.
Поскольку, на момент рассмотрения дела, договоры водоснабжения на 2015, 2016 годы не заключены, то у заявителя на данный момент отсутствует статус абонента до момента фактического заключения договора водоснабжения, Программа в оспариваемой части не ущемляет прав и законных интересов заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что включение ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова" в Программу не соответствует положениям законодательства и нарушает его права и законные интересы. По мнению суда это влечет за собой необоснованный контроль со стороны уполномоченных органов и организаций, возлагая при этом дополнительную финансовую нагрузку на больницу.
В обоснование своего вывода суд апелляционной инстанции ссылается на то, что заявитель не относится к категории абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ по следующим основаниям: заявитель обладает статусом медицинского учреждения, согласно устава которого основной целью деятельности является обеспечение прав граждан на медицинскую помощь; отказ в медицинской помощи не допускается; деятельность пищеблока нельзя расценивать как деятельность по производству и переработке продукции, поскольку эта деятельность является частью медицинской деятельности; заявитель не может самостоятельно регулировать поток пациентов.
Суд кассационной инстанции считает, что данные выводы суда апелляционной инстанции противоречат нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) абонентом признается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что заявитель является абонентом ООО "СКС". Также заявитель подтверждает свою обязанность заключить договор на холодное водоснабжение водоотведение с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
Таким образом, указанный договор является обязательным для ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова". Факт не заключения договора в данном случае не играет правовой роли, ибо факт отведения сточных вод в канализационные сети истцом подтвержден и не оспаривается.
Поскольку, заявитель является абонентом ООО "СКС", следовательно, обладает всеми правами и несет ответственность за исполнение обязанностей предусмотренных нормами действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом п) пункта 26 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее -Правила N 644) абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
На основании подпункта и) Правил N 644, абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В соответствии с подпунктами в), г) пункта 36 Правил N 644 организация ВКХ имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс загрязняющих веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод, все абоненты вне зависимости от организационно-правовой формы и статуса обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 113 Правил N 644 установлено, что сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно Приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в РФ, в том числе ратифицированными РФ международными нормативными правовыми актами.
Пунктом N 114 Правил N 644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Приложением N 3 к Правилам N 644 утверждены нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Статьёй 30 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 "Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525) Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальный орган).
Срок действия программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.
Пунктом 5. Правил N 525 установлено, что Программа контроля состава и свойств сточных вод включает: перечень абонентов; указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод; указание мест отбора проб сточных вод.
Статья 27 Федерального закона N 416-ФЗ предусматривает, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов, которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", определено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся абоненты, юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Кроме того, в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.06.2015 N ОД-08-02-31/9492 указано на то, что в соответствии с Постановлением нормированию подлежат абоненты, для которых выполняются все условия одновременно, независимо от категории отводимых (принимаемых) сточных вод.
В постановлении суда апелляционной инстанции сделан вывод о том, что включение ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова" в Программу контроля состава и свойств сточных вод не соответствует положениям законодательства и нарушает права и законные интересы учреждения. Аргументом такого вывода является тот факт, что по мнению суда, это влечет за собой необоснованный контроль со стороны уполномоченных органов и организаций, возлагая при этом дополнительную финансовую нагрузку на больницу.
Данный вывод не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии сс статьей 2 Федерального закона N 416-ФЗ абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 61. Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Тем самым, действующим федеральным законодательством установлено, что в отношении юридических лиц, обладающих статусом абонента (заявитель данный факт не оспаривает), вне зависимости от включения их в Программу контроля состава и свойств сточных вод, а также от отнесения их к нормируемым абонентам в соответствии положениями Постановления Правительства N 230, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, которые указанные лица обязаны соблюдать.
Таким нормативным актом на территории г.о. Самара является Постановление администрации г.о. Самара от 09.12.2009 N 1366 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) сточных вод для абонентов МП г. Самары "Самараводоканал", сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации".
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 утвержден СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее по тексту - СанПиН 2,1.3.2630-10).
В соответствии с пунктом 1.2. СанПиН 2,1.3.2630-10 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
Согласно пункту 5.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 очистка и обеззараживание сточных вод от лечебно-профилактических организаций должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод.
В силу Пункта 5.3. указанного нормативного акта, для очистки производственных сточных вод из здания пищеблока в больницах на 500 коек и более, следует предусмотреть установку (вне здания) жироуловителей.
Тем самым, выводы суда апелляционной инстанции о том, что включение заявителя в программу контроля возлагает дополнительную финансовую нагрузку на медицинское учреждение, не соответствуют нормам действующего законодательства.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что включение заявителя в программу контроля состава и свойств сточных вод налагает на него дополнительные обязанности, в частности по подаче декларации о составе и свойствах сточных вод, а также по устройству очистных сооружений, не соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 5 Правил N 525, Программа контроля состава и свойств сточных вод, включает в себя: перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов; указание периодичности планового контроля абонентов и основания для проведения внепланового контроля; указание мест отбора проб сточных вод.
ГБУЗ "СГКБ N 1 им. Н.И. Пирогова" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконной Программы контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, на 2014-2016 годы в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности; создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Суд апелляционной инстанции, в постановлении от 21.12.2015 не указал, какие именно права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушаются в связи с утверждением Программы контроля состава и свойств сточных вод, какие препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности создаются, и какие обязанности на них незаконно возлагает указанная Программа.
При указанных обстоятельствах, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.12.2015 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2015 оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу N А55-12400/2015 отменить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 61. Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
...
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 утвержден СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее по тексту - СанПиН 2,1.3.2630-10).
...
Суд апелляционной инстанции, в постановлении от 21.12.2015 не указал, какие именно права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушаются в связи с утверждением Программы контроля состава и свойств сточных вод, какие препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности создаются, и какие обязанности на них незаконно возлагает указанная Программа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2016 г. N Ф06-7422/16 по делу N А55-12400/2015