г. Казань |
|
15 апреля 2016 г. |
Дело N А55-9372/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-9372/2015
по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области к с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 16.01.2015 N 01/682/2014-546 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 951,20 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, д. 141, этаж N 1, цокольный этаж N 2, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение и постановление отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 951,20 кв. м, расположенные по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, д. 141, этаж N 1, цокольный этаж N 2.
Для государственной регистрации права муниципальной собственности Департамент предоставил в Управление Росреестра по Самарской области документы, необходимые для осуществления испрашиваемой государственной регистрации, в том числе выписку из реестра муниципального имущества от 23.01.2014 N 15-07-16/2412 и копию кадастрового паспорта от 03.07.2013 N 63-00-102/13-31269, которыми подтверждается, что нежилое помещение площадью 951,20 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, д. 141, этаж N 1, цокольный этаж N 2, включено в реестр муниципального имущества 28.09.2005 за номером 015536 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 16.01.2015 N 01/682/2014-546 отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества, сославшись на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), а именно: документы, подтверждающие государственную регистрацию ранее возникшего права на объект.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Статьей 17 Закона о регистрации определено, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 2); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абзац 9).
В пункте 36 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
При обращении в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации Департаментом в качестве правоустанавливающего документа была представлена выписка из реестра муниципального имущества от 23.01.2014 N 15-07-16/2412, согласно которой, спорный объект является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества.
В пункте 1 Приложения 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федераций на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" перечислены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящиеся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, а именно: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
В качестве правоустанавливающего документа, свидетельствующего о возникновении права муниципальной собственности на испрашиваемый объект, на государственную регистрацию представлена выписка из реестра N 15-07-16/2412 от 23.01.2014, согласно которой объект недвижимости - нежилое помещение, площадью 951,2 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара Загора, дом 141, этаж N1, цокольный этаж N 2, является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества 28.09.2005 за номером 015536 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р. Указанное распоряжение принято в соответствии с законодательством, действующим на момент его издания, уполномоченным органом, не отменено и не оспорено в судебном порядке.
В письме Департамента от 29.01.2014 N 15-07-16/3190 указано, что объект недвижимости, расположенный по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, д. 141, является жилым домом и, следовательно, относится к жилищному фонду, являющемуся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона. На момент передачи в муниципальную собственность указанное нежилое помещение находилось на балансе Самарской КЭЧ и вошло в состав жилого дома, переданного в муниципальную собственность на основании указанного распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р.
В отзыве на заявление ТУ Росимущества в Самарской области указал, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре" жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 141 был включен в Перечень передаваемых в муниципальную собственность г. Самары, находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре. Пунктом вторым названного распоряжения Росимуществу совместно с Министерством обороны России и администрацией г. Самара было поручено обеспечить в установленном порядке передачу указанных в пункте 1 распоряжения объектов, в котором значится, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: ул. Стара-Загора, 141, в муниципальную собственность г. Самары.
Учитывая изложенное довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что на государственную регистрацию не представлено документы, подтверждающие государственную регистрацию ранее возникшего права на объект, неоснователен.
Суды двух инстанций обоснованно исходили из совокупности доказательств, подтверждающих право муниципальной собственности на спорный объект, в связи с чем правовая экспертиза представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
При этом совокупность представленных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое, было заявлено на государственную регистрацию.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 17 Закона о регистрации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы и отклоняются судебной коллегией, так как не опровергают выводы судов, изложенные в судебных актах, а выражают лишь несогласие с ним и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 по делу N А55-9372/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отзыве на заявление ТУ Росимущества в Самарской области указал, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре" жилой дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 141 был включен в Перечень передаваемых в муниципальную собственность г. Самары, находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре. Пунктом вторым названного распоряжения Росимуществу совместно с Министерством обороны России и администрацией г. Самара было поручено обеспечить в установленном порядке передачу указанных в пункте 1 распоряжения объектов, в котором значится, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: ул. Стара-Загора, 141, в муниципальную собственность г. Самары.
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 17 Закона о регистрации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 апреля 2016 г. N Ф06-6873/16 по делу N А55-9372/2015