г. Казань |
|
18 апреля 2016 г. |
Дело N А06-3629/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Карповой В.А.,
при участии представителя :
истца - Соколовой А.В. (доверенность от 01.04.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.09.2015 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-3629/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (ОГРН 1023001538460, ИНН 3006006420) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (ОГРН 1043000718200, ИНН 3015067349) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, выраженного в письме от 13.02.2015 N 30-30-01/010/2014-912 и об обязании произвести государственную регистрацию прав на объект "Электроснабжение",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (далее - общество, ООО "Газпром добыча Астрахань") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, выраженного в письме от 13.02.2015 N 30-30-01/010/2014-912, и об обязании произвести государственную регистрацию прав на объект "Электроснабжение".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечена администрация муниципального образования г. Астрахани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным отказ Управление Росреестра в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества "Электроснабжение", площадью 2301 м., расположенный по адресу Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, кадастровый номер 30:12:000000:7383, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 13.02.2015 N 30-30-01/010/2014-912.
Суд обязал Управление Росреестра зарегистрировать право собственности ООО "Газпром Добыча Астрахань" на объект недвижимого имущества "Электроснабжение", протяженностью 2301 м., расположенный по адресу Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, кадастровый номер 30:12:000000:7383.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что общество в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) представило все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимости, что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
В кассационной жалобе Управления Росреестра, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что государственная регистрация права собственности на линейно-кабельные сооружения без предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок не представляется возможным.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром добыча Астрахань" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании договора купли-продажи от 22.10.2010 N 401 ООО "Газпром добыча Астрахань" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номер: 30:12:020292:435, площадь 999 кв. М, категория земель: земли населенных пунктов - офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, адрес (местоположение): Российская Федерация, Астраханская обл., г. Астрахань, Ленинский район, ул. Савушкина, д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10.12.2012 серии 30-АА N 826476.
Также ООО "Газпром добыча Астрахань" является собственником объекта недвижимого имущества - здание, назначение: нежилое здание, общей площадью 1512 кв. м, этажность: 3, адрес (местоположение): Россия, Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Савушкина, д. 6, кадастровый (условный) номер: 30:12:020307:317, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 25.04.2014 серии 30-АБ N 024125.
Впоследствии администрация города Астрахани выдало разрешение от 28.06.2012 N RU 30301000-100 на реконструкцию административного здания по ул. Савушкина, д. 6, со сроком действия (с учетом продления) до 31.12.2013.
На основании акта приемки законченного реконструкцией объекта приемочной комиссией от 19.12.2013 N 528 ООО "Газпром добыча Астрахань" выдано разрешение от 25.12.2013 N RU 30301000-67 на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства (административное здание по ул. Савушкина, д. 6).
ООО "Газпром добыча Астрахань" 27.11.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на Сооружение, кадастровый номер 30:12:000000:7221.
К заявлению в качестве правоустанавливающих документов были приложены: разрешение на строительство от 28.06.2012 N RU 30301000-100, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2013 N RU 30301000-67, акт приемки законченного реконструкцией объекта приемочной комиссией от 19.12.2013 N 528, доверенность от 16.09.2014, кадастровый паспорт от 03.10.2014.
Уведомлением от 10.12.2014 N 01/101/2014-910-912 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности на сооружение по причине того, что заявителем не уплачена госпошлина в размере 15 000 руб., сведения об объекте недвижимости - "Электроснабжение" в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют и не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на вышеуказанный объект.
В связи с чем ООО "Газпром добыча Астрахань" были представлены дополнительные документы: заявление о возобновлении государственной регистрации от 29.01.2015, декларация об объекте недвижимого имущества от 15.01.2015; платежное поручение от 01.12.2014, кадастровый паспорт от 27.01.2015 N 3015/115/2015-14488, заявление от 29.01.2015 об ошибочном указании кадастрового номера в кадастровом паспорте.
Согласно кадастровому паспорту сооружения от 27.01.2015 N 3015/115/2015-14488 Электроснабжение протяженностью 2307 м с кадастровым номером 30:12:000000:7383, местоположение: Астраханская область, г. Астрахань, район Ленинский расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 30:12:020287:667, 30:12:020292:83, 30:12:000000:326, 30:12:020292:11, 30:12:020115:1.
Сообщением от 13.02.2015 N 30-30-01/010/2014-912 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества "Электроснабжение" на том основании, что в представленной декларации не указан полностью адрес (местоположение) объекта, представитель по доверенности не имел полномочий на подписание от имени общества декларации об объекте недвижимого имущества и объект расположен на земельных участках с кадастровыми номерами: 30:12:020287:667, 30:12:020292:83, 30:12:000000:326, представленные в собственность и пользование иным лицам, а не обществом.
ООО "Газпром добыча Астрахань", полагая, что отказ регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации, если иное не установлено законом (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
Из положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется.
В соответствии с взаимосвязанными положениями статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Согласно пунктам 6 - 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации собственникам подземных трубопроводов не требуется оформление прав собственности на земельные участки, под которыми они проходят. Напротив, установление охранных зон таких объектов влечет ограничение прав собственников земельных участков, включая их изъятие на период реконструкции, строительства и ремонта объектов всякого трубопроводного транспорта.
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Анализ имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что проектной и разрешительной документацией предусмотрена прокладка инженерных сетей к реконструируемому объекту. Создание объекта "Электроснабжение" подтверждается кадастровым паспортом и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию. Нахождение подземных линий электроснабжения (подземный объект) на различных земельных участках не требовало оформление прав на такие участки, под которым они проходят, поскольку установление охранных зон влечет ограничения прав правообладателей таких участков.
Следовательно, требования статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают ограничения не по обороту земельного участка, а по фактическому использованию.
Пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Суды двух инстанций, определяя правовую квалификацию спорного объекта в качестве вспомогательного, правомерно исходили из следующего.
Из содержания разрешения на строительство (реконструкцию) административного здания, акта приемки объекта от 19.12.2013 следует, что фактически осуществлялось строительство подземной линии электроснабжения, при этом наличие объекта электроснабжения с индивидуальными характеристиками подтверждено кадастровым паспортом от 27.01.2015 N 3015/115/2015-14488.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Представленные на регистрацию документы подтверждают, что спорный объект (линия электроснабжения) не имеет самостоятельного практического значения и предназначен исключительно для обеспечения деятельности главной вещи - нежилого здания.
Исходя из определения и функционального назначения данное сооружение носит вспомогательный характер и не может быть использовано при отсутствии здания, для обслуживания которого оно предназначено.
Данные правовые подходы определены и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2014 N 310-КГ14-4639.
Следовательно, принимая во внимание положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требования земельного законодательства, а также то, что сооружение, строительство которого осуществлялось в строгом соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Росреестра не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходит спорное Сооружение.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 17 Закона о регистрации, статьями 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установив, что представленные на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям действующего законодательства, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу N А06-3629/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из определения и функционального назначения данное сооружение носит вспомогательный характер и не может быть использовано при отсутствии здания, для обслуживания которого оно предназначено.
Данные правовые подходы определены и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2014 N 310-КГ14-4639.
Следовательно, принимая во внимание положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требования земельного законодательства, а также то, что сооружение, строительство которого осуществлялось в строгом соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Росреестра не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходит спорное Сооружение.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 17 Закона о регистрации, статьями 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установив, что представленные на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям действующего законодательства, правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2016 г. N Ф06-7792/16 по делу N А06-3629/2015