г. Казань |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А65-22842/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Ахметова Р.М. (доверенность от 18.06.2015),
ответчика - Платонова А.Е. (доверенность от 16.02.2016), Сулеймановой А.Р. (доверенность от 29.04.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2015 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Холодная С.Т., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-22842/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Имашева Максима Рафиковича, г. Набережные Челны, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании недействительным решения от 07.07.2015 N 2482 о привлечении к налоговой ответственности,
УСТАНОВИЛ:
предприниматель Имашев Максим Рафикович (далее - ИП Имашев М.Р., заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ИФНС России по г. Набережные Челны РТ, налоговый орган, инспекция) в котором, с учетом уточнения, просил признать недействительным решение от 07.07.2015 N 2482 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Набережные Челны РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку судебное решение, определяющее кадастровую стоимость равную рыночной, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере, так как устанавливает только юридический факт и вступает в законную силу в ином порядке, чем предусмотрено законодательством о налогах и сборах, и применяться к налоговым правоотношениям может только с очередного налогового периода. По мнению инспекции, если кадастровая стоимость в размере рыночной установлена решением суда, принятым до 21 июля 2014 года включительно, то налоговая база по земельному налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости, значащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В дополнении к кассационной жалобе ИФНС России по г. Набережные Челны РТ ссылается на неправомерность уменьшения налогоплательщиком своих налоговых обязательств в отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошлые налоговые периоды.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Имашев М.Р. возражает против доводов инспекции и просит обжалованные ею судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает из подлежащими отмене исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка ИП Имашева М.Р. на основе представленной им налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по итогам которой вынесено решение от 07.07.2015 N 2482 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в размере 2 266 080 руб. и пени в размере 184 126,85 руб. Кроме того, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 453 216 руб.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителю в спорный период на праве долевой собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 16:52:090205:104, 16:52:090205:100, 16:52:090205:106, 16:52:090205:44, 16:52:090205:103, 16:52:090205:102, 16:52:090205:101, 16:52:090205:105, 16:52:090205:99, 16:52:090205:98, 16:52:090205:97, 16:52:090205:45, 16:52:090205:109, 16:52:090205:46, 16:52:090205:107, 16:52:090205:52, расположенные по адресу: РТ, г. Набережные Челны.
В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в общей сумме 269 721 руб., исходя из кадастровой стоимости участков, установленной вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013. Указанным Постановлением апелляционной инстанции определена следующая кадастровая стоимость земельных участков, долевым собственником которых в спорный период являлся заявитель: земельного участка с кадастровым номером 6:52:090205:104, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 1 929 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:100, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 2 093 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:106, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 2 097 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:44, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 2 552 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:103, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 3 367 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:102, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 3 370 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:101, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 3 427 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:105, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 4 245 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:99, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 4 357 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:98, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 4 431 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:97, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 4 938 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:45, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 5 164 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:104, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 1 929 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:109, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 5 454 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:46, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 5 949 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:107, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 8 871 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:52:090205:52, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, район Стройбазы, в размере 11 316 000 руб.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с данным постановлением внесена в кадастр 17.09.2014, что следует из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 16.04.2015 N 6627-13.
Однако, оспариваемым решением инспекции налог исчислен в общей сумме 2 535 801 руб., исходя из кадастровой стоимости, определенной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по РТ. Решением Управления Федеральной налоговой службы России по РТ от 25.08.2015 N 2.14-0-19/01758ЗГ@ решение инспекции от 07.07.2015 N 2482 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, налогоплательщик оспорил его в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования и признали произведенное налоговым органом доначисление земельного налога за 2014 год и соответствующих налоговых платежей необоснованным.
При этом суды пришли к выводу о том, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, установленная постановлением апелляционной инстанции стоимость земельных участков подлежит применению при исчислении заявителем земельного налога с начала налогового периода.
Между тем судами не учтено следующее.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Часть 1 статьи 390 НК РФ устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Указанным постановлением разъясняется, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Именно с этого момента меняется экономическое основание земельного налога ввиду того, что изменилась стоимость объекта налогообложения. При этом определение налоговой базы по земельному налогу на основе старой, более высокой стоимости объекта налогообложения, то есть исходя из наличия у налогоплательщика имущества, которым он не обладает и из которого не извлекает полезные свойства, является нарушением прав субъекта предпринимательской деятельности как владельца земельного участка и плательщика земельного налога.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в размере их рыночной стоимости внесена в государственный кадастр недвижимости 17.09.2014.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной постановлением апелляционного суда в 2014 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2015, является несостоятельным.
В рассматриваемом случае вывод судов о применении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013, с 01.01.2014 неправомерен ввиду следующего.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившего в законную силу 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 8 статьи 3 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 225-ФЗ) определено, что положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости была установлена вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013 до введения в действие Закона N 225-ФЗ.
Учитывая, что на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ заявление было рассмотрено судом, положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора. Следовательно, сведения о кадастровой стоимости, установленные постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу NА65-14963/2013, не могут применяться с 1 января 2014 года.
В рассматриваемом деле судами установлено, что постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013 установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:090205:104, 16:52:090205:100, 16:52:090205:106, 16:52:090205:44, 16:52:090205:103, 16:52:090205:102, 16:52:090205:101, 16:52:090205:105, 16:52:090205:99, 16:52:090205:98, 16:52:090205:97, 16:52:090205:45, 16:52:090205:109, 16:52:090205:46, 16:52:090205:107, 16:52:090205:52 с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с данным постановлением внесена в кадастр 17.09.2014.
Поскольку постановлением апелляционного суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2014 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 17.09.2014. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит установление фактических обстоятельств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить сторонам представить расчет земельного налога с учетом вышеуказанного применения норм законодательства, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком в рассматриваемый период и в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ при новом рассмотрении дела суду надлежит распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 по делу N А65-22842/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-14963/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с данным постановлением внесена в кадастр 17.09.2014.
Поскольку постановлением апелляционного суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2014 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 17.09.2014. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2016 г. N Ф06-8039/16 по делу N А65-22842/2015
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18438/17
01.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14851/16
13.09.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22842/15
13.05.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8039/16
12.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18489/15
16.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22842/15