г. Казань |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А65-20074/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Абдуллина Л.С., доверенность от 14.01.2016 N 90/ик,
ответчика - Миначова Р.А., доверенность от 31.12.2015 N РХ-06/20372,
третьего лица Местной мусульманской религиозной организации - Приход мечети "Аль-Марджани" Казанского Мухтасибата ЦРО ДУМ РТ - Макина С.А., доверенность от 18.05.2016 N 18/05,
в отсутствие:
третьих лиц Местной мусульманской религиозной организации - Мухтасибат г. Казани централизованной религиозной организации - духовного управления мусульман РТ, Прокуратуры Советского района города Казани - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2015 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Холодная С.Т., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-20074/2015
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Местной мусульманской религиозной организации - Мухтасибат г. Казани централизованной религиозной организации - духовного управления мусульман РТ, Местной мусульманской религиозной организации - Приход мечети "Аль-Марджани" Казанского Мухтасибата ЦРО ДУМ РТ и Прокуратуры Советского района города Казани о признании незаконным и отмене пункта 1 решения,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу от 13.07.2015 N 06-799/2014 о нарушении антимонопольного законодательства и признании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами, по результатам рассмотрения дела N 06-799/2014 ответчиком было принято решение от 22.07.2015 (в редакции ответчика: 1) признать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании деятельности вероисповедального мусульманского кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:33:080710:5, общей площадью 389 092 кв.м. 2) на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрение дела N 06-799/2014 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани нарушений антимонопольного законодательства. 3) передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с пунктом 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу от 13.07.2015 N 06-799/2014, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Судами установлены следующие обстоятельства.
Решение о создании вероисповедального (мусульманского) кладбища было принято Администрацией Пестречинского района Республики Татарстан в пределах своих полномочий в 2003 году. Также, в последующем, Кабинетом Министров Республики Татарстан (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) было согласовано предоставление земельного участка.
В 2007 году земельный участок с кадастровым номером 16:33:080710:5 общей площадью 38,9092 кв.м., используемый для размещения мусульманского кладбища, вошел в состав городских земель на основании закона Республики Татарстан от 28.12.2007 N 69-ЗРТ "О предобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан", следовательно, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в данной ситуации рассматривается применительно к территории муниципального образования города Казани.
Решением Казанской городской Думы от 07.10.2009 N 10-43 создано Управление по организации ритуальных услуг, согласно решению Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 35-3 уполномоченным органом в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории г. Казани является Муниципальное казенное учреждение "Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление).
Вместе с тем, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани обязанность по определению порядка деятельности вероисповедального кладбища исполнена не была.
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 04.06.2012 по делу N 2-5289 по иску Прокурора Советского района г. Казани признано незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в самоустранении от принятия порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" ММРО Мухтасибата г. Казани.
Суд обязал Исполнительный комитет муниципального образования города Казани устранить выявленные нарушения законодательства путем определения Порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" Казанского Мухтасибата ДУМ РТ в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по РТ возбуждено исполнительное производство N 920/12/01/16.
Определением от 17.01.2014 Вахитовский суд г. Казани отказал в удовлетворении заявления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани об отсрочке исполнения вступившего в законную силу решения Вахитовского районного суда г. Казани от 04.06.2012.
Антимонопольным органом было установлено, что решение суда в части издания постановления об определении Порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" Казанского Мухтасибата ДУМ РТ не исполнено, постановление об определении Порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марждани" ММРО Мухтасибата г. Казани не издано.
Вышеизложенное позволило Комиссии УФАС признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в самоустранении от принятия постановления об определении порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" Казанского мухтасибата Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Поддерживая выводы антимонопольного органа, суды руководствовались следующим.
Вопросы, касающиеся организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") относятся к компетенции органов местного самоуправления. Решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями.
В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации услуги являются объектом гражданских прав, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - товаром.
Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг относятся к видам экономической деятельности, а сами услуги, включая содержание кладбищ и прочих мест захоронения, - к продукции по данному виду экономической деятельности. Таким образом, ритуальные услуги относятся к сфере гражданско-правового регулирования и на них распространяется в т.ч. антимонопольное законодательство.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен ряд запретов на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций.
В частности, в соответствии с частью 1 данной статьи запрещаются: - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или хозяйствующим субъектам; - установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; - установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, органы местного самоуправления при осуществлении возложенных на них полномочий по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в т.ч. путем создания специализированных организаций, не вправе допускать ограничение конкуренции, в том числе создавать необоснованные препятствия к доступу на рынок ритуальных услуг хозяйствующих субъектов.
На основании изложенного судами сделал правильный вывод о том, что действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившиеся в необоснованном препятствовании деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" ММРО Мухтасибата г. Казани, являются нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Судами отмечено, что в ходе рассмотрения дела УФАС по РТ было предоставлено на обозрение Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16.02.2015 N 693, которым утвержден Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ города Казани.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции, и нашли свое отражение в судебных актах. Они были подробно исследованы нижестоящими судами, им была дана надлежащая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу N А65-20074/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен ряд запретов на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций.
В частности, в соответствии с частью 1 данной статьи запрещаются: - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или хозяйствующим субъектам; - установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; - установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, органы местного самоуправления при осуществлении возложенных на них полномочий по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в т.ч. путем создания специализированных организаций, не вправе допускать ограничение конкуренции, в том числе создавать необоснованные препятствия к доступу на рынок ритуальных услуг хозяйствующих субъектов.
На основании изложенного судами сделал правильный вывод о том, что действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившиеся в необоснованном препятствовании деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" ММРО Мухтасибата г. Казани, являются нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 мая 2016 г. N Ф06-7904/16 по делу N А65-20074/2015