г. Казань |
|
26 мая 2016 г. |
Дело N А57-18885/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Балдиной Н.Д., доверенность от 18.03.2014 N 1-2087, Илюшиной О.В., доверенность от 18.03.2014 N 1-2086,
ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - Кузьменко А.С., доверенность от 29.04.2016 N 02-09/02476, Корольковой А.А., доверенность от 19.01.2016 N 02-09/00204, Головиной К.Ю., доверенность от 15.04.2016 N 02-09/02215,
ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Головиной К.Ю., доверенность от 18.04.2016 N 05-17/21,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.10.2015 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-18885/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии" (г. Саратов, ИНН 6452008711, ОГРН 1026402677652) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (г. Саратов, ИНН 450604892, ОГРН 1046405041891), Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области (г. Саратов, ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338) о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 27.02.2015 N 07/07 о привлечении ОАО "Саратовские авиалинии" к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 07.08.2015, в части: 1) доначисления суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в сумме 26 589 321 руб., в том числе: за 2011 год в сумме 15 764 421 руб., из них: за 1 квартал 2011 года в сумме 3 178 726 руб., за 2 квартал 2011 года в сумме 4 119 113 руб., за 3 квартал 2011 года в сумме 4 923 058 руб., за 4 квартал 2011 года в сумме 3 543 524 руб., за 2012 год в сумме 10 824 900 руб., из них: за 1 квартал 2012 года в сумме 2 023 407 руб., за 2 квартал 2012 года в сумме 2 489 295 руб., за 3 квартал 2012 года в сумме 3 489 627 руб., за 4 квартал 2012 года в сумме 2 822 571 руб., 2) привлечения ОАО "Саратовские авиалинии" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость в размере 880 149 руб.; 3) соответствующих сумм пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость; 4) предложения ОАО "Саратовские авиалинии" уплатить оспариваемые суммы налога на добавленную стоимость, штрафов и пени, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, и иных предложений, указанных в пункте 6 резолютивной части оспариваемого решения, о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в пользу ОАО "Саратовские авиалинии" расходов по государственной пошлине в размере 3000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, открытое акционерное общество "Саратовские авиалинии" (далее - ОАО "Саратовские авиалинии", общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, налоговый орган, Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконным и отмене решения Инспекции от 27.05.2015 N 07/07 о привлечении ОАО "Саратовские авиалинии" к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 07.08.2015, в части: 1) доначисления суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 6589 321 руб., в том числе: за 2011 год всего в сумме 15 764 421 руб., из них: за 1 квартал 2011 год в сумме 3 178 726 руб., за 2 квартал 2011 года в сумме 4 119 113 руб., за 3 квартал 2011 года в сумме 4 923 058 руб., за 4 квартал 2011 года в сумме 3 543 524 руб., за 2012 год всего в сумме 10 824 900 руб., из них: за 1 квартал 2012 года в сумме 2 023 407 руб., за 2 квартал 2012 года в сумме 2 489 295 руб., за 3 квартал 2012 года в сумме 3 489 627 руб., за 4 квартал 2012 года в сумме 2 822 571 руб., 2) привлечения ОАО "Саратовские авиалинии" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм НДС в размере 880149 руб.; 3) соответствующих сумм пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС; 4) предложения ОАО "Саратовские авиалинии" уплатить оспариваемые суммы НДС, штрафов и пени, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, и иных предложений, указанных в пункте 6 резолютивной части оспариваемого решения, о взыскании с Инспекции в пользу ОАО "Саратовские авиалинии" расходов по государственной пошлине в размере 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2015 заявленные ОАО "Саратовские авиалинии" требования удовлетворены. Признано недействительными решение Инспекции от 27.05.2015 N 07/07 в части: - доначисления суммы неуплаченного НДС - 26 589 321 руб., в том числе: за 2011 год всего в сумме 15 764 421 руб., из них: за 1 квартал 2011 года в сумме 3 178 726 руб., за 2 квартал 2011 года в сумме 4 119 113 руб., за 3 квартал 2011 года в сумме 4 923 058 руб., за 4 квартал 2011 года в сумме 3 543 524 руб., за 2012 год всего в сумме 10 824 900 руб., из них: за 1 квартал 2012 года в сумме 2 023 407 руб., за 2 квартал 2012 года в сумме 2 489 295 руб., за 3 квартал 2012 года в сумме 3 489 627 руб., за 4 квартал 2012 года в сумме 2 822 571 руб., - привлечения ОАО "Саратовские авиалинии" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в сумме 880 149 руб.; - начисления соответствующих сумм пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость; - предложения ОАО "Саратовские авиалинии" уплатить оспариваемые суммы НДС, штрафов и пени, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, и иных предложений, указанных в пункте 6 резолютивной части оспариваемого решения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.10.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов отменить, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, и отказать обществу в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Саратовские авиалинии", по результатам которой вынесено решение от 27.05.2015 N 07/07 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату НДС, а также о доначислении НДС и начислении соответствующих сумм пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 07.08.2015 в удовлетворении апелляционной жалобы ОАО "Саратовские авиалинии" отказано.
Считая решение инспекции частично незаконным, ОАО "Саратовские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим требованием.
Из решения инспекция следует, что основанием для доначисления налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о необоснованном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по услугам, связанным с обеспечением горюче-смазочными материалами, бортпитанием, техническим обслуживанием, обслуживанием пассажиров, медосмотром членов экипажа, посадке и высадке пассажиров, а также иным услугам по обслуживанию воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации, воздушном пространстве Российской Федерации и на международных перевозках, освобожденных от обложения НДС в силу подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды учли, что заявитель оплачивал услуги контрагентов по выставленным счетам-фактурам, в которых выделена сумма налога на добавленную стоимость, в связи с чем пришли к выводу о правомерном применении налоговых вычетов.
Кассационная инстанция с указанным выводом согласна с учетом следующего.
Согласно подпункту 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании соответствующих требованиям статьи 169 НК РФ счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Судами обеих инстанций установлено, и не оспаривается налоговым органом, что контрагенты Общества выставили за оказанные услуги счета-фактуры с выделением суммы НДС, данные услуги оплачены налогоплательщиком с перечислением налога поставщикам.
При этом суды исходили из неопровергнутого довода о том, что контрагенты Общества уплачивали в бюджет НДС, выделенный в выставленных заявителю счетах-фактурах.
Суды учитывали, что отсутствуют доказательства осуществления контрагентами заявителя в спорные периоды лишь операций, необлагаемых налогом в соответствии с пунктами 1-3 статьи 149 Кодекса, и неосуществления иных облагаемых НДС операций.
Оценивая доводы инспекции, суды указали, что контрагенты заявителя, являясь налогоплательщиками НДС, имели право в соответствии с положениями законодательства отказаться от льгот, предусмотренных пунктом 2 статьи 149 НК РФ, применить общий режим налогообложения при выставлении покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога при осуществлении операций, не облагаемых налогом в соответствии с пунктами 1-3 статьи 149 НК РФ. Следовательно, выставление счета-фактуры с выделением НДС в размере 18%, а также отражение данных о реализации указанных операций и суммах налога, подлежащих уплате в бюджет, в разделе 3 декларации по НДС вместе с данными по иным операциям, не противоречит законодательству.
В этой связи судами отмечено, что представленные инспекцией налоговые декларации контрагентов заявителя, карточки расчетов с бюджетом не подтверждают неуплату НДС с конкретных операций по реализации спорных услуг ОАО "Саратовские авиалинии", поскольку содержат данные обо всех операциях, подлежащих обложению налогом, налоговой базе, налоговых льготах, общей исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
По мнению судов, неуплата контрагентами НДС может быть установлена только при сопоставлении данных о счетах-фактурах, выставленных заявителю в отчетном периоде, с данными о всех счетах-фактурах, выставленных контрагентами, а также с данными регистров бухгалтерского учета продавца, платежных поручений на перечисление налога и данных, указанных в декларации по НДС продавца за соответствующий отчетный период.
Каких-либо актов, решений по результатам налоговых проверок, свидетельствующих об установлении фактов неуплаты контрагентами заявителя налога с операций по реализации спорных услуг ОАО "Саратовские авиалинии", в материалы дела не представлено. Напротив, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 представлена информация об отсутствии нарушений налогового законодательства по взаимоотношениям между ОАО Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Саратовские авиалинии" в период за 2011-2012 года.
Утверждение Инспекции о том, что ОАО "Саратовские авиалинии" знало о намерении поставщиков услуг совершить действия по выставлению счетов-фактур с выделением суммы налога по необлагаемым операциям, и соответственно, не проявило должной степени осторожности и осмотрительности при выборе контрагентов, то есть проявило недобросовестность при заключении с ними договоров, обоснованно отклонено судами как бездоказательное.
Суды отметили, что наличие в главе 21 НК РФ правил, касающихся порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость лицами, обязанными осуществлять реализацию товаров, выполнять работы и оказывать услуги без налога на добавленную стоимость (пункт 5 статьи 173 Кодекса), в рассматриваемом случае исключает в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса необходимость применения к данным правоотношениям нормы гражданского законодательства о неосновательном обогащении.
При этом судами правомерно, со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 03.06.2014 N 17-П, указано, что из пункта 5 статьи 173 Кодекса следует, что обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 169 Кодекса, то есть посредством счета-фактуры, а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.
Применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат обложению НДС, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что правила пункта 5 статьи 173 НК РФ в системной связи с другими положениями названного Кодекса предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС и, следовательно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы НДС, притом что эта сумма (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет; такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг), оно определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, что не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав.
Поскольку по результатам оценки материалов дела судами установлено, что контрагентами заявителя были выставлены счета-фактуры с выделением сумм НДС, отсутствовали доказательства неперечисления данными контрагентами налога на добавленную стоимость по спорным операциям в бюджет, суды пришли к обоснованному выводу о правомерном применении заявителем налоговых вычетов.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судами с соблюдением положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основана на правильном применении судами норм материального права, а сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу N А57-18885/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
По мнению инспекции, налогоплательщиком необоснованно применены налоговые вычеты по услугам, связанным с обеспечением горюче-смазочными материалами, бортпитанием, техническим обслуживанием, обслуживанием пассажиров, медосмотром членов экипажа, посадке и высадке пассажиров, а также иным услугам по обслуживанию воздушных судов непосредственно в аэропортах РФ, воздушном пространстве РФ и на международных перевозках, освобожденным от обложения НДС.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогового органа.
Судом установлено, что заявитель оплачивал услуги контрагентов по выставленным счетам-фактурам, в которых выделена сумма НДС, в связи с чем заявлял в отношении данных услуг налоговые вычеты. Суд указал, что контрагенты заявителя, являясь налогоплательщиками НДС, имели право в соответствии с положениями законодательства отказаться от льгот, предусмотренных подп. 22 п. 2 ст.149 НК РФ, применить общий режим налогообложения при выставлении покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога при осуществлении операций, не облагаемых налогом в соответствии с п. 1-3 ст. 149 НК РФ.
Следовательно, выставление счета-фактуры с выделением НДС в размере 18%, а также отражение данных о реализации указанных операций и суммах налога, подлежащих уплате в бюджет, в разделе 3 декларации по НДС вместе с данными по иным операциям, не противоречит законодательству.
При этом судом, со ссылкой на правовую позицию КС РФ, изложенную в постановлении от 03.06.2014 N 17-П, указано, что из п. 5 ст. 173 НК РФ следует, что обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 169 НК РФ, то есть посредством счета-фактуры, а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.
Таким образом, поскольку контрагентами заявителя были выставлены счета-фактуры с выделением сумм НДС, отсутствовали доказательства неперечисления данными контрагентами НДС по спорным операциям в бюджет, применение заявителем налоговых вычетов правомерно.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 мая 2016 г. N Ф06-9348/16 по делу N А57-18885/2015