г. Казань |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А65-17723/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - Самерхановой И.А., доверенность от 16.12.2015,
некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" - Файзуллина Р.В., доверенность от 18.09.2015,
ответчика - Миначова Р.А., доверенность от 31.12.2015,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-17723/2015
по заявлению Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1624009133, ОГРН 1051672045150), г. Лаишево, некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч", с. Тетеево, (ИНН 1624009817, ОГРН 1061684095043) к Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, (ИНН 1653003714, ОГРН 1021602866405) о признании недействительным решения и предписания, при участии третьего лица - Палаты земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене пунктов 1, 2 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 10.06.2015 по делу N 06-715/2014 и недействительным пункта 1 предписания от 10.06.2015 по делу N 06-715/2014, арбитражному делу присвоен номер А65-17723/2015.
Некоммерческая организация "Садовое товарищество "Луч" (далее - НО "СТ "Луч") обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Татарстанского УФАС России от 10.06.2015 по делу N 06-715/2014, арбитражному делу присвоен номер А65-22587/2015.
Определением суда от 21.10.2015 указанные выше дела объединены в единое производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А65-17723/2015.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Палата земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 заявленные требования удовлетворены. Судом решение и предписание Татарстанского УФАС России по делу N 06-715/2014 признаны незаконными.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Татарстанское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представитель комитета в судебном заседании отклонила кассационную жалобу, просила оставить судебные акты без изменения.
Представитель НО "СТ "Луч" в судебном заседании отклонил кассационную жалобу, просил оставить судебные акты без изменения.
Представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьего лица.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение с указание на признаки нарушения антимонопольного законодательства при представлении земельных участков НО "СТ "Луч" в пределах береговой линии реки Кама (кадастровый квартал 16:24:220503).
Приказом Татарстанского УФАС России от 25.09.2014 возбуждено дело N 06-715/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения заявления установлено, что постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 23.04.2008 N 601 "О предоставлении Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" в аренду на 5 лет земельного участка площадью 28.0 га для садоводства" между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ и НО "СТ "Луч" заключен договор аренды земельного участка от 28.07.2008 N 1-01-185.
Согласно условиям указанного договора аренды НО "СТ "Луч" приняла в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:24:220503:9, расположенный по адресу: РТ, Лаишевский район, Нармонское сельское поселение, общей площадью 28 га, для садоводства. Срок действия договора аренды с 23.04.2008 по 22.04 2013.
Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2010 N 1082 "О разрешении Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" размежевания земельного участка площадью 279 999 кв.м для садоводства" разрешено размежевание земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 279 999 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: РТ, Лаишевский район, Нармонское сельское поселение, а также изменено разрешенное использование вышеназванного земельного участка с "для садоводства" на "для решения общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства".
Согласно сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан" земельный участок с кадастровым номером 16:24:220503:9 размежеван на сто девяносто вновь образованных земельных участков и передан в собственность участникам НО "СТ "Луч".
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:220503:280, 16:24:220503:279, 16:24:220503:258, 16:24:220503:263, 16:24:220503:299, 16:24:220503:298, 16:24:220503:297, 16:24:220503:296, 16:24:220503:295, 16:24:220503:176, 16:24:220503:184, 16:24:220503:185, 16:24:220503:186, 16:24:220503:148, 16:24:220503:233, 16:24:220503:230 находятся в собственности НО "СТ "Луч".
По результатам рассмотрения дела N 06-715/2014 антимонопольным органом принято решение от 10.06.2015, которым комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части неосуществления возврата в муниципальную собственность земельных участков вновь образованных из земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 28 га после истечения срока действия договора аренды от 28.07.2008 N 1-01-185, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 10.06.2015 по делу N 06-715/2014, которым Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан вменено в обязанность прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно освободить от прав иных лиц, а в случае перехода прав собственности, вернуть в муниципальную собственность, земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:220503:280, 16:24:220503:279, 16:24:220503:258, 16:24:220503:263, 16:24:220503:299, 16:24:220503:298, 16:24:220503:297, 16:24:220503:296, 16:24:220503:295, 16:24:220503:176, 16:24:220503:184, 16:24:220503:185, 16:24:220503:186, 16:24:220503:148, 16:24:220503:233, 16:24:220503:230.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, выданным на его основании предписанием, заявители обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Вменяя нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган посчитал, что Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан не осуществлял возврат в муниципальную собственность земельных участков вновь образованных из земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 28 га после истечения срока действия договора аренды от 28.07.2008 N 1-01-185.
Судами установлено, что 28.07.2008 между Платой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ и НО "СТ "Луч" заключен договор аренды земельного участка N 1-01-185 с кадастровым номером 16:24:220503:9 общей площадью 28 га.
Срок действия договора аренды установлен с 23.04.2008 по 22.04.2013 (пункт 2.1 договора).
Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2010 N 1082 было разрешено НО "СТ "Луч" размежевания земельного участка площадью 279 999 кв.м для садоводства.
Суды установили, что земельный участок был размежеван и образованные земельные участки были переданы членам Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в период действия договора аренды.
Как правомерно указали суды, сам по себе невозврат в муниципальную собственность земельных участков вновь образованных из земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 28 га после истечения срока действии договора аренды от 28.07.2008 N 1-01-185 не может рассматриваться необходимым и достаточным условием для признания Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Судами установлено, что Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан было принято постановление от 07.04.2011 N 462 "О предоставлении в собственность земельного участка площадью 83075 кв.м Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" и земельных участков площадью 142 768 кв.м членам Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч".
Факт нахождения земельных участков в собственности физических лиц, участников Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч", подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним.
При указанных обстоятельствах Татарстанское УФАС России не представило доказательств нарушения Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, следовательно, не доказало законность оспариваемых ненормативных правовых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, в связи с чем оспариваемые решение и предписание от 10.06.2015 обоснованно признаны судами незаконными.
Как верно отметили суды, антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение соответствующим органом действующего законодательства привело, либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Иное нарушение действующего законодательства само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу N А65-17723/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт нахождения земельных участков в собственности физических лиц, участников Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч", подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним.
При указанных обстоятельствах Татарстанское УФАС России не представило доказательств нарушения Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, следовательно, не доказало законность оспариваемых ненормативных правовых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, в связи с чем оспариваемые решение и предписание от 10.06.2015 обоснованно признаны судами незаконными.
Как верно отметили суды, антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение соответствующим органом действующего законодательства привело, либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Иное нарушение действующего законодательства само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2016 г. N Ф06-8722/16 по делу N А65-17723/2015