г. Казань |
|
01 июня 2016 г. |
Дело N А55-11368/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Семушкин В.С.)
по делу N А55-11368/2015
по заявлению администрации городского округа Самара к министерству строительства Самарской области, с участием третьих лиц: департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, общества с ограниченной ответственностью "Самарский монолит", г. Самара, Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", Средне - Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Самара, о признании незаконным предписания,
по делу N А55-11368/2015.
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Самара (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания министерства строительства Самарской области (далее - Министерство) об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 08.04.2015 N 2-В.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, Министерством проведена внеплановая проверка в отношении Администрации, в ходе которой установлено нарушение градостроительного законодательства при выдаче разрешения на строительство от 12.11.2014 N RU 63301000-115, в связи с чем составлен акт о градостроительной деятельности от 08.04.2015 N 2-В (далее - акт проверки) и предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 08.04.2015 N 2-В (далее - предписание).
Заявитель, полагая, что данное предписание является незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований судебные инстанции, исходили из законности оспариваемого предписания, выданного Министерством в рамках своих полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве строительства Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 N 225 (далее - Положение) Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, осуществляя в соответствии с законодательством государственное управление в рамках своей компетенции, Министерство реализует полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (пункт 2.2 Положения).
На основании уведомления о проведении проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности от 01.04.2015, приложением к которому являлось решение прокуратуры Самарской области о согласовании проведения внеплановой проверки, Министерством 08.04.2015 была проведена внеплановая проверка соблюдения Администрацией и департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) законодательства о градостроительной деятельности при подготовке и выдаче разрешения на строительство от 12.11.2014 N RU63301000-155 жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, д. 51 А.
Основанием для вынесения оспариваемого предписания послужил факт выдачи Администрацией разрешения на строительство при наличии обстоятельств для отказа в получении такого разрешения.
С учетом изложенного судебными инстанциями сделан правильный вывод, что Министерство, выдавая оспариваемое предписание, действовало в рамках установленных законом полномочий и в соответствии с действующим законодательством, внеплановая проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ.
Далее, в силу ч. 1, 2, 7, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к заявлению о выдаче разрешения на строительство в обязательном порядке предоставляется правоустанавливающий документ на земельный участок.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями к заявлению ООО "Самарский монолит" о выдаче разрешения на строительство были приложены, в том числе, градостроительный план земельного участка N RU63301000-2157, утвержденный распоряжением руководителя Департамента от 07.05.2014 N РД-541 (далее - ГПЗУ), а также материалы проектной документации, включающие схему планировочной организации земельного участка (шифр 1/08/331-00-ГП).
Однако ГПЗУ был подготовлен для проектирования многоэтажного жилого дома с паркингом (паркинг - вторая очередь) только в 2014 году и после разработки проектной документации, а также получения сводного экспертного заключения по проектной документации.
Согласно таблице N 5 "участки многоквартирных жилых домов 5 - 16 этажей (для зоны Ж-3 и Ж-4)" Правил землепользования и застройки г. Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (далее - Правила), для данной территориальной зоны установлены минимальные параметры застройки, из указанной нормы следует, что заполнение раздела "чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования" ГПЗУ в части отображения на чертеже минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения жилого дома не соответствует Правилам, поскольку место допустимого размещения 16 - ти этажного жилого дома, указанное на чертеже ГПЗУ определено с нарушением предельных параметров застройки, установленных для территориальной зоны Ж-4.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что подготовленный Департаментом градостроительный план земельного участка, не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки, что привело к нарушениям, допущенным при подготовке проектной документации, а в дальнейшем и при выдаче разрешения на строительство.
Кроме того, в случае распространения на земельный участок действия градостроительного регламента, разрешение на строительство может быть выдано только при условии соответствия проектной документации, как градостроительному плану земельного участка, так и градостроительному регламенту.
Далее, в оспариваемом предписании проверяющий орган указал на то, что в нарушение требований архитектурно-планировочного задания N 154/4 (2007), выданного для осуществления проектирования данного жилого дома к сводному положительному заключению государственной экспертизы от 24.07.2007 N 325.03.06.00.02.06.07 не приложены положительные заключения Ростехнадзора и СЭС по проектной документации.
Доказательств наличия указанных заключений Администрация в материалы дела не представила.
Исходя из толкования нормы статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается только при наличии правоустанавливающих документов на объект незавершенного строительства и земельный участок, однако Администрацией указанное разрешение выдано на основании градостроительного плана земельного участка, в нарушение Правил землепользования и застройки, которые обязательны для органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, а также должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную (строительную) деятельность на территории города Самары.
Таким образом, факт нарушения законодательства о градостроительной деятельности при выдачи разрешения на строительства Администрацией, установлен.
При таких обстоятельствах судебные инстанции установив, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований в удовлетворении заявления.
Доводы, влияющие на законность обжалуемых судебных актов и являющиеся основанием в соответствии со статьей 288 АПК РФ для их отмены, в кассационной жалобе не усматриваются.
С учетом изложенного судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Оценка имеющихся в деле доказательств, произведена арбитражными судами в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 АПК РФ.
Основания для переоценки доказательств по делу, исследование которых в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ привело судебные инстанции к выводам об установлении вышеприведенных обстоятельств, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по делу N А55-11368/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
М.А. Савкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
...
Исходя из толкования нормы статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается только при наличии правоустанавливающих документов на объект незавершенного строительства и земельный участок, однако Администрацией указанное разрешение выдано на основании градостроительного плана земельного участка, в нарушение Правил землепользования и застройки, которые обязательны для органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, а также должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную (строительную) деятельность на территории города Самары."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2016 г. N Ф06-8304/16 по делу N А55-11368/2015
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8304/16
20.01.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16091/15
18.01.2016 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5570/16
01.10.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11368/15