Методические рекомендации
по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов
МДС 80-4.2000
См. Методические рекомендации по разработке условий договоров подряда на строительство по гарантиям и поручительствам МДС 80-9.2000, утвержденные протоколом Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое РФ от 20 февраля 1996 г. N 6
См. Методические рекомендации по разработке технической части тендерной документации и оферты претендента МДС-80-8.2000, утвержденные протоколом Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое РФ от 17 февраля 1995 г. N 5
См. также Методические рекомендации по разработке коммерческой части тендерной документации заказчика и оферты претендента МДС 80-7.2000, утвержденные протоколом Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое РФ от 17 февраля 1995 г. N 5
См. также Методические рекомендации по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов МДС 80-4.2000
Общие положения
Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с "Положением о подрядных торгах в Российской Федерации", утвержденным совместным распоряжением Госкомимущества и Госстроя России от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7, содержит состав, порядок разработки, оформления и использования тендерной документации, необходимой для проведения подрядных торгов в Российской Федерации.
1.1. Тендерная документация - это комплект документов, содержащих приглашение к торгам, информацию об объекте, предмете и условиях торгов, инструкцию участникам торгов, предложения их организатора об условиях передачи победителю заказа на выполнение работ, указанных в предмете торгов.
Конкретный состав тендерной документации зависит непосредственно от предмета торгов и определяется тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов.
Для разработки тендерной документации могут быть привлечены инженерно-консультационная или проектная организации.
1.2. Настоящими Рекомендациями учитывается, что заказчик на момент разработки тендерной документации обладает необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденными соответствующими финансовыми документами, например кредитными договором или распоряжением органа исполнительной власти.
1.3. Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов на:
реализацию крупных целевых инвестиционных программ, проектов застройки жилых районов, градостроительных комплексов и промышленных зон;
строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ";
выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ";
управление проектом, консультирование, надзор;
любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.
Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен другими экономически обоснованными видами работ и услуг, которые с точки зрения заказчика целесообразно выставить на торги.
1.4. В настоящих Рекомендациях изложен порядок разработки и оформления тендерной документации.
При подготовке тендерной документации для проведения торгов можно опускать отдельные положения и требования или включать дополнительные, не противоречащие Положению о подрядных торгах в Российской Федерации.
1.5. Тендерный комитет организует распространение тендерной документации, дает необходимые разъяснения по ней, решает вопрос изменения этой документации и процедур ее рассмотрения.
1.6. Тендерная документация составляется таким образом, чтобы все участники понимали содержащуюся в ней информацию одинаково. При описании работ должны употребляться общепринятые обозначения. При необходимости введения новых терминов в тендерной документации приводятся их определения.
1.7. Требования, включаемые в тендерную документацию, должны быть одинаковыми для всех без исключения оферентов.
1.8. Тендерная документация утверждается заказчиком.
1.9. Разработка тендерной документации оплачивается заказчиком (инвестором):
по вновь начинаемым стройкам - за счет средств, предусматриваемых по целевому назначению в сводных сметных расчетах (сводных расчетах) стоимости строительства по гл.12 "Проектные и изыскательские работы";
по незавершенному строительству при отсутствии подрядчика - за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, имеющегося в распоряжении заказчика, а также экономии лимита по другим статьям сводного сметного расчета (сводного расчета) стоимости строительства, образованного в результате его пересмотра.
При проведении торгов на проектные инженерно-изыскательские работы и отсутствии сводного сметного расчета (сводного расчета) стоимости строительства финансирование может осуществляться за счет целевых средств, предусмотренных в федеральной или региональной программе проектирования, с последующим отнесением затрат в счет разработки предпроектной или проектно-сметной документации соответствующей стройки.
1.10. Тендерная документация передается претендентам, как правило, за плату, в комплекте, по их официальному запросу. Порядок и условия выкупа тендерной документации определяются тендерным комитетом и сообщаются претендентам в приглашении для участия в торгах или объявлении о проведении торгов, опубликованном в печати. При этом цена на тендерную документацию устанавливается в зависимости от окупаемости затрат на ее разработку и распространение, проведения анализа предложений оферентов, подведения итогов конкурса и определения победителя.
В отдельных случаях тендерная документация может передаваться претендентам бесплатно или по цене затрат на ее размножение.
2. Состав тендерной документации
2.1. Тендерная документация состоит, как правило, из следующих основных документов и разделов:
приглашения для участия в торгах;
общих сведений об объекте и предмете торгов;
проектной документации (техническая часть);
инструкции оферентам;
формы заявки претендента на участие в торгах;
условий и порядка проведения торгов;
проекта контракта.
2.2. Конкретный состав, порядок, формы представления информации и другие условия подготовки тендерной документации уточняются тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика либо организатора торгов.
2.3. Приглашение для участников торгов является составной частью тендерной документации. Состав информации в приглашении для участников приведен в прил.1.
3. Общие сведения об объекте
В разделе "Общие сведения об объекте и предмете торгов" приводятся следующие данные:
наименование, адрес, описание размещения объекта торгов;
общее описание предмета торгов с обозначением главных количественных параметров с указанием освоенных и предстоящих объемов работ (для незавершенных объектов);
даты и сроки выполнения работ;
наименование заказчика, организатора торгов;
условия и порядок посещения строительной площадки;
другие общие сведения, характеризующие предмет торгов.
5. Инструкция оферентам
В этом разделе комитет в зависимости от предмета торгов определяет состав, содержание и формы представления информации. Приведенные в приложениях настоящих Рекомендаций формы представления не приведены в полном объеме и даны в виде иллюстраций.
Претендент, решивший принять участие в торгах, представляет в тендерный комитет следующие документы:
заявку на участие в подрядных торгах, в которой сообщается решение претендента об участии в торгах на условиях, приведенных в тендерной документации, или приводятся альтернативные предложения. В заявке указывается наименование, юридический адрес и банковские реквизиты претендента. Заявка подписывается руководителем, уполномоченным заключить контракт, и скрепляется печатью. Примерная форма заявки на участие в торгах приведена в прил.2;
копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка, и временное поручительство в форме гарантии банка. Примерная форма гарантийного обязательства приведена в прил.3;
справку о заключенных за последние 12 мес. контрактах с указанием основных условий контрактов с перечнем субподрядчиков, иностранных партнеров (если они имеются);
оферту, разработанную в соответствии с настоящей инструкцией, которая состоит из следующих частей:
5.1. Общие сведения об объекте, которые включают*:
полное наименование организации (претендента) и его реквизиты, адрес, телефон, телефакс и др;
перечень офисных и производственных помещений;
профилирующее направление деятельности;
заверенные копии регистрационных и уставных документов;
прежнее название организации, если оно менялось и когда;
лицензии на определенные виды деятельности;
структуру организации (фирмы), наличие филиалов и дочерних фирм. Рекомендуемая форма представления информации приведена в прил.4, перечень субподрядчиков - в прил.5;
годовой объем за последние три года аналогичных работ, являющихся предметом торгов, в этом числе объем работ, выполненных собственными силами. По требованию тендерного комитета объем выполненных работ может исчисляться как в рублях, так и в иностранной валюте;
банковские реквизиты;
данные по составу и квалификации технического и производственного персонала за последние три года. По основным категориям персонала надлежит указывать среднестатистические показатели за год. Форма заполнения приведена в прил.6;
число административно-управленческого персонала, анкетные данные руководителей и основных должностных лиц;
перечень оборудования для выполнения рассматриваемых работ, например, для выполнения общестроительных и вспомогательных работ, оборудования для производства дорожных работ и прокладки инженерных сетей, перечень транспортных средств с указанием их назначения и грузоподъемности и т.п. Форма заполнения дана в прил.7;
данные о финансовом положении, в том числе баланс, расчет прибылей за последние три года. В случае необходимости претендент должен представить дополнительные подробные данные по балансу за этот промежуток времени (прил.8);
сведения о платежеспособности претендента, подписанные уполномоченным банка;
сведения о судебных арбитражных процессах, на которых он (претендент) выступает (выступал) как обвиняемая сторона, а предметом иска является нарушение обязательств относительно качества, сроков либо финансовых затруднений;
опыт и стаж работы претендента в области, определяемой предметом торгов. Ему следует указать введенные объекты, сопоставимые по виду и объему (прил.9 и 10);
фотографии, книги, брошюры, статьи, справочные материалы, отзывы заказчиков и другие документальные свидетельства, подтверждающие опыт претендента и его способность выполнить предложенные на торгах работы.
При консорциуме эти же сведения предоставляет каждая партнерская фирма, если они имеются, а также перечень субподрядчиков.
5.2. Требования к содержанию оферты, которые включают:
цены на строительную продукцию или предмет торга, условия и порядок пересмотра этих цен;
условия, виды и методы внесения платежей в зависимости от уровня цен, предлагаемые формы оплаты, порядок финансирования, условия кредитования работ;
сроки действия оферты, условия и порядок прекращения продления ее действия и др;
условия, при которых оференту предоставляется возможность представить альтернативные предложения;
условия, при которых возможно отклонение предложений участников торгов или прекращение торгов.
5.3. Правила оформления и предоставление материалов оферты, которые включают:
указание о количестве экземпляров оферты, направляемых в адрес тендерного комитета (при расхождениях информации в оригинале предложения и его копиях предпочтение отдается тексту оригинала);
адрес для связи с представителем тендерного комитета, у которого можно получить информацию относительно неясностей в тендерной документации и условий проведения торгов;
оформление оферт, требования к визированию поправок и исправлений;
указание о строгом соответствии графам в оферте представленных или впечатанных цен на отдельные виды работ или предмет торгов;
подход тендерного комитета к возможным арифметическим ошибкам в ценах предложения**, указание о представлении стоимостных показателей в соответствующей валюте:
требования к оформлению подписей лиц, заверяющих подлинность предложения;
указание о способе представления оферт (лично, под расписку, заказной почтой и т.п.);
требования к упаковке предложений (оферт);
описание процедуры вскрытия конвертов с офертами и срок определения победителей торгов;
указание о способе уведомления победителя торгов;
рекомендации по составу и правилам предоставления пояснительной записки;
отзыв оферты.
5.4. Требования к организации работ и управлению проектом, которые включают:
схемы и графики производства работ;
графики поставки строительной техники и технологического оборудования;
календарные планы выполнения работ;
состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов, строительных машин;
перечень привлекаемых субподрядных и транспортных организаций;
режим рабочего времени, подготовки кадров;
обеспечения работающих жильем и объектами социальной инфраструктуры;
предложения по охране окружающей среды, технике безопасности.
5.5. В коммерческую часть оферты включены показатели, необходимые оферентам для оценки стоимости и возможности выполнения предоставленных на торги работ:
информация о налогах, тарифах, сборах, штрафах, акцизах, таможенных пошлинах, транспортных, страховых и инспекционных расходах, условиях и порядке перевода средств (в том числе за границу) и другая коммерческая информация;
информация об ограничениях, введенных законодательными и исполнительными органами, собственниками земли и недвижимости;
размер порядок внесения и срок возврата денежных задатков, гарантирующих безотзывность предложения участника торгов в течение оговоренного периода времени, гарантия конфиденциальности любой документации, составляемой в рамках проводимых торгов.
6. Условия и порядок проведения торгов
6.1. В этот раздел включаются следующие положения:
ссылка на законодательство и соглашения, юрисдикция которых распространяется на проведение торгов, в том числе ссылка на Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, а также ссылка на законодательство, которое распространяется на выполнение контракта;
дата и место вскрытия конвертов с офертами и сведения о том, будет ли этот процесс открытым;
основные критерии оценки и предложения оферента:
минимальная цена выполнения подряда, определенная с учетом текущих цен, а также условия расчетов, предлагаемые претендентом;
срок выполнения подряда;
технические возможности претендента и гарантии качества выполняемых работ;
деловая репутация претендента, устойчивые долгосрочные контакты, возможность привлечения квалифицированных субподрядчиков и надежных поставщиков;
обеспечение требований по охране окружающей среды;
другие коммерческие, технические и организационные требования;
методика выбора победителя, порядок утверждения результатов торгов;
условия и порядок внесения второго задатка;
уведомление о том, какой документ подписывается победителем торгов (контракт или протокол о проведении дальнейших переговоров и контракт);
предупреждение о неприятии на себя обязательств мотивировать и объяснять причины отклонения оферт;
порядок извещения оферентов о результатах торгов;
одной из форм извещения офертов о победителе торгов может быть направление оферентам копии протокола заседания тендерного комитета;
порядок проведения переговоров с победителем торгов.
6.2. Рекомендуемая форма извещения победителя торгов и приглашения его для проведения переговоров и оформления контракта приведена в прил.11.
7. Проект контракта между заказчиком и победителем торгов
7.1. Одним из важнейших документов тендерной документации является проект контракта между заказчиком (инвестором) и победителем торгов.
7.2. При подготовке проекта контракта рекомендуется пользоваться Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. N 812 и Руководством по составлению договоров подряда на строительстве в Российской Федерации, одобренным Минстроем России 27 мая 1992 г.
7.3. Информация, необходимая для подготовки проекта контракта (предмет контракта, сроки выполнения работ, порядок и условия расчетов и платежей, обязательства сторон, сведения о производстве и приемке работ, условия и порядок расторжения контракта и др.), содержится в соответствующих разделах тендерной документации.
В проекте контракта может быть указана стартовая цена предмета торгов, предлагаемая заказчиком и определенная в соответствии с Порядком определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, (письмо Госстроя России от 29 декабря 1993 г. N 12-349), а на строительство, осуществляемое с участием иностранных фирм, - в соответствии с Порядком определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм.
В разделе "Особые условия" могут включаться другие положения и требования заказчика, которые необходимы для учета специфики предмета торгов, но не противоречащие действующему законодательству.
------------------------------
* Если торги проводились с предварительной квалификацией, то п.5.1 можно опустить.
** При расхождении между ценой за единицу и суммой цен по данной группе, например предпочтение отдается цене, предусмотренной соответствующей позицией.
Примечание. При консорциуме прил.6 заполняется каждым из партнеров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов МДС 80-4.2000
Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России, ГУП ЦПП, 1999 г.
Разработаны Минстроем России (канд. экон. наук А.С.Граблев - научный руководитель, кандидаты техн. наук Р.Б.Шакиров, Б.И.Тихонов, Н.В.Мякошин, И.Ю.Хурумова, Ю.В.Пахомова) в соответствии с Положениями о подрядных торгах в Российской Федерации
Содержат состав, порядок разработки, оформления и использования тендерной документации