г. Казань |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А12-53228/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - директора Генералова С.А. (паспорт), Кобызева А.Б. (доверенность от 01.11.2013),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техносервис", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.12.2015 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-53228/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техносервис", г. Волгоград (ИНН 3444107294, ОГРН 1033400326937) о признании недействительными: решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области от 22.06.2015 N 5381 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техносервис" (далее - ООО "Техносервис", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными: решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 22.06.2015 N 5381 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе ООО "Техносервис" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель полагает, что налоговым органом неправомерно применена завышенная величина кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих налогоплательщику при расчете земельного налога за 2013 год.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 34:03:180001:699; 34:03:180001:700; 34:03:180001:962.
Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 27.04.2015 N 36854 и материалов проверки инспекцией 22.06.2015 принято решение N 5381 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 103 752 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислена и предложена к уплате недоимка по земельному налогу в размере 518 763 руб. и сумма пени - 93 382,79 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 05.10.2015 N 919 апелляционная жалоба налогоплательщика на решение инспекции от 22.06.2015 N 5381 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решения налоговых органов нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, общество оспорило их в судебном порядке.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, в ходе камеральной проверки налоговым органом использованы кадастровые справки ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:180001:699, 34:03:180001:700 и 34:03:180001:962, согласно которым кадастровая стоимость указанных земельных участков составляет 802 475 руб., 2 792 614 руб., 32 239 136 руб. соответственно.
Налогоплательщику инспекцией направлялось сообщение от 14.12.2014 N 59010 с требованием представления пояснений и внесения изменений в налоговую декларацию.
Между тем изменения в налоговую декларацию обществом не были внесены. При этом ООО "Техносервис" представило пояснения, в которых налогоплательщик указал, что кадастровая стоимость по земельным участкам отражена в декларации на основании решения Арбитражного суда Волгоградской области от 23.10.2014 по делу N А12-27828/2014, в котором установлена стоимость, равная его рыночной стоимости.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 сформулировал правовую позицию, согласно которой в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поэтому, как верно указано судами, возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.10.2014 по делу N А12-27829/2014, для исчисления земельного налога за 2013 год основан на ошибочном толковании заявителем норм налогового законодательства.
Как усматривается из материалов дела, результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Волгоградской области утверждены постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области". Данное постановление вступило в законную силу 30.12.2012.
Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2013.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу N А12-53228/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Техносервис", г. Волгоград, в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1500 рублей.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 сформулировал правовую позицию, согласно которой в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
...
Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2013."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2016 г. N Ф06-9020/16 по делу N А12-53228/2015