г. Казань |
|
13 июля 2016 г. |
Дело N А57-24474/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.02.2016 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., М.Г. Цуцкова)
по делу N А57-24474/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (ИНН 6450068585, ОГРН 1036405021047), г. Саратов, о признании незаконными предписаний, выданных Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", с участием в деле заинтересованных лиц: Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950), г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Техэнерго-Монтаж" (ИНН 6454093663, ОГРН 1096454002611), г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр- Дом" (ИНН 6454101427, ОГРН 1106454003370), г. Саратов, Товарищества собственников жилья "Весна" (ИНН 6454123710, ОГРН 1126454004522), г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными и отмене предписания N 111 от 30.07.2015 и предписания N 140 от 07.09.2015, выданных Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", административный орган).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.02.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать оспариваемые предписания незаконными и отменить их.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом общество отметило, что оспоренные в рамках настоящего дела предписания являются незаконными и нарушают права ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку общество не является лицом, обязанным обеспечить предоставление жителям дома коммунальной услуги "горячее водоснабжение".
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Административный орган отметил, что все доводы о том, что ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" не является исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" к данному делу не относятся, так как общество неверно трактует оспариваемые предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращений от 25.06.2015 N 02-56/646 и от 25.06.2015 N 02-56/84с, поступивших в административный орган 27.07.2015, было издано распоряжение Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" от 27.07.2015 N 307-р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на предмет законности отключения газа в котельной, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 106 б, что явилось причиной прекращения подачи коммунальной услуги "горячее водоснабжение" нанимателям (собственникам) помещений расположенных в многоквартирных домах по адресам: г. Саратов, ул. Клиническая, д. 3; г. Саратов, ул. Новоузенская, д. 155/163, которые выполняли свои обязательства по оплате данной коммунальной услуги.
В ходе проведенной проверки было выявлено, что производство горячей воды (тепловой энергии) для предоставления нанимателям (собственникам) жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Новоузенская, д. 155/163, коммунальной услугой "горячее водоснабжение" осуществляется котельной, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 106 б.
Лицом, осуществляющим эксплуатацию данной котельной является ООО "Техэнерго-Монтаж".
Для обеспечения работы котельной ООО "Техэнерго-Монтаж" заключило с ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" договор поставки газа от 01.01.2015 N 46-5-100814/15.
По причине невыполнения ООО "Техэнерго-Монтаж" договорных обязательств по оплате за потребленный газ 13.05.2015 ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" прекратило подачу газа в указанную котельную. В связи с этим была остановлена и прекращена подача горячей воды (тепловой энергии) в многоквартирный жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу.
По результатам проверки был составлен акт от 30.07.2015 N 258 и выдано предписание от 30.07.2015 N 111, согласно которому ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" должно было в срок до 30.08.2015 выполнить мероприятия по возобновлению подачи газа на котельную, расположенную по адресу: г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 106 б.
03.09.2015 на основании распоряжения Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" от 28.08.2015 N 375-р проведена внеплановая выездная проверка исполнения ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" предписания от 30.07.2015 N 111, в ходе которой было установлено невыполнение обществом законного предписания от 30.07.2015 N 111, поскольку подача газа на котельную, расположенную по адресу: г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 106 б, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" не возобновлена.
По результатам данной проверки составлен акт проверки N 313 от 07.09.2015 и обществу выдано предписание N 140 от 07.09.2015 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством Российской Федерации, законодательством области и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с предписанием N 140 от 07.09.2015 общество должно было в срок до 22.09.2015 выполнить мероприятия по возобновлению подачи газа на котельную, расположенную по адресу: г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 106 б.
Не согласившись с предписаниями административного органа N 111 от 30.07.2015 и N 140 от 07.09.2015, общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что оспариваемые предписания соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции также не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.
Данный порядок в силу пункта 1 определяет последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два расчетных периода, установленных договором).
В соответствии с пунктом 5 статьи 486 ГК РФ в случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Так, основанием для одностороннего отказа поставщика от исполнения договора в силу статьи 523 Кодекса является существенное нарушение покупателем условия договора, в частности, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 Порядок прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов принят в развитие указанных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой.
Согласно пункту 6 вышеуказанного Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями.
Действия газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
Приведенные обществом обстоятельства, в частности, наличие у ООО "Техэнерго-Монтаж" перед ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" задолженности за потребленный газ по договору от 01.01.2015 N 46-5-100814/15, не свидетельствуют о правомерности прекращения подачи газа на вышеуказанную котельную, поскольку в нарушении вышеуказанных требований законодательства не было достигнуто соглашение между данными организациями по обеспечению коммунальной услугой "горячее водоснабжение" потребителей, которые своевременно и в полном объеме оплачивают данную услугу, тогда как наличие данного соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Кроме того, согласно пункту 11 Распоряжения Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" о проведении внеплановой проверки от 27.07.2015 N 307-р у общества запрашивалась информация о том, какие были приняты меры по восстановлению подачи газа, для возобновления подачи коммунальной услуги "горячее водоснабжение".
При таких обстоятельствах, административный орган правомерно обязал заявителя выполнить мероприятия по возобновлению подачи газа на котельную.
Доказательств, свидетельствующих о принятии юридическим лицом исчерпывающих мер для предотвращения нарушения прав жильцов на получение коммунальных услуг в материалы дела представлено не было.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 по делу N А57-24474/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Так, основанием для одностороннего отказа поставщика от исполнения договора в силу статьи 523 Кодекса является существенное нарушение покупателем условия договора, в частности, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 Порядок прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов принят в развитие указанных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 июля 2016 г. N Ф06-10280/16 по делу N А57-24474/2015