г. Казань |
|
19 сентября 2016 г. |
Дело N А55-27586/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя: Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Коминовой М.С. (доверенность от 18.02.2016 N 1346/7)
в отсутствие: иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2016 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.) по делу N А55-27586/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы и К" (ОГРН 1126318007034, ИНН 6318226515), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации городского округа Похвистнево Самарской области, о признании незаконным решения от 28.09.2015 N РНУ-63-2-15/7,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройматериалы и К" (далее - ООО "Стройматериалы и К", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Управление, антимонопольный орган, ответчик), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа Похвистнево Самарской области (далее - Администрация, третье лицо) о признании незаконным решения от 28.09.2015 N РНУ-63-2- 15/7.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016, заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
ООО "Стройматериалы и К" в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 26.02.2015 Администрацией проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка площадью 3036 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, поселок Октябрьский городского округа Похвистнево, ул. Ленина 4 а, для целей жилищного строительства.
Согласно протоколу о результатах аукциона от 26.02.2015 N 2 ООО "Стройматериалы и К" признано победителем аукциона.
Антимонопольным органом, по результатам рассмотрения обращения Администрации принято решение, которым общество признано уклонившимся от заключения договора аренды земельного участка по адресу: Самарская область, поселок Октябрьский городского округа Похвистнево, ул. Ленина, 4а, для жилищного строительства, площадью 3036 кв.м. и включении заявителя в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
На основании данного решения заинтересованным лицом издан Приказ от 06.10.2015 N 340, сведения о заявителе включены в реестр недобросовестных участников аукционов.
Основанием принятия оспариваемого решения послужил вывод Управления о том, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определяется статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, при этом суды исходили из следующего.
Изменения, устанавливающие порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона и правила включения в реестр недобросовестных участников аукциона победителей аукциона, которые уклонились от заключения договоров внесены в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171 -ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные в Российской Федерации" и вступили в силу 01.03.2015.
Согласно материалам дела, 19.03.2015 Администрацией письмом в адрес ООО "Стройматериалы и К" направлены проекты договора аренды земельного участка в трех экземплярах, которое было получено заявителем 23.03.2015.
Согласно позиции Управления, в соответствии с положениями статьи 39.12 ЗК РФ "Стройматериалы и К" должен был не позднее 19.04.2015 представить третьему лицу подписанный договор аренды земельного участка. Вместе с тем, в установленный законом срок заявителем подписанные договоры аренды земельного участка не представлены в Администрацию.
По мнению антимонопольного органа действие вышеуказанных изменений распространяется на правоотношения, возникшее после вступления в силу вышеуказанных норм ЗК РФ. Поскольку Администрация направила договор аренды земельного участка обществу 19.03.2015, то есть после вступления в силу норм ЗК РФ, регулирующих порядок и основания включения в реестр недобросовестных участников аукциона победителей аукциона, которые уклонились от заключения договоров, ответчик счел, что нормы ЗК РФ, регулирующие порядок включения в реестр недобросовестных участников аукциона применяются в отношении ООО "Стройматериалы и К".
Вместе с тем, судами правомерно отмечено, что ответчиком при вынесении оспариваемого решения, не учтено следующее.
Аукцион проведен в соответствии с требованиями статьей 38.1. ЗК РФ, действовавшей на дату проведения аукциона. Действовавшая на дату публикации информационного сообщения об аукционе и на дату проведения аукциона редакция ЗК РФ, а также положения Гражданского Российской Федерации не предусматривали ведение реестра недобросовестных участников аукциона.
Реестр недобросовестных участников аукциона является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих аукционах (влечет за собой отказ в допуске к участию в аукционах в течение двух лет согласно статьи 39.12 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) вступили в силу 01.03.2015, при этом, данные изменения не содержат специальной оговорки о регулировании отношений, возникших до вступления в силу данного закона по вопросу ведения реестра недобросовестных участников аукциона применительно к аукционам, проведенным до вступления в силу соответствующих изменений.
Согласно статье 34 Федерального закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона)".
При указанных обстоятельствах, судами правомерно отмечено, что включение сведений в реестр недобросовестных участников аукционов возможно в том случае, если извещение о проведении аукциона опубликовано после 01.03.2015.
В рассматриваемом случае извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте 23.01.2015, а аукцион проведен 26.02.2015, то есть до 01.03.2015.
Таким образом, антимонопольный орган несмотря на прямое указание закона, необоснованно отклонило довод ООО "Стройматериалы и К" о невозможности применения положений новой редакции ЗК РФ к правоотношениям по аукциону, проведенному 25.02.2015.
В данном случае факт уклонения от заключения договора после вступления в силу соответствующих изменений в закон правового значения не имеет.
Кроме того, судами отмечено, что при рассмотрении обращения Администрации г. Похвистнево о включении сведений в реестр недобросовестных участников аукциона комиссия Управление, также проигнорировало грубое нарушение сроков направления проектов договора аренды в адрес ООО "Стройматериалы и К".
Согласно пункту 20 статьи 39.12 ЗК РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Судами установлено и следует из материалов дела, аукцион состоялся 26.02.2015. Проект договора аренды земельного участка направлен Организатором аукциона в адрес общества 19.03.2015, т.е. по истечении 20 дней с момента проведения процедуры аукциона и оформлению протокола, что нарушает установленный законом 10-дневный срок.
Судами отмечено, что указанное свидетельствует о том, что именно организатор аукциона нарушил порядок и сроки направления проекта договора аренды в адрес победителя аукциона, что является основанием для отказа в признании участника аукциона недобросовестным и включении сведений о нем в соответствующий реестр.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Стройматериалы и К" в реестр недобросовестных участников аукциона комиссия Управления не только применила положения закона, не вступившего в силу на момент публикации информационного сообщения и проведения аукциона, но и не стала рассматривать вопрос о соблюдении организатором аукциона императивных требований закона о соблюдении сроков.
Кроме того, судом установлено, что организатор аукциона направил сведения в Управление по истечении 6 месяцев с даты проведения аукциона, в то время как пунктом 30 статьи 39.12 ЗК РФ устанавливает конкретные сроки, обязывающие организатора аукциона направлять сведения в антимонопольное ведомство.
Так, данный срок составляет, согласно закону 5 (пять) рабочих дней с момента истечения 30 дневного срока на подписание договора, следовательно, в том случае, если бы к возникшим правоотношениям применялись положения ЗК РФ в редакции, вступившей в силу 01.03.2015 года, организатор аукциона обязан направить сведения в антимонопольный орган в срок до 28.03.2015.
Вместе с тем, Управление данному нарушению со стороны организатора аукциона не дало оценку.
По результатам исследования и оценки в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу N А55-27586/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами отмечено, что указанное свидетельствует о том, что именно организатор аукциона нарушил порядок и сроки направления проекта договора аренды в адрес победителя аукциона, что является основанием для отказа в признании участника аукциона недобросовестным и включении сведений о нем в соответствующий реестр.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Стройматериалы и К" в реестр недобросовестных участников аукциона комиссия Управления не только применила положения закона, не вступившего в силу на момент публикации информационного сообщения и проведения аукциона, но и не стала рассматривать вопрос о соблюдении организатором аукциона императивных требований закона о соблюдении сроков.
Кроме того, судом установлено, что организатор аукциона направил сведения в Управление по истечении 6 месяцев с даты проведения аукциона, в то время как пунктом 30 статьи 39.12 ЗК РФ устанавливает конкретные сроки, обязывающие организатора аукциона направлять сведения в антимонопольное ведомство.
Так, данный срок составляет, согласно закону 5 (пять) рабочих дней с момента истечения 30 дневного срока на подписание договора, следовательно, в том случае, если бы к возникшим правоотношениям применялись положения ЗК РФ в редакции, вступившей в силу 01.03.2015 года, организатор аукциона обязан направить сведения в антимонопольный орган в срок до 28.03.2015."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 сентября 2016 г. N Ф06-12753/16 по делу N А55-27586/2015