Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А65-29129/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Ахмадеевой Н.Н., доверенность от 09.09.2016 N 13669/КЗИО-ИС,
ответчика - Заляевой Д.Р., доверенность от 04.10.2016 N АГ-02/14149, Семагина Е.А, доверенность от 27.05.2016 N ПК-05/7474,
третьего лица - Марданшина Радика Габделхамитовича, Иванкиной Н.Г., доверенность от 25.02.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2016 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу N А65-29129/2015
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц: Науметова И.М., Марданшина Р.Г., Имамова Р.А., о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании недействительными решения и предписания от 13.11.2015 по делу N Т04-286/2015.
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Науметов Илдар Мансурович (далее - Науметов И.М.), Марданшин Радик Габделхамитович (далее - Марданшин Р.Г.), Имамов Руслан Анасович (далее - Имамов Р.А.).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Третьи лица - Науметов И.М., Имамов Р.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельные участки с кадастровым номером 16:50:281615:137 площадью 2875 кв.м. по ул. Займищенская, с кадастровым номером 16:50:281615:135 площадью 759 кв.м. по ул. Садовая сформированы Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, схемы их расположения на кадастровых планах территории утверждены постановлениями Исполнительного комитета г. Казани от 12.12.2014 N 7147 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Займищенская на кадастровом плане территории для реализации с аукционных (конкурсных) торгов", от 16.10.2014 N 5966 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Садовая на кадастровом плане территории для реализации с аукционных (конкурсных) торгов".
Во исполнение указанных постановлений приказом Комитета от 18.09.2015 N 1932/КЗИО-ПК земельные участки были выставлены на аукцион на право заключения договоров аренды земельных участков, объявленный на 15.00 часов 30.10.2015 (лоты N 6, 10).
Извещение о проведении аукциона размещено 21.09.2015 на официальном сайте Комитета kzio.kzn.ru, 23.09.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru под номером N 180915/0076470/02 и 24.09.2015 опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
Согласно протоколу от 27.10.2015 N 1 постоянно действующей комиссии по организации и проведению торгов рассмотрения заявок на участие в аукционе, участниками торгов по лоту N 6 признано 14 заявителей, по лоту N 10 - 6 заявителей.
От претендентов Науметова И.М. (заявка N 96) по лоту N 6 и (заявка N 97) по лоту N 10, Хисматова Рифката Рашитовича (далее - Хисматов Р.Р.) (заявка N 98) по лоту N 12, по состоянию на 12.00 часов 23.10.2015, то есть на дату и время окончания поступления задатков, указанную в информационном сообщении, денежные средства (задаток) на расчетный счет Комитета не поступили, в связи с чем претенденты Науметов И.М. и Хисматов P.P. не признаны участниками аукциона и не допущены к участию в нем.
28.10.2015 информация об участниках аукциона и лицах, не допущенных к участию в нем, была размещена на сайте РФ, всем заявителям направлены соответствующие уведомления.
Участники, заявки которых были отклонены, подали жалобы в антимонопольный орган.
Антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "O защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрел жалобу Науметова И.М. на действия организатора торгов - МКУ "Комитета земельных и имущественных отношений" при проведении открытого аукциона по продаже аренды участков с кадастровыми номерами 16:50:281615:137 и 16:50:281615:135 извещение на сайте http://torgi.gov.ru от 23.09.2015 N 180915/0076470/02, лот N 6 и N 10.
Извещение по продаже аренды участков с кадастровыми номерами 16:50:281615:137 и 16:50:281615:135 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru - 23.09.2015.
Решением антимонопольного органа от 13.11.2015 по делу N Т04-286/2015 Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, подпункт 2 пункта 8 и пункт 9 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Антимонопольным органом Комитету выдано предписание от 13.11.2015 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа от 13.11.2015 по делу N Т04-286/2015, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применили нормы материального права, при этом правомерно руководствовались следующим.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, а согласно статье 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.
Главой 4 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, особенности заключения договоров с финансовыми организациями и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 ЗК РФ, порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила организации и проведения торгов).
Согласно пункту 10 Правил организации и проведения торгов заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Пунктом 17 Правил организации и проведения торгов определено, что претенденты, признанные участниками торгов, и претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.
Согласно статье 29 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с положением об Исполнительном комитете муниципального образования г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 20-3, Исполнительный комитет г. Казани в рамках предоставленной компетенции осуществляет от имени муниципального образования г. Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом г. Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками, а также осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования г. Казани.
Согласно статье 40 Устава г. Казани к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования города Казани относится управление муниципальной собственностью города Казани.
Таким образом, установлено наличие полномочий на вынесение оспариваемого акта у ответчика.
Из пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), следует, что федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в первую очередь функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 1 статьи 17 данного Закона установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного статьей 23 данного закона.
В соответствии со статьями 23, 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в частности о совершении действий, направленных на восстановление справедливых условий конкуренции для всех участников рынка.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", при рассмотрении судом вопроса о недействительности публичных торгов ввиду допущенных нарушений подлежит выяснению вопрос о том, являются ли допущенные нарушения существенными и повлияли ли они на результат торгов.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что от третьих лиц Науметова И.М. (заявка N 96) по лоту N 6 и (заявка N 97) по лоту N 10, Хисматова Р.Р. (заявка N 98) по лоту N 12, по состоянию на 12:00 часов 23.10.2015, то есть на дату и время окончания поступления задатков, указанную в информационном сообщении, денежные средства (задаток) на расчетный счет Комитета не поступили, в связи с чем, претенденты Науметов И.М. и Хисматов P.P. не признаны участниками аукциона и не допущены к участию в нем.
Суды поддержали вывод антимонопольного органа о том, что содержание извещения о проведении аукциона "Поступление задатка на расчетный счет организатора торгов: не позднее 12:00 часов 23.10.2015" противоречит пункту 8 статьи 39.12 ЗК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов.
В рассматриваемом случае Комитетом установлено, что прием заявок заканчивается лишь 26.10.2015, а определение участников производится 27.10.2015 в 15.00 часов.
В этой связи отсутствовали основания для отклонения заявки Науметова И.М. по лоту N 6 и по лоту N 10.
Третьими лицами задаток был оплачен 23.10.2015 в 11:27:05 по лоту N 10 и 23.10.2015 в 11:16:55 по лоту N 6.
Из представленного организатором торгов "Универсального отчета по доходам за период с 07.10.2015 по 26.10.2015" видно, что задатки для участия в аукционе от Науметова И.М. зачислены на счет МКУ "Комитета земельных и имущественных отношений" 26.10.2015, то есть до даты рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Таким образом, суды предыдущих инстанций правомерно поддержали вывод антимонопольного органа о неправомерном отклонении Комитетом заявки на участие в аукционе.
Наличие нарушения конкуренции в рассматриваемом случае является доказанным, поскольку при недопущении к торгам одного из претендентов участников, заявитель снизил количество конкурирующих между собой субъектов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу N А65-29129/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 23, 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в частности о совершении действий, направленных на восстановление справедливых условий конкуренции для всех участников рынка.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", при рассмотрении судом вопроса о недействительности публичных торгов ввиду допущенных нарушений подлежит выяснению вопрос о том, являются ли допущенные нарушения существенными и повлияли ли они на результат торгов.
...
Суды поддержали вывод антимонопольного органа о том, что содержание извещения о проведении аукциона "Поступление задатка на расчетный счет организатора торгов: не позднее 12:00 часов 23.10.2015" противоречит пункту 8 статьи 39.12 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2016 г. N Ф06-13595/16 по делу N А65-29129/2015