Государственный стандарт СССР ГОСТ 23961-80
"Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава"
(утв. постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1979 г. N 260)
Constraction, equipment and rolling stock clearance diagrams for USSR Metro
Дата введения 1 июля 1980 г.
Настоящий ГОСТ был включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Настоящий стандарт распространяется на габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава линий метрополитенов колеи 1520 мм.
Установленные настоящим стандартом габариты следует применять при:
проектировании и строительстве новых линий метрополитена, сооружений и устройств на них;
реконструкции существующих линий метрополитена, сооружений и устройств на них;
проектировании, изготовлении, модернизации и ремонте подвижного состава для метрополитенов.
Порядок применения указанных габаритов на эксплуатируемых линиях метрополитенов устанавливается Министерством путей сообщения.
1. Основные положения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает:
габариты приближения строений - предельные поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, внутрь которых помимо подвижного состава и оборудования не должны заходить никакие части стационарных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных затворов, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж;
габарит приближения оборудования - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава;
габарит подвижного состава - предельное, поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии;
строительное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, наружу которого не должна выступать ни одна часть подвижного состава в этих сечениях, в ненагруженном его состоянии при нахождении на прямом горизонтальном пути и при совмещении его продольной, вертикальной, срединной плоскости с осью пути;
проектное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкции проектируемого подвижного состава, имеющие номинальные размеры.
1.2. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования установлено для размещения устройств пути, автоматики и телемеханики для движения поездов, связи, электроснабжения, освещения, санитарной техники, а также дорожки для прохода обслуживающего персонала, пешеходных мостиков и платформ на перегонах между станциями.
1.3. Пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также динамическими колебаниями подвижного состава на рессорах.
1.4. Пространство между габаритом подвижного состава и его строительным очертанием установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых;
допускаемыми в эксплуатации конструктивными зазорами при максимальных износах;
наклонами кузова при асимметрии нагрузки, неравномерной осадке рессор и выборе зазора в скользунах;
наклонами кузова из-за поломки элемента центральной рессоры.
Кроме того, дополнительно следует учитывать перемещения кузова вследствие боковой качки, крена и геометрических выносов в кривых участках, превышающие аналогичные перемещения кузова расчетного вагона.
1.5. Пространство между строительными и проектными очертаниями подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.
2. Габариты приближения строений
2.1. Габариты приближения строений должны соответствовать указанным на черт.1 - 3 при расположении контактного рельса слева от оси пути.
2.2. Габарит приближения строений С_мк (черт.1) установлен для прямых участков пути и кривых радиусом 200 м и более, расположенных в тоннелях кругового очертания диаметрами 5100 - 5200 мм.
В кривых участках пути ось тоннеля должна быть смещена относительно оси пути во внутреннюю сторону кривой на величину q, мм, определяемую по формуле
q = 1700 (1670) tg альфа,
где 1700 (1670) - расстояние от центра габарита до точки, лежащей в
плоскости касательной к головкам рельсов посередине
пути, соответственно, при рельсах типов Р50 и Р65, мм;
tg альфа - тангенс угла наклона пути к горизонтали.
Для служебных веток в кривых участках пути радиусом менее 200 м размеры габарита С_мк следует увеличивать, обеспечивая размещение между ним и габаритом О_м необходимого оборудования и кабелей.
Примечание. Габариты тоннелей кругового очертания диаметрами более 5200 мм следует определять расчетом; но принимать не менее габарита С_мк.
2.3. Очертание габарита приближения строений С_мп (черт.2), расположенное выше уровня головок рельсов, установлено для прямых участков пути. Для кривых участков пути поперечные размеры этого очертания следует увеличивать в соответствии с п.1 обязательного приложения 1.
Очертание габарита С_мп, расположенное ниже уровня головок рельсов, установлено для прямых и кривых участков пути.
2.4. Очертание габаритов приближения строений С_мс (черт.3), расположенное выше уровня головок рельсов (кроме линии приближения колонн) установлено для прямых участков пути. Поперечные размеры правой части этого очертания и расстояние до перил на платформах, расположенных в кривых участках пути, следует увеличивать в соответствии с п.1 обязательного приложения 1.
Координаты верхнего края платформ на станциях и перегонах на кривых участках пути следует принимать в соответствии с п.2 обязательного приложения 1.
Очертание габарита С_мс, расположенное ниже уровня головок рельсов, а также расстояние по горизонтали до линии приближения колонн установлено для прямых и кривых участков пути.
2.5. Расстояние между осями смежных путей на прямых участках, а также на кривых радиусом 500 м и более должно быть не менее, мм:
на главных путях в двухпутных тоннелях без 3400
промежуточных опор . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
на мостах и эстакадах . . . . . . . . . . . . . 3700
. . . . . . . . . . .
на главных путях наземных участков и в местах 4000
укладки перекрестных съездов, а также путях для
оборота составов . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
на парковых путях . . . . . . . . . . . . . . . 4200
. . . . . . . . . . . .
на парковых путях, предназначенных также для 4800
обращения подвижного состава железных дорог
колеи 1520 мм . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
на деповских путях (в здании) . . . . . . . . . 4500
. . . . . . . . .
Для кривых участков пути радиусом менее 500 м указанные расстояния, кроме расстояний на парковых путях, следует увеличивать с учетом максимально допускаемых скоростей движения поездов на перспективу в соответствии с п.3 обязательного приложения 1.
Примечания: 1. Размер в скобках следует принимать в случае укладки в путь рельсов типа Р65.
2. Размер a следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450 - 550 мм.
3. Уклон i для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона i следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.
4. За ось габарита следует принимать линию, проходящую через середину пути перпендикулярно к плоскости, касательной к головкам рельсов.
Примечания: 1. Размер а следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450 - 550 мм.
2. Уклон i для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков дуги величину уклона i следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.
Примечания: 1. Размер а следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450 - 550 мм.
2. Уклон i для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона i следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.
3. Размер 3150 мм допускается применять для стен служебных помещений, расположенных на пассажирских платформам, на длине до 10 м от их торца.
3. Габарит приближения оборудования
3.1. Габарит приближения оборудования на прямых участках пути должен соответствовать габариту О_м, указанному на черт.4 и 5.
3.2. Размеры верхнего очертания, а также расстояние от оси пути до точки р нижнего очертания габарита О_м в кривых участках пути следует увеличивать на величины перемещений расчетного вагона (длина кузова 18,2 м, база вагона 12,6 м и база тележки 2,1 м) в соответствии с обязательным приложением 2.
Примечания: 1. Нижнее очертание габарита по линии в-р-с-т следует применять в местах отсутствия контактного рельса, а при наличии контактного рельса - по линии а-б.
2. Ширина желоба дельта между боковой рабочей гранью головки ходового рельса и устройствами, расположенными внутри колеи, должна быть не менее 90 мм.
Ширина желоба дельта между рельсом и контррельсом должна быть не менее 42 мм при условии обеспечения плавного отвода до ширины 90 мм в начале и конце контррельса.
3.3. Размеры нижнего очертания габарита О_м (кроме размеров до точки р) действительны также и для кривых участков пути радиусом 200 м и более.
Для кривых участков пути радиусом менее 200 м расстояния по горизонтали до точек нижнего очертания габарита со стороны внутренней нитки следует дополнительно увеличивать:
при радиусе кривой менее 100 м - на 20 мм;
" " " от 100 до 124 м - на 16 мм;
" " " " 125 " 149 м - на 11 мм;
" " " " 150 " 199 м - на 6 мм.
3.4. В пространстве между габаритами С_мк и О_м в кривых участках радиусом 350 м и менее не допускается переход кабелей по своду с одной стороны тоннеля на другую.
4. Габарит подвижного состава
4.1. Габарит подвижного состава, а также путевых и других машин в транспортном положении, предназначенных для эксплуатации на линиях метрополитена, должен соответствовать указанному на черт.6 и 7.
Примечание. Габариты путевых и других машин в рабочем положении следует устанавливать с учетом технологии выполняемых ими работ, безопасности эксплуатационной работы и сохранности оборудования, расположенного в соответствии с габаритом приближения оборудования О_м.
5. Строительное и проектное очертания подвижного состава
5.1. Максимально допускаемые поперечные размеры В_0i строительного очертания подвижного состава метрополитенов следует определять путем уменьшения размеров по горизонтали габарита М (см. черт.6) с каждой стороны на величину необходимых горизонтальных ограничений габарита Е_в или Е_н (поперечных перемещений подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых износов ходовых частей) по формуле
В = B - E,
0i i
где В - расстояние по горизонтали от оси пути до искомой i-й точки
0i строительного очертания, мм;
B - расстояние по горизонтали от оси пути до i-й точки габарита
i подвижного состава М, мм;
E - одно из указанных выше горизонтальных ограничений габарита
подвижного состава Е или Е (внутреннее или наружное), мм.
в н
5.2. Расстояния по вертикали до точек верхнего очертания габарита М (см. черт.6, кроме точки 11) являются одновременно и максимальными расстояниями по вертикали до соответствующих точек строительного очертания верхней части подвижного состава в ненагруженном состоянии при колесах наибольшего диаметра.
Размеры строительного очертания нижней части подвижного состава (кроме токоприемника) по вертикали следует определять путем увеличения размеров по вертикали габарита М (см. черт.7) в точках 11, 12, 13, 14, 15 - 27 на величину вертикальных ограничений (понижений соответствующих частей подвижного состава, возможных в процессе эксплуатации, вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки и динамических колебаний).
Размеры строительного очертания токоприемника по вертикали необходимо определять с учетом следующих требований:
токоприемник нового вагона в верхнем положении не должен выходить по высоте за пределы линии 13 - 13' нижнего очертания габарита М (см. черт.7);
нижняя плоскость токоприемника должна быть выше линии 15 - 15' нижнего очертания габарита М на величину возможного понижения токоприемника вследствие износа колесных пар за период между регулировками высоты токоприемника.
5.3. Методика определения строительных размеров подвижного состава приведена в обязательном приложении 3.
5.4. Проектное очертание подвижного состава следует определять путем уменьшения его строительного очертания на величину соответствующих плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.
5.5. Вписывание проектируемого подвижного состава в габарит М следует осуществлять посредством совмещения на одном чертеже строительного и проектного очертаний подвижного состава и внешнего контура соответствующих его частей (кузова, тележки и укрепленных на них деталей).
Для каждой выступающей точки, вписываемой в габарит части подвижного состава, должны быть указаны координаты: горизонтальная - от продольной, вертикальной, серединной плоскости подвижного состава; вертикальная - от уровня верха головок рельсов.
Кроме того, на схеме расположения надкузовного и подкузовного оборудования должны быть указаны расстояния от проверяемых сечений рассматриваемой части подвижного состава до пятниковых сечений.
5.6. Запрещается выпуск предприятием-изготовителем единиц подвижного состава с нарушением строительного очертания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 23961-80 "Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава" (утв. постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1979 г. N 260)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстроя СССР (Москва, 1980 г.)
Дата введения 1 июля 1980 г.
Настоящий ГОСТ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Разработан
Министерством путей сообщения
Министерством транспортного строительства
Министерством автомобильной промышленности
Исполнители
Ю.М.Лазаренко, канд. техн. наук (руководитель темы); Н.Г.Чибизова, канд. техн. наук; А.А.Львов, д-р техн. наук; Л.С.Борисова; А.Я.Чернышева; С.И.Жуков; Л.Г.Акимов; Н.А.Ягупов; А.Л.Суровиков
Внесен Министерством путей сообщения
Зам. министра К.В.Кулаев
Утвержден постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1979 г. N 260