г. Казань |
|
07 августа 2018 г. |
Дело N А72-7212/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Арукаевой И.В.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Тюриной Н.А.,
при участии представителя ответчика - Савельевой А.В. (по доверенности от 24.10.2017),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 (судья Кнышевский Д.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А72-7212/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аметист" (ОГРН 1147327002811, ИНН 7327073507) к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аметист" (далее - истец, ООО "УК "Аметист") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений) к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ответчик, ПАО "Т Плюс") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 798132одн.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 принят заявленный истцом до принятия решения по существу спора отказ от иска в части требований об урегулировании разногласий по пункту 4.6 договора N 798132одн, производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части исковые требования удовлетворены частично. Суд утвердил спорные пункты договора в следующей редакции:
наименование приобретаемого ресурса по всему тексту договора считать - "Коммунальный ресурс или горячая вода", наименование договора - "Договор поставки горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества МКД N 798132одн.";
пункт 1.1 договора: "по настоящему Договору Теплоснабжающая организация обязуется поставлять Исполнителю через присоединенную сеть коммунальный ресурс - горячая вода (далее по тексту договора - коммунальный ресурс или горячая вода), потребляемый при содержании общего имущества, а Исполнитель обязуется принимать и оплачивать горячую воду надлежащего качества исходя из тарифа, установленного для населения и утвержденного органом регулирования, а также соблюдать предусмотренный Договором режим их потребления";
пункт 1.2: "Исполнитель является в отношении многоквартирных домов, указанных в Приложении N 3 к настоящему Договору, лицом, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Исполнитель приобретает по настоящему Договору коммунальный ресурс, потребляемый при содержании общего имущества многоквартирного дома";
пункт 2.1: "Стороны обязаны исполнять обязательства, предусмотренные настоящим Договором, надлежащим образом в соответствии с требованиями, установленными настоящим договором, действующим законодательством РФ, а в случае отсутствия таких требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В случае если нормы действующего законодательства РФ, регулирующие отношения в сфере поставки горячей воды, противоречат нормам жилищного законодательства, правоотношения сторон настоящего договора регулируются нормами жилищного законодательства";
пункт 2.2.1: Теплоснабжающая организация обязана "Подавать коммунальный ресурс Исполнителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон (Приложение N 2 к настоящему Договору), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением N 1 к настоящему Договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего Договора и требованиями законодательства РФ.
Качество горячей воды в точке поставки должно отвечать установленным требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нормам жилищного законодательства и законодательства о техническом регулировании.
Понижение температуры коммунального ресурса, подаваемого Теплоснабжающей организацией в точке поставки в многоквартирный дом, до температуры горячей воды в местах водоразбора, определенной в соответствии с установленными нормативными требованиями, обеспечивают лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения внутри многоквартирного дома при наличии соответствующего оборудования, установленного на внутридомовой системе горячего водоснабжения.
Обеспечивать температуру горячей воды на границе балансовой принадлежности тепловых сетей для нужд горячего водоснабжения, позволяющую обеспечить Исполнителю температуру горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия с допустимыми отклонениями температуры +3°С в дневное время и +5°С в ночное время. Сведения об объектах Исполнителя приведены в Приложении N 3 к настоящему Договору";
пункт 2.3.4: Исполнитель обязан "Обеспечивать понижение температуры коммунального ресурса, подаваемого на объект Теплоснабжающей организацией в рамках настоящего Договора, до температуры горячей воды в местах водоразбора при наличии соответствующего оборудования, установленного на внутридомовой системе горячего водоснабжения";
пункт 2.2.2: "теплоснабжающая организация обязана поддерживать давление в обратном трубопроводе в соответствии с необходимыми расчетными величинами, обеспечивающими заполнение верхних линий и приборов систем теплопотребления Исполнителя, а также в соответствии с необходимым для исполнения Договора уровнем давления горячей воды, позволяющим исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения";
пункт 2.2.6: Теплоснабжающая организация обязана "Обеспечивать надежность поставки коммунального ресурса, осуществлять производственный контроль качества коммунального ресурса в порядке и в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями";
пункт 2.2.7: "Ежемесячно в срок до 8 числа месяца следующего за расчетным направлять в адрес Исполнителя в электронной виде в форме, представленной ООО "РИЦ", информацию о показаниях приборов учета и (или) иную информацию, используемую для определения объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме";
пункт 2.2.8: Теплоснабжающая организация обязана "Уведомлять Исполнителя о сроках проведения проверки достоверности показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета не менее, чем за 15 дней, а также уведомлять Исполнителя о сроках проведения проверки представленных Исполнителем сведений о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета и (или) проверки их состояния";
пункт 2.3.6: "При возникновении аварии (в т.ч. разрыв, повреждение) во внутридомовых инженерных системах и (или) тепловых сетях Исполнителя и (или) субабонентов:
- немедленно уведомить Теплоснабжающую организацию об аварии;
- самостоятельно отключить поврежденный участок на своих сетях, или, при отсутствии возможности, подать заявку на отключение в Теплоснабжающую организацию;
- принять меры по предотвращению замораживания тепловых сетей и теплопотребляющих установок исполнителя;
- устранить аварию в разумный срок с момента выявления неисправностей_"
редакция последнего абзаца: "Акт составляется теплоснабжающей организацией и/или исполнителем, при этом исполнитель вправе указывать свои замечания к акту. В случае немотивированного отказа исполнителя и/или теплоснабжающей организации от подписания акта, об этом делается запись в акте, при этом такой акт считается надлежащим доказательством указанных в нем обстоятельств";
пункт 2.3.8: "В установленных законодательством РФ случаях обеспечивать доступ уполномоченных представителей Теплоснабжающей организации:
- к приборам учета коммунальных ресурсов, эксплуатационной документации с целью проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, а также в любое время при несоблюдении режима потребления коммунального ресурса или подаче недостоверных показаний приборов учета - периодически (не чаще 1 (одного) раза в квартал);
- к эксплуатируемым сетям и местам отбора проб в целях осуществления необходимых мероприятий по контролю и определению качества горячей воды.
Доступ предоставляется в согласованные сторонами время и дату, но не позднее чем через 3 рабочих дня со дня предварительного оповещения, при наличии у представителя Теплоснабжающей организации удостоверения или по заранее направленному Исполнителю списку с указанием должностей проверяющих. По итогам проверки составляется акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом 1 экземпляр акта должен быть вручен "Исполнителю" не позднее 3 дней со дня его составления";
пункт 2.3.9: "Предоставить Теплоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета объектов Исполнителя к автоматизированным информационно-измерительным системам учета коммунальных ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам.
В случае осуществления расчетов за поставляемые коммунальные ресурсы с использованием автоматизированной системы учета коммунальных ресурсов, Стороны руководствуются положениями, содержащимися в Приложении N 5 к настоящему Договору";
пункт 2.5.1: "Заявлять в Теплоснабжающую организацию об ошибках, обнаруженных в платежном документе";
пункт 3.2: "Исполнитель обеспечивает в течение срока действия настоящего Договора сохранность, своевременную поверку средств измерений, надлежащее техническое состояние и работоспособность установленных на объектах Исполнителя коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах.
Оснащение приборами учета объектов Исполнителя, ремонт и замена приборов учета осуществляются за счет Исполнителя и производятся в присутствии представителя Теплоснабжающей организации.
Работоспособность оборудования информационно-измерительных систем учета ресурсов в течение действия настоящего Договора, в случае установки такого оборудования на узлах учета тепловой энергии и теплоносителя объектов Исполнителя, обеспечивается Теплоснабжающей организацией";
пункт 3.4: "Объем горячей воды, поставляемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и подлежащий оплате Исполнителем по настоящему Договору в отношении многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, определяется как разница между показаниями объема коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомовых приборов учета за расчетный месяц и суммой показаний объемов коммунального ресурса, подлежащего оплате собственниками и иными пользователями жилых/нежилых помещений в многоквартирном доме за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) объем горячей воды, поставляемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и подлежащий оплате Исполнителем по настоящему Договору, определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. Объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации определяется в соответствии с п/п в) пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями";
пункт 4.3: "Расчеты по настоящему Договору, включая промежуточные и окончательные платежи, производятся Исполнителем платёжными поручениями самостоятельно";
пункт 4.4: "Оплата по настоящему договору производится Исполнителем до 25 числа месяца следующего за расчётным. Если дата расчета приходится на выходные или праздничные дни, то расчетным является день, следующий за ним. Исполнением обязательств по оплате считается: - дата поступления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации";
пункт 4.5: "Стоимость объема горячей воды, принятого Исполнителем за расчетный период и рассчитанного в соответствии с условиями настоящего Договора, определяется с использованием двухкомпонентного тарифа на горячую воду как сумма произведений:
- компонента на тепловую энергию, необходимого на подогрев холодной воды в размере установленного норматива на подогрев, умноженного на тариф";
- компонента на теплоноситель, умноженного на тариф";
пункт 4.7: "Основанием для расчетов по настоящему Договору является акт поданной-принятой горячей воды, содержащий сведения об объемах и стоимости в отношении каждого объекта Исполнителя, и счет-фактура, которые оформляются Теплоснабжающей организацией и отражают информацию об объеме подлежащих оплате коммунального ресурса за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным.
Теплоснабжающая организация обязана до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, направить Исполнителю счет-фактуру и акт поданной-принятой горячей воды. Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения указанных документов, надлежащим образом оформляет, подписывает их и возвращает в Теплоснабжающую организацию. При наличии разногласий с объемом поставленного коммунального ресурса отразить свои разногласия.
Если Исполнитель в установленный в настоящем пункте срок не направит в адрес Теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданной - принятой горячей воды, а также не представит мотивированных возражений на акт, считается, что коммунальный ресурс принят без возражений и акт подписан Исполнителем";
пункт 5.5: "За нарушение обязательств по оплате тепловой энергии (теплоносителя) Исполнитель уплачивает Теплоснабжающей организации пени, в размере, установленном законодательством РФ. Уплата неустойки не освобождает Исполнителя от исполнения обязанности по оплате, а также от возмещения Теплоснабжающей организации причиненных убытков";
пункт 5.7: "В случае воспрепятствования Исполнителем проведению Теплоснабжающей организацией ремонтных работ на тепловых сетях, Исполнитель возмещает Теплоснабжающей организации причиненные такими действиями (бездействием) убытки".
Приложение N 2, столбец N 4 таблицы, в части границ балансовой принадлежности утверждено в следующей редакции: "по пунктам с 1 по13, с 16 по 81, с 83 по 86, с 88 по 90, с 92 по 94, с 100 по 101, с 103 по 104, с 106 по 109, с 111 по 113, с 116 по 130, с 132 по 148 - внешняя стена МКД, по пунктам 14, 15, 82, 87, 91, 95, 96, 97, 98, 99, 102, 105, 110, 114, 115, 131, - место врезки в транзитный трубопровод в подвале дома; в части границы эксплуатационной ответственности по всем домам - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью".
Во включении в договор пунктов 1.4, 2.3.14, 2.5.6, 2.8, Приложения N 6, в исключении пункта 5.6, Приложения N5 отказано.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 по делу N А72-7212/2017 изменено в части урегулирования разногласий по пункту 2.2.8 договора поставки горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества МКД N 798132одн. В указанной части по делу принят новый судебный акт. Суд апелляционной инстанции изложил пункт 2.2.8 договора в следующей редакции: Уведомлять Исполнителя о сроках проведения проверки достоверности показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также уведомлять Исполнителя о сроках проведения проверки представленных Исполнителем сведений о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета и (или) проверки их состояния.
В остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить, принять пункты 2.1, 2.2.1, 2.3.4, 2.3.8, 3.4, 4.5, 4.7, Приложение N 2 в редакции ПАО "Т Плюс".
В суде кассационной инстанции представитель истца указал, что не оспаривает обжалуемые судебные акты в части установления границ балансовой принадлежности в следующей редакции: "по пунктам с 1 по13, с 16 по 81, с 83 по 86, с 88 по 90, с 92 по 94, с 100 по 101, с 103 по 104, с 106 по 109, с 111 по 113, с 116 по 130, с 132 по 148 - внешняя стена МКД, по пунктам 14, 15, 82, 87, 91, 95, 96, 97, 98, 99, 102, 105, 110, 114, 115, 131, - место врезки в транзитный трубопровод в подвале дома".
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права при определении границы эксплуатационной ответственности.
Пункт 2.1. считает недопустимым к согласованию в редакции истца, указывая на то, что содержащиеся в нем условия не являются существенными условиями договора ресурсоснабжения и по ним не достигнуто соглашения сторон.
Пункты 2.2.1 и 2.3.4 договора оспаривает со ссылкой на пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), указывая на обязанность именно управляющей организации по доведению качества коммунального ресурса до нормативных качественных показателей горячей воды с установленными требованиями в местах водоразбора.
Оспаривая принятую за основу выводов судов редакцию пункта 2.3.8, заявитель также ссылается на отсутствие в законодательстве установленных сроков и возможности уведомления управляющей организации о намерении провести проверку соблюдения режима потребления, и, соответственно, возможности урегулирования данного пункта в отсутствие согласованности сторон.
Считает, что при принятии пункта 3.4 договора суды неверно применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), тогда как к правоотношениям сторон применяются Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Не соглашаясь с пунктом 4.5 договора, указывает, что расчет потребленных ресурсов на содержание общего имущества следует производить с использованием показаний общедомового прибора учета, а не с использованием норматива на подогрев.
Пункт 4.7 договора считает не существенным и не требующим урегулирования. Также отмечает, что направление счета-фактуры и акта поданной - принятой горячей воды потребителю для последующей оплаты не предусмотрено действующим законодательством, и стороны могут определить обязательность таких действий только по взаимному согласованию. Указывает на необоснованность возложения на ПАО "Т Плюс" дополнительных обязанностей по направлению первичных документов, а также - оплате затрат на отправку корреспонденции.
Полагает, что при урегулировании договора и установлении редакции Приложения N 2 к договору суды неверно применили нормы права при определении границ эксплуатационной ответственности, установив их по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании 20.06.2018, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области, объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 27.06.2018.
Продолженное после перерыва судебное заседание в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось на 15 часов 40 минут 31.07.2018.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2018 в связи с нахождением судьи Федоровой Т.Н. в очередном отпуске в составе суда, рассматривающего кассационную жалобу, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Федоровой Т.Н. на судью Сибгатуллина Э.Т., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании 31.07.2017 представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнительных пояснениях к ней.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Поволжского округа, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "УК "Аметист" является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), оказывает коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений МКД.
16 февраля 2017 года ПАО "Т Плюс" направило в адрес ООО "УК "Аметист" проект договора теплоснабжения и поставки горячей воды N 798132 одн (снабжения тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) от 01.01.2017.
Письмом от 17.03.2017 N 482 ООО "УК "АМЕТИСТ" направило в адрес ПАО "Т Плюс" протокол разногласий к договору. Протокол согласования разногласий получен истцом 24.04.2017.
Не достигнув соглашения по урегулированию разногласий по спорным пунктам договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались следующим.
Разрешая исковые требования, суды, руководствуясь положениями статей 421, 422, 426, 445, 446, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктов 1, 17, 18 Правил N 124 урегулировали возникшие разногласия, отклонив редакцию оспариваемых в кассационной жалобе условий, предложенную ответчиком.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов относительно редакции пункта 2.1 договора основаны на положениях части 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 4, 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в совокупности с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в силу которых в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти правоотношения подпадают под действие жилищного законодательства и регулируются законами и иными нормативными правовыми актами, которые применяются в части, не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации.
Поскольку спорный пункт изложен в соответствии с положениями закона с отклонениями редакций обеих сторон, при этом прав и интересов последних не нарушает, то доводы жалобы об отсутствии необходимости урегулирования данного пункта как не существенного условия договора в отсутствие договоренности по нему между сторонами отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
Относительно редакции пункта 2.3.8. договора судебная коллегия считает, что устанавливая спорный пункт договора в оспариваемой редакции, судами не допущено нарушений норм материального права.
В частности, указанный пункт договора, утвержденный в редакции суда, устанавливающий, в том числе, порядок и условия предоставления доступа, не противоречит положениям пунктов 27, 111 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Урегулирование пункта 2.3.8. договора в оспариваемой редакции само по себе к нарушению прав сторон договора не приводит.
Утвержденная судами редакция пункта 3.4 договора, устанавливающего порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, признается судебной коллегией законной и обоснованной, соответствующей нормам, регулирующим спорные правоотношения (Правилам N 124 и N 354, в которых указаны способы и порядок определения объема потребленных коммунальных ресурсов).
Возражения ответчика против редакции пункта 4.5 договора, которым предусмотрен порядок определения стоимости объема горячей воды, принятого исполнителем за расчетный период, противоречат положениям Правил N 124 и N 354.
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, N 124 в редакции, действовавшей в спорный период, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В силу подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;
- объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
- объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Величины,, не включают объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями;
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину, определяющую объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, которая рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит Правилам N 124, а также пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины, определяющие объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении и объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора, учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Суды верно исходили из того, что при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Также правильными являются выводы судов по утверждению редакции пункта 4.7 договора, регулирующего порядок выставления исполнителю документов-оснований для расчетов по договору.
При этом вопреки доводам жалобы, примененное судами в данном пункте понятие "направление документации" не противоречит употребленным в пункте 1 статьи 169 и пункте 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации терминам "предъявление" и "выставление".
Доводы жалобы об отсутствии необходимости урегулирования данного пункта как не существенных условий договора отмену обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не влекут.
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов по вышеприведенным пунктам судами были установлены существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов в указанной части основаны на исследованных доказательствах, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в приведенной части, кассационной инстанцией не установлено.
При таком положении соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании заявителем норм действующего законодательства.
Разрешая спор в части урегулирования разногласий, касающихся редакции Приложения N 2 к договору по установлению границ эксплуатационной ответственности сторон, суды верно руководствовались подпунктами "а" и "в" пункта 18 Правил N 124, согласно которым в договоре ресурсоснабжения предусматриваются границы балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
При этом понятия границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также точки поставки, содержатся в пункте 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), в силу которого граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности; граница балансовой принадлежности - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании; точка поставки - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Устанавливая границы эксплуатационной ответственности по всем домам в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей сетью, суды в обоснование своих выводов сослались на пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно которому внешней границей сетей электро- тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Наряду с тем, суды не учли следующее.
По смыслу приведенной нормы граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене МКД, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564).
Установление границ эксплуатационной ответственности не по внешней границе многоквартирного жилого дома возможно только при наличии прибора учета, установленного за пределами данной границы, то есть на инженерных сетях на удалении от внешней стены многоквартирного дома и при условии согласования с собственниками; при размещении же прибора учета внутри дома основания для возложения эксплуатационной ответственности за общее имущество многоквартирного дома (внутридомовые инженерные сети до места установки общедомового прибора учета) на ресурсоснабжающую организацию отсутствуют с учетом положений пункта 3 статьи 30, статей 36, 39 ЖК РФ.
При разрешении вопроса об утверждении редакции спорного пункта договора судам следовало установить, имеются ли предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для переноса границы эксплуатационной ответственности к местам соединения коллективных приборов с соответствующей инженерной сетью, для чего необходимо было определить места установки ОДПУ относительно границ балансовой принадлежности, чего ими сделано не было.
При неустановлении указанных обстоятельств законные основания для установления границ эксплуатационной ответственности в обжалуемой редакции у судов отсутствовали.
Также признаются заслуживающими внимание доводы жалобы относительно редакции пунктов 2.2.1 и 2.3.4 договора.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона N 416-ФЗ в случае осуществления горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) понижение температуры горячей воды, подаваемой на вводе в здание (в том числе в многоквартирный дом), сооружение, до температуры горячей воды, определенной в соответствии с установленными требованиями, в местах водоразбора, обязаны обеспечить лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения внутри здания.
Фактически указанная норма определяет границу компетенции лица, ответственного за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения и осуществляющего отбор ресурса из открытой системы теплоснабжения, - в части доведения качества горячей воды до нормативных качественных показателей в месте водоразбора ресурса.
Данная норма согласуется с действующими нормами законодательства, регулирующими правоотношения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, в частности, с пунктом 21 Правил N 354, пунктом 18 Правил N 124, согласно которым ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество ресурса, поставляемого на границу внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
При этом к внутридомовым инженерным системам относятся коммуникации, посредством которых осуществляется подача коммунальных ресурсов от централизованных систем инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (пункт 2 Правил N 354).
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, сформулированы в Приложении N 1 к Правилам N 354, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09".
Оказание коммунальной услуги надлежащего качества осуществляется, в том числе, путем обязательной установки автоматических регуляторов температуры (абзац 3 пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Регулятор температуры - это вид регулирующей арматуры, которая автоматически обеспечивает поддержание заданной температуры рабочей среды в трубопроводе за счет изменения ее расхода.
Пунктом 5.1.2 вышеназванных Правил обязанность по внедрению средств автоматического регулирования отнесена на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов в совокупности обязанность по обеспечению соответствия температуры воды в системе горячего водоснабжения дома, находящегося на обслуживании, в том числе путем установки в системе горячего водоснабжения и поддержания в исправном состоянии автоматических регуляторов, должна возлагаться на управляющую организацию.
Обязанности по понижению температуры энергетического ресурса, подаваемого теплоснабжающей организацией на вводе в многоквартирный дом, до температуры горячей воды, регламентированной для мест водоразбора, у ресурсоснабжающей организации не имеется.
Наряду с тем, установленная судами редакция рассматриваемых пунктов договора в части установления обязанности управляющей организации по понижению температуры коммунального ресурса во внутридомовых сетях до температуры горячей воды в местах водоразбора, только при наличии соответствующего оборудования, установленного на внутридомовой системе горячего водоснабжения, фактически ставит исполнение обязанности управляющей компании по оказанию услуг надлежащего качества в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего оборудования на внутридомовых сетях, что не является допустимым и противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.
При этом судебная коллегия соглашается с тем, что при вышеуказанной системе организации горячего водоснабжения ресурсоснабжающая организация обязана поставлять на границу внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения ресурс, температурный режим которого позволит лицу, осуществившему отбор, обеспечить качество горячей воды в точке водоразбора. Ввиду чего ресурсоснабжающая организация не освобождается от исполнения обязанности по поставке коммунального ресурса надлежащего качества на объект теплоснабжения (МКД).
При таких обстоятельствах, поскольку выводы судов относительно требований об установлении границ эксплуатационной ответственности сторон не могут быть признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а в части требований об урегулировании разногласий по вопросу температурного режима поставляемого/потребляемого ресурса судами допущено нарушение норм материального права, регулирующих соответствующие обязательства сторон, обжалуемые судебные акты в указанной части подлежат отмене.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также выполнение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ в отмененной части подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ дать надлежащую правовую оценку доказательствам и доводам сторон в их совокупности и взаимной связи, указать мотивы, по которым суд принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, и, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Кроме того, суду следует разрешить вопрос о распределении судебных, связанных с подачей кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 по делу N А72-7212/2017 об урегулировании разногласий по пункту 2.2.1 договора в части указания на то, что понижение температуры коммунального ресурса, подаваемого теплоснабжающей организацией в точке поставки в многоквартирный дом, до температуры горячей воды в местах водоразбора, определенной в соответствии с установленными нормативными требованиями, обеспечивают лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно- технического обеспечения внутри многоквартирного дома, при наличии соответствующего оборудования, установленного на внутридомовой системе горячего водоснабжения; по пункту 2.3.4 и Приложению N2 договора в части установления границ эксплуатационной ответственности отменить и направить дело в данной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 по делу N А72-7212/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Арукаева |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, сформулированы в Приложении N 1 к Правилам N 354, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09".
Оказание коммунальной услуги надлежащего качества осуществляется, в том числе, путем обязательной установки автоматических регуляторов температуры (абзац 3 пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2018 г. N Ф06-34300/18 по делу N А72-7212/2017