Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Казань |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А12-61335/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королевой Н.Н., Галиуллина Э.Р.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания 21 Век"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016
по делу N А12-61335/2015
по исковому заявлению Администрации Орловского сельского поселения Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Компания 21 Век" о взыскании задолженности по арендной плате, третье лицо: Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Орловского сельского поселения Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания XXI век" о взыскании задолженности по арендной плате по договору N 149/12 от 10.07.2012 аренды земельного участка за период с 10.07.2012 по 31.12.2015 в размере 779 555, 34 руб. и неустойки за тот же период в размере 110 226, 98 руб. (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016, исковые требования удовлетворены частично.
С ООО "Компания 21 век" взыскана задолженность по арендной плате в размере 516 119 руб. 04 коп., неустойка в размере 72 822 руб. 58 коп., а всего 588 941 руб. 62 коп.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
С ООО "Компания 21 век" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 13 769 руб.
В кассационной жалобе ответчик просит судебные акты отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права.
В судебном заседании 13 октября 2016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 19 октября 2016. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Стороны, уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы не обеспечили явку представителей в заседание кассационной инстанции, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, коллегия находит судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.07.2012 между Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области (арендодатель) и ООО "Компания XXI век" (арендатор) заключён договор N 149/12 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:03:120003:614 площадью 141 294 кв.м. из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, северо-западнее с. Орловка, сроком на 3 года для добычи строительных песков (т.д. 1, л.д. 13).
По акту приема-передачи от 10.07.2012 спорный земельный участок передан арендатору в состоянии, соответствующем условиям договора.
С 01 марта 2015 в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ все права и обязанности арендодателя по договору N 149/12 от 10.07.2012 перешли к истцу.
Пунктом 2.2. договора установлено, что арендная плата за пользование спорным земельным участком составляет 253 347,31 руб. в год или 21 112,28 руб. в месяц и подлежит внесению ежемесячно равными частями до десятого числа текущего месяца.
Пунктом 2.1. договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с решением органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления, централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость участка), базовые ставки арендной платы или льготы (уменьшение арендной платы), не ранее 30 календарных дней после письменного извещения арендатора.
Согласно пункту 2.5 договора аренды в случае неуплаты арендной платы в установленные сроки арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на момент возникновения задолженности, от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Считая, что ответчиком ненадлежащим образом исполнялись обязательства по внесению арендных платежей, истцом заявлены указанные требования.
Признавая требования подлежащими частичному удовлетворению суды верно исходили из необходимости обеспечения принципа платности землепользования, закрепленного статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а также запрета на односторонний отказ от исполнения договорных обязательств, предусмотренного статьями 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом судами верно отмечено, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Расчет арендной платы по названному договору произведен истцом по формуле, предусмотренной Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области N 469-П от 22.08.2011.
Так, за период с 10.07.2012 по 31.12.2015 расчет истца за земельный участок произведен по формуле:
А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан х Ки - где;
А - годовой размер арендной платы,
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка;
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка;
Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объекта;
Ккан - коэффициент категории арендатора;
Ки - коэффициент индексации.
Считая правильным применение к спорным правоотношениям названного порядка, суды руководствовались следующим.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Волгоградской области Постановлением Администрации Волгоградской области N 469-п от 22.08.2011 утверждён Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
Судами, при разрешении требований в части периода образования задолженности до 01.03.2015 года, отмечено, что утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Действие Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, поскольку в данном случае арендуемый обществом земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, размер арендной платы установлению в порядке предусмотренном Постановлением Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 не подлежит.
Между тем, судами не учтено следующее.
В силу положений пункта 2.2. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей в период спорных правоотношений, предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Суд кассационной инстанции находит ошибочным вывод нижестоящих судов о том, что приведенные положения относятся исключительно к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 171-ФЗ) признан утратившим силу пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предусматривающий право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В настоящее время указанное право закреплено в пункте 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса. Согласно пункту 4 данной правовой нормы размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 названного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, до внесения Законом N 171-ФЗ изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Закон N 137-ФЗ, предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 3 приведенных Правил является обязательным для сторон, поскольку иное регулирование Земельным кодексом не предусматривалось.
Таким образом, поскольку судами допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
При новом рассмотрении дела следует проверить расчет арендной платы за спорный период с учетом изложенных в настоящем постановлении положений по применению нормативных актов, регулирующих порядок определения арендной платы, определить наличие задолженности у ответчика с учетом произведенных им платежей, принять законное и обоснованное решение по существу спора.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.04.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по делу N А12-61335/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 171-ФЗ) признан утратившим силу пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предусматривающий право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В настоящее время указанное право закреплено в пункте 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса. Согласно пункту 4 данной правовой нормы размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 названного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, до внесения Законом N 171-ФЗ изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Закон N 137-ФЗ, предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 3 приведенных Правил является обязательным для сторон, поскольку иное регулирование Земельным кодексом не предусматривалось."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2016 г. N Ф06-13922/16 по делу N А12-61335/2015