г. Казань |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А57-29482/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
при участии:
от истца - директор Харзова О.А. (протокол от 04.12.2015),
от ответчика - представитель Сударкина О.Ф. (доверенность от 29.12.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2016 (судья Конева Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-29482/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс" (ОГРН 1146439003556) к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1096439000943), третье лицо: администрация Балаковского муниципального района, г. Балаково, об обязании заключить договоры купли-продажи земельными участками,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс" (далее - ООО "Энергокомплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами, Комитет) об обязании заключить договоры купли-продажи: земельного участка площадью 1423 кв. м, кадастровый номер 64:40:042304:0007, земельного участка площадью 11 396 кв. м, кадастровый номер 64:40:030301:0193, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Саратовское шоссе, д. 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечена администрация Балаковского муниципального района (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2016 исковые требования удовлетворены в отношении обязания Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 11 396 кв. м, кадастровый номер 64:40:030301:0193, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Саратовское шоссе, д. 2. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что при обращении за переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком с кадастровым номером 64:40:030301:0193 общество представило все необходимые и достаточные документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом пропуск обществом срока на переоформление (до 01.07.2012) не свидетельствует об утрате им этого права.
В кассационных жалобах Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами и администрации Балаковского муниципального района, поданных в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты в части удовлетворении требований предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Администрация Балаковского муниципального района считает, что в исковом заявлении общества отсутствуют правовые основания (нормы) выкупа земельного участка, не исследован судами факт правопреемства общества, кроме того, заявление подано после истечения срока действия льготной цены выкупа земельного участка, при определении выкупной цены суд применил не подлежащий применению нормативный акт другого муниципального образования.
В кассационной жалобе Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами считает, что судами неверно рассчитана выкупная цена земельного участка исходя из налоговой ставки 0,3 % от кадастровой стоимости, поскольку не представлены доказательства нахождения на земельном участке объектов инженерной инфраструктуры, кроме того, ошибочно применен нормативный акт - решение Совета муниципального образования г. Балаково от 28.02.2013 N 477.
В судебном заседании представитель Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами и администрации Балаковского муниципального района пояснил, что публично-правовым образованием признается наличие у ООО "Энергокомплекс" (универсального правопреемника ОАО "Энергокомплекс") права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки и не оспаривается наличие обязанности по заключению с ним договора купли-продажи, однако ошибочно определен размер выкупной цены участка с кадастровым номером 64:40:030301:0193.
Представитель ООО "Энергокомплекс" возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что судебные акты в оспариваемой части подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 64-АБ N 034420 от 13.04.2005 ОАО "Энергокомплекс" на праве собственности принадлежит здание азотно - кислородной станции, состоящее из 1-2-этажной основной части (45), 1-этажных пристроек (Ч6Ч7Ч1), 2-этажной пристройки (429), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 64:40:030301:0193.
На основании акта приема-передачи недвижимого имущества по разделительному балансу от ОАО "Балаковское Химволокно" в ОАО "Энергокомплекс" по состоянию на 24.06.2004 N 2 последнему принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования:
- земельный участок с кадастровым номером 64:40:030301:0193, площадью 11 396 кв. м для промышленной застройки;
- часть земельного участка с кадастровым номером 64:40:042304:0007, площадью 781 кв. м под промышленные предприятия.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 26.02.2007 серия 64 АБ N 562059, от 05.03.2007 серия 64 АБ N 562094.
ООО "Энергокомплекс" (ОГРН 1146439003556) было создано путем реорганизации в форме преобразования 11.12.2014 и является правопреемником ЗАО "Энергокомплекс" (ОГРН 1046403905679).
ООО "Энергокомплекс" 25.02.2015 обратилось в Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровым номером 64:40:030301:0193 площадью 11 396 кв. м и с кадастровым номером 64:40:042304:0007 площадью 1423 кв. м, расположенных по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Саратовское шоссе, д. 2, путем заключения договора купли-продажи в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив к нему проекты договоров и правоустанавливающие документы.
Письмом от 17.03.2015 N 1047 Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами отказал в предоставлении в собственность земельных участков по причине того, что согласно предоставленным документам на праве постоянного (бессрочного) пользования обществу принадлежит только часть участка с кадастровым номером 64:40:042304:0007 площадью 781 кв. м, кроме того, в соответствии с действующим законодательством заявление неправильно оформлено.
ООО "Энергокомплекс" 24.09.2015 повторно обратилось в Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровым номером 64:40:030301:0193 площадью 11 396 кв. м и с кадастровым номером 64:40:042304:0007 площадью 1423 кв. м путем заключения договора купли-продажи земельного участка.
Однако решением, оформленным письмом от 14.10.2015 N 3933, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами вновь отказал, ссылаясь на подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указав, что заявление о предоставлении земельных участков в собственность должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таких земельных участков.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 310-КГ16-1802, особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица.
В силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе по состоянию на 05.12.2016, следует, что ЗАО "Энергокомплекс" (ОГРН 1046403905679) является правопреемником ОАО "Балаковское Химволокно", ООО "Энергокомплекс" (ОГРН 1146439003556) создано в результате реорганизации ЗАО "Энергокомплекс", вследствие слияния ООО "Энергокомплекс" (ОГРН 1146439003556) и ООО "Антарес" создано ООО "Энергокомплекс" (ОГРН 1156451030724).
Таким образом, истец (ООО "Энергокомплекс") является правопреемником ОАО "Энергокомплекс", обладающего ограниченным вещным правом бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 64:40:030301:0193 площадью 11 396 кв. м, которое было зарегистрировано за последним 21.02.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись N 64-64-13/017/2007-224).
ООО "Энергокомплекс" является собственником здании азотно - кислородной станции и пристроек, расположенных на спорном земельном участке с кадастровым номером 64:40:030301:0193.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в силу пункта 1 статьи 20 ЗК РФ не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу до 01.01.2006 надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года.
Обязанность по переоформлению права на земельный участок возникла у правопредшественника ООО "Энергокомплекс" с момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и была определена сроком.
Таким образом, ООО "Энергокомплекс", к которому право постоянного (бессрочного) пользования перешло в порядке реорганизации правопредшественника, обязано переоформить такое право, поскольку истечение установленного законом срока не исключает такой обязанности.
Установленные судебными инстанциями юридически значимые обстоятельства, свидетельствующие о том, что к ООО "Энергокомплекс" в порядке универсального правопреемства перешло ограниченное вещное право и такое лицо вправе приобретать земельный участок с кадастровым номером 64:40:030301:0193 в собственность, признаны и представителем уполномоченного органа в судебном заседании, что свидетельствует о наличии у сторон правовой определенности по данному вопросу.
Из содержания заявлений от 25.02.2015, от 24.09.2015 следует, что ООО "Энергокомплекс" обратилось именно за переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования с приложением соответствующих документов.
Таким образом, разрешая спор, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что к спорному случаю применимы специальные условия приобретения земли в частную собственность, предусмотренные пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, которые по правовой природе отличные от условий приобретения, установленных статьей 36 ЗК РФ, при наличии одинакового порядка (административной процедуры).
Ссылки администрации о том, что судами не разграничены правовые основания для выкупа и возникновения права собственности, поскольку заявления общества не содержат ссылок на конкретные нормы права, не основаны на правильной квалификации спорных отношений и правильной оценке доказательств.
Доводы администрации, что судами не правильно определена выкупная цена, также не могут быть приняты во внимание.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А57-8307/2012, А57-12827/2012 установлено, что земельные участки ООО "Энергокомплекс" заняты объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в связи с чем к земельным участкам применяется ставка земельного налога не превышающая 0,3 % от кадастровой стоимости.
В рамках другого дела N А57-12807/2014 иск общество с ограниченной ответственностью "Комплекс вспомогательных производств" к Управлению по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о понуждении к заключении договора купли-продажи был удовлетворен, при этом судебные инстанции установили, что на территории г. Балаково и Балаковского муниципального района применяются 3 % ставка земельного налога за единицу площади земельного участка с учетом подтвержденного факта нахождения на земельном участке объектов инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в связи с чем стоимость земельных участков рассчитывается исходя из трехкратной ставки земельного налога.
В соответствии с решением Совета муниципального образования г. Балаково от 26.07.2013 N 512 цена выкупа земельного участка рассчитывается в виде фиксированного процента от стоимости кадастровой оценки участка, в частности, согласно пункту 2 решения для земель, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, установлена налоговая ставка 0,3 % от кадастровой стоимости.
Следует отметить, что пунктом 5 решения Совета муниципального образования г. Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 28.02.2013 N 477, цена продажи земельных участков, находящихся в собственности города Балаково, при их продаже лицам, не указанным в пункте 4 Порядка, устанавливается в размере трехкратной величины земельного налога за единицу площади земельного участка.
Вместе с тем для земельных участков, находящихся в собственности Балаковского муниципального района, действовало решение Собрания Балаковского муниципального района от 28.03.2013 N 488 "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности Балаковского муниципального района", при продаже данных земельных участков собственникам расположенных на них зданий, сооружений", в пункте 1 которого также устанавливалась выкупная цена земельных участков, находящихся в собственности Балаковского муниципального района, в размере трехкратной величины ставки земельного налога за единицу площади соответствующего земельного участка.
С учетом требований статей 36, 66 ЗК РФ судебные инстанции правомерно исходили из того, что продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется по цене, установленной органом местного самоуправления, применительно к спорному случаю рассчитав выкупную цену в виде фиксированного процента от кадастровой стоимости участка (2 871 564 руб.) по ставке 0,3 %.
При квалификации объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса с учетом требования статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг весь имущественный комплекс ООО "Энергокомплекс" имеет единую функциональную направленность на обеспечение жизнедеятельности населения г. Балаково.
Согласно Уставу Муниципального образования город Балаково, принятого решением Совета муниципального образования город Балаково от 12.12.2005 N 14 (в редакции решений от 24.08.2007 N 113, от 25.11.2011 N 324, от 05.10.2012 N 418, от 26.09.2014 N 106, от 24.04.2015 N 161) исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района в соответствии с федеральным законодательством возлагается на администрацию Балаковского муниципального района (статья 25), исполнение полномочий администрации города Балаково возлагается на администрацию Балаковского муниципального района (пункт 3 статьи 27).
Таким образом, администрация признается уполномоченным органом, которым принимаются решения о выкупе земельных участков.
В силу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
По правилам части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Кроме того, из анализа имеющихся в материалах дела документов следует, что Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами и администрация при рассмотрении настоящего спора в суде первой и апелляционной инстанциях не оспаривали ни право общества на переоформление земельного участка, ни размер выкупной цены, в том числе включая доказанность факта наличия на земельном участке с кадастровым номером 64:40:030301:0193 объектов инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, принадлежащих обществу.
Принимая решения, оформленные письмами от 17.03.2015 N 1047, от 24.09.2015, которые суды двух инстанций правомерно признали не соответствующими закону, уполномоченный орган также не оспаривал право на выкуп по ставке 0,3 % от кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах доводы Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами и администрации, приведенные только в кассационных жалобах, не могут быть приняты во внимание.
При наличии представленных обществом доказательств и не оспоренных ответчиком и не опровергнутых другими доказательствами суды обоснованно посчитали установленными все значимые по делу обстоятельства, определяющие право на выкуп участка по установленной цене.
Законность оспариваемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, и в той части, в которой они обжалуются.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:40:042304:0007 участниками спора не оспариваются, какие-либо доводы в кассационных жалобах отсутствуют.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 20, 36, 66 ЗК РФ, статьей 445 ГК РФ, установив, что истец приобрел в порядке универсального правопреемства право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 64:40:030301:0193, на котором расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, удовлетворили иск о понуждении заключить договор купли-продажи.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 по делу N А57-29482/2015 оставить без изменений, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом требований статей 36, 66 ЗК РФ судебные инстанции правомерно исходили из того, что продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется по цене, установленной органом местного самоуправления, применительно к спорному случаю рассчитав выкупную цену в виде фиксированного процента от кадастровой стоимости участка (2 871 564 руб.) по ставке 0,3 %.
При квалификации объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса с учетом требования статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг весь имущественный комплекс ООО "Энергокомплекс" имеет единую функциональную направленность на обеспечение жизнедеятельности населения г. Балаково.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 20, 36, 66 ЗК РФ, статьей 445 ГК РФ, установив, что истец приобрел в порядке универсального правопреемства право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 64:40:030301:0193, на котором расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, удовлетворили иск о понуждении заключить договор купли-продажи."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2017 г. N Ф06-15365/16 по делу N А57-29482/2015