Требование: о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
18 января 2017 г. |
Дело N А06-197/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Острецовой И.В., доверенность от 21.08.2015, Костроминой Е.Н., доверенность от 24.02.2016,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.05.2016 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-197/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРВ-Ахтубинск", Астраханская область, г. Ахтубинск (ИНН 3001041615, ОГРН 1073022000875) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области, Астраханская область, г. Ахтубинск (ИНН 3001011346, ОГРН 1043006963416) об отмене решения от 30.09.2015 N 07-41/08 в части, при участии третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ИНН 3015067282, ОГРН 1043000717825),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ТРВ-Ахтубинск" (далее - заявитель, общество, ООО "ТРВ-Ахтубинск", налогоплательщик) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (далее - налоговый орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 4 по Астраханской области) от 30.09.2015 N 07-41/08, с учетом изменений внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области, Управление) от 17.12.2015 N 297-Н, в части начисления недоимки по налогу на прибыль в сумме 760 571 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа; начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 19 830 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.05.2016 признано недействительным решение инспекции от 30.09.2015 N 07-41/08 в части начисления недоимки по налогу на прибыль организаций в сумме 760 571 руб. и соответствующих сумм пени и штрафов. В остальной части заявления отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.05.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части признания недействительным начисления недоимки по налогу на прибыль организации в сумме 760 571 руб. и соответствующих сумм пени и штрафов.
Представители общества в судебном заседании отклонили кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Инспекция и Управление в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия инспекции и Управления.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятые по делу решение и постановление обжалуются только в части, то суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области проведена выездная налоговая проверка ООО "ТРВ-Ахтубинск", по результатам рассмотрения которой инспекцией вынесено решение от 26.08.2015 N 0741/08 о привлечении ООО "ТРВ-Ахтубинск" к ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 280 717 руб.
Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить в бюджет суммы штрафных санкций, доначисленный НДС в размере 19 830 руб., налог на прибыль организаций в размере 1 383 756 руб., а также пени в размере 52 604 руб.
Решением Управления от 17.12.2015 N 297-Н частично изменено решение инспекции путем уменьшения доначисленной суммы налога на прибыль организаций на 602 439 руб. и соответствующих сумм пени, а также штрафа на 200 603 руб.
Не согласившись с решением инспекции в части, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, пришли к выводу, что принадлежащие обществу гостиницы не подпадают под определение объектов обслуживающих производств и хозяйств, данное в статье 275.1 НК РФ, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа правомерно признано недействительным.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Основанием для вынесения оспариваемого решения в части доначисления обществу налога на прибыль организаций в сумме 760 571 руб. и соответствующих сумм пени и штрафов, послужил вывод налогового органа о том, что общество в нарушение статьи 275.1 НК РФ завысило расходы, уменьшающие доходы в 2014 году на сумму убытка, полученного от вспомогательных и обслуживающих хозяйств.
В ходе проверки установлено, что общество на балансе имеет 4 гостиницы - "Чайка", "Вымпел", "Радуга" и "Горизонт".
Налоговый орган пришел к выводу о том, что данные гостиницы относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства и налогоплательщиком нарушены условия, предусмотренные статьей 275.1 НК РФ, для принятия убытка в текущем периоде в полном размере от операций, связанных с использование данных объектов.
Согласно статье 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Для целей данной главы к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Согласно абзацу 3 статьи 275.1 НК РФ к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
Как установлено судами, одним из видов экономической деятельности налогоплательщика является "организация туристического обслуживания и оказание гостиничных услуг" (ОКВЭД 55.1), что подтверждается статьей 2 Устава общества и выпиской из ЕГРЮЛ.
Пунктом 7.3 Учетной политики ООО "ТРВ-Ахтубинск" - деятельность гостиниц определена как один из основных видов деятельности, который направлен на систематическое получение прибыли, в связи с чем учет затрат по данному виду деятельности ведется на сч. 20 "Основное производство".
Представитель налогового органа пояснил суду, что налоговый орган не может представить суду доказательства осуществления заявителем в спорный период времени основного вида экономической деятельности, закрепленного в ЕГРЮЛ (75.22 деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности).
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что основными видами экономической деятельности налогоплательщика являются сдача имущества в аренду, оказание гостиничных услуг, что подтверждается и анализом выручки за 2012-2014 ООО "ТРВ-Ахтубинск", представленном налоговым органом суду первой инстанции.
Судами установлено, что гостиницы создавались и фактически используются обществом для коммерческих целей, а не для обслуживания работников общества, и является туристическими.
В гостиницах в проверяемый период размещались физические лица - туристы на основании договоров, заключенных с иными юридическим лицами, осуществляющими деятельность туристических агентств, в подтверждение чего в материалы дела представлены договоры.
Доказательства размещения налогоплательщиком собственных работников в гостиничном комплексе налоговым органом не представлено.
Учитывая изложенное, установив, что гостиничные услуги в проверяемый период являлись одним из основных видов деятельности заявителя; гостиницы никогда не обслуживали иные виды деятельности общества; своим работникам гостиничные услуги не оказывались, суды пришли к правильному выводу об ошибочности доводов инспекции относительно отнесения гостиниц заявителя к объектам обслуживающих производств и хозяйств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Возражения инспекции о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30.05.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 по делу N А06-197/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговый орган пришел к выводу о том, что данные гостиницы относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства и налогоплательщиком нарушены условия, предусмотренные статьей 275.1 НК РФ, для принятия убытка в текущем периоде в полном размере от операций, связанных с использование данных объектов.
Согласно статье 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
...
Согласно абзацу 3 статьи 275.1 НК РФ к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2017 г. N Ф06-15987/16 по делу N А06-197/2016