г. Казань |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А55-735/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Емельяновой С.Н., доверенность от 11.01.2016,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-735/2016
по заявлению публичного акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания", г. Нефтегорск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации м.р. Нефтегорский Самарской области, г. Нефтогорск, Администрации г.п. Нефтегорск, г. Нефтегорск, о признании недействительным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (далее - заявитель, ПАО "Нефтегорская ТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, Самарское УФАС России) от 19.11.2015 по делу N 55-6568-15/10 в части: признания в действиях ПАО "Нефтегорская ТЭК" нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключение соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; выдачи предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства и предписания Самарского УФАС России от 09.11.2015 по делу N 55-6568-15/10.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016 заявление ПАО "Нефтегорская ТЭК" удовлетворено. Суд признал недействительным решение Самарского УФАС России от 19.11.2015 по делу N 55-6568-15/10 в части: признания в действиях ПАО "Нефтегорская ТЭК" нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключение соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; выдачи предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства и предписание Самарского УФАС России от 19.11.2015 по делу N 55-6568-15/10.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016 оставлено без изменения.
Самарское УФАС России, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу N А55-735/2016 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе указывает, что судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о наличии между Администрацией г.п. Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" соглашения, направленного на реализацию схемы по выделению бюджетных денежных средств, конкретному хозяйствующему субъекту, в целях проведения ремонта муниципального имущества, а также строительства нового объекта теплоснабжения без осуществления процедур, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Самарского УФАС России в судебном заседании кассационную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Общество явку представителей в судебное заседание не обеспечило, представило отзыв, в котором просило жалобу антимонопольного органа оставить без удовлетворения, судебные акты без изменения.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы проведено в отсутствие общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Самарского УФАС России, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов приходит к нижеследующим выводам.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась в Самарское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, выразившегося в действиях, направленных на выделение ПАО "Нефтегорская ТЭК" бюджетных средств, в целях возмещения затрат, понесенных ПАО "Нефтегорская ТЭК" в связи с ремонтом муниципального имущества.
На основании данного заявления Самарским УФАС России возбуждено дело N 556568-15/10 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
19.11.2015 комиссией Самарского УФАС России было вынесено решение по делу N 55-6568-15/10 (исх. N 11443/10 от 19.11.2015) о признании в действиях (бездействиях) Администрации г.п. Нефтегорск нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминирующих условий деятельности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; признании в действиях (бездействиях) Администрации г.п. Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Администрации г.п. Нефтегорск выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и ПАО "Нефтегорская ТЭК" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или)могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании решения от 19.11.2015 по делу N 55-6568-15/10 о нарушении ПАО "Нефтегорская ТЭК" статьи 16 Закона о защите конкуренции комиссия Самарского УФАС России выдала предписание (от 19.11.2015 N 11451/10) ПАО "Нефтегорская ТЭК" о прекращении нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключение соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; не допускать совершение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: не допускать действий, направленных на участие в соглашениях с Администрацией г.п. Нефтегорск, создающих препятствие для возникновения конкуренции и (или) направленных на устранение, недопущение, ограничение конкуренции и нарушающих антимонопольное законодательство, при обеспечение Администрацией г.п. Нефтегорск муниципальных нужд, связанных с ремонтом и строительством тепловых сетей (муниципального имущества), с учетом выводов, содержащихся в решении; в течение 2016 года направлять в Самарское УФАС России информацию о фактах согласования с Администрацией г.п. Нефтегорск работ по ремонту и строительству тепловых остей (муниципального имущества), и проведении ПАО "Нефтегорская ТЭК" работ по ремонту и строительству тепловых сетей (муниципального имущества).
Удовлетворяя требования общества, суды первой и апелляционной инстанций указали на нижеследующее.
В период нахождения муниципального имущества в аренде, ОАО "Нефтегорская ТЭК" направлены в Администрацию письма о необходимости проведения ремонта тепловых сетей. Впоследствии Администрацией г.п. утверждаются локально-ресурсные сметы о проведении ремонта объектов теплоснабжения (муниципального имущества) ОАО "Нефтегорская ТЭК". В соответствии с утвержденными локально-ресурсными сметами, Администрация г.п. Нефтегорск выступает в качестве заказчика. Работы по ремонту и строительству объектов теплоснабжения (муниципального имущества) выполняет подрядчик - ОАО "Нефтегорская ТЭК".
Администрация г.п. Нефтегорск принимает выполненные ОАО "Нефтегорская ТЭК" работы, о чем свидетельствуют акты приема выполненных работ. В последствии Администрация г.п. Нефтегорск перечисляет бюджетные денежные средства ОАО "Нефтегорская ТЭК", что подтверждается представленными в дело копиями платежных поручений.
Вопросы местного значения городского поселения определены статьей 14 Закона N 131-ФЗ, в частности, к ним относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Статьей 18 Закона N 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет средств местного бюджета на основании контракта, заключенного в соответствии с требованиями, установленными Законом о контрактной системе.
Судами установлено, что с 2009 года ПАО "Нефтегорская ТЭК" является единственным поставщиком тепловой энергии и единственной организацией по обслуживанию тепловых сетей, что подтверждается Постановлением Администрации городского поселения Нефтегорск от 18.11.2014 N 468.
21.01.2011 между Администрацией городского поселения Нефтегорск и ОАО "Нефтегорская ТЭК" был заключен договор возмездного пользования (аренды) муниципального имущества от 21.01.2011 N 20/01 (далее - договор аренды).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен исключительный случай заключения договора аренды и предоставления прав пользования муниципальным имуществом: если такое право предоставляется лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные части сети и сеть являются технологически связанными.
На основании пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса российской Федерации комплекс объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах теплоснабжения и водоснабжения, являются технологически связанной системой коммунальной инфраструктуры.
Тепловые сети, переданные по вышеназванному договору аренды, составляют с объектами котельной, принадлежащими ПАО "Нефтегорская ТЭК" на праве собственности, технологически связанную систему коммунальной инфраструктуры.
Суды посчитали, что ПАО "Нефтегорская ТЭК" выполняет работы по аварийно-капитальному ремонту тепловых сетей в рамках договора возмездного пользования (аренды) муниципального имущества от 21.01.2011 N 20/01 в соответствии со ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 2.2.3 и 2.2.4 этого договора, а не каких-либо договоренностей; оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит бесспорных доказательств того, что работы проводились в результате реализации взаимосвязанных и взаимодополняемых договоренностей; антимонопольный орган не доказал нарушение со стороны ПАО "Нефтегорская ТЭК" статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Между тем указанные выводы судов сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела, поскольку суды уклонились от исследования доводов ответчика.
Так антимонопольный орган приводил довод о том, что помимо капитального ремонта ПАО "Нефтегорская ТЭК" на основании дополнительных соглашений к спорному договору аренды муниципального имущества осуществляло так же и строительство нового объекта теплоснабжения за счет бюджетных средств без проведения процедур, установленных Законом о контрактной системе.
Ответчик, обосновывая вышеназванный довод, указывал на то, что Комиссией Самарского УФАС России было установлено, что тепловая сеть Д-2 магистраль ул. Мира 17, 19, 44 (участок 3) была передана в аренду ПАО "Нефтегорская ТЭК". Данная тепловая сеть имела подземную прокладку. В период нахождения объектов теплоснабжения (муниципального имущества) в аренде у ОАО "Нефтегорская ТЭК" данный участок тепловой сети заменен путем прокладки надземным способом.
В материалы судебного дела, Самарским УФАС России были представлены копии локально-ресурсных смет и копии фотоматериалов, полученных от Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области.
Ответчик считает, что локально-ресурсным сметным расчетом N PC-1332 предусмотрены работы по прокладке надземного трубопровода, по устройству постоянных бетонных упоров на трубопроводе, устройство выравнивающих слоев оснований, врезка в действующие сети и другие работы.
Из содержания сметного расчета N PC-1332, дефектной ведомости и акта о приемке выполненных работ, по мнению антимонопольного органа, следует, что ПАО "Нефтегорская ТЭК" осуществлены общестроительные работы по прокладке местных трубопроводных сетей подачи энергоносителей, а именно надземная прокладка трубопровода тепловой сети Д-2 магистраль ул. Мира 17, 19, 44 (участок 3).
Осуществление работ по надземной прокладке трубопровода тепловой сети Д-2 магистраль ул. Мира 17, 19,44 (участок 3), по утверждению Самарского УФАС России, не подпадает под понятие капитальный ремонт.
При этом строительство нового объекта теплоснабжения также осуществлено ПАО "Нефтегорская ТЭК" за счет бюджетных денежных средств без осуществления процедур, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
На вышеперечисленные обстоятельства антимонопольный орган указывал и в оспариваемом ненормативном правовом акте, и в отзыве на исковое заявление, и в апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции.
Более того Самарский УФАС указывал на создание и реализацию Администрацией г.п.Нефтегорска и ПАО "Нефтегорская ТЭК" схемы по выделению бюджетных денежных средств конкретному хозяйствующему субъекту в целях проведения ремонта муниципального имущества без осуществления процедур, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Ответчик обосновывал указанный довод и в оспариваемом ненормативном правовом акте, и в отзыве на заявление, и в апелляционной жалобе, ссылаясь на утвержденные локально-ресурсные сметные расчеты, и акты приема выполненных работ (КС-2, КС-3), в соответствии с которыми Администрация г.п.Нефтегорска принимала выполненные работы в качестве заказчика, а ПАО "Нефтегорская ТЭК" выполняла эти работы в качестве подрядчика.
Однако из обжалованных судебных актов не усматривается, что судебными инстанциями оценивались вышеприведенные доводы антимонопольного органа, исследовались указанные обстоятельства и проводился анализ указанных доказательств, представленных ответчиком.
Между тем эти обстоятельства в данном случае могут иметь существенное значение при разрешении настоящего спора по существу.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы антимонопольного органа обоснованными.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что судебные приняты по неполно выясненным обстоятельствам, в связи с чем подлежат в отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку вышеуказанным доводам и обстоятельствам, устранить вышеприведенные нарушения, и исходя из установленных обстоятельств, принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 отменить по делу N А55-735/2016.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды посчитали, что ПАО "Нефтегорская ТЭК" выполняет работы по аварийно-капитальному ремонту тепловых сетей в рамках договора возмездного пользования (аренды) муниципального имущества от 21.01.2011 N 20/01 в соответствии со ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 2.2.3 и 2.2.4 этого договора, а не каких-либо договоренностей; оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит бесспорных доказательств того, что работы проводились в результате реализации взаимосвязанных и взаимодополняемых договоренностей; антимонопольный орган не доказал нарушение со стороны ПАО "Нефтегорская ТЭК" статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Между тем указанные выводы судов сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела, поскольку суды уклонились от исследования доводов ответчика.
Так антимонопольный орган приводил довод о том, что помимо капитального ремонта ПАО "Нефтегорская ТЭК" на основании дополнительных соглашений к спорному договору аренды муниципального имущества осуществляло так же и строительство нового объекта теплоснабжения за счет бюджетных средств без проведения процедур, установленных Законом о контрактной системе.
...
Осуществление работ по надземной прокладке трубопровода тепловой сети Д-2 магистраль ул. Мира 17, 19,44 (участок 3), по утверждению Самарского УФАС России, не подпадает под понятие капитальный ремонт.
При этом строительство нового объекта теплоснабжения также осуществлено ПАО "Нефтегорская ТЭК" за счет бюджетных денежных средств без осуществления процедур, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
На вышеперечисленные обстоятельства антимонопольный орган указывал и в оспариваемом ненормативном правовом акте, и в отзыве на исковое заявление, и в апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции.
Более того Самарский УФАС указывал на создание и реализацию Администрацией г.п.Нефтегорска и ПАО "Нефтегорская ТЭК" схемы по выделению бюджетных денежных средств конкретному хозяйствующему субъекту в целях проведения ремонта муниципального имущества без осуществления процедур, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 января 2017 г. N Ф06-15982/16 по делу N А55-735/2016
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26294/17
15.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7754/17
21.04.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-735/16
20.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15982/16
29.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10476/16
29.06.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-735/16