Требование: о взыскании убытков, о взыскании упущенной выгоды, о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
г. Казань |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А12-58780/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Королёвой Н.Н., Александрова В.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Волгоградской области "Волгоградавтотранс" в лице филиала ПАТП-2
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 (председательствующий судья Грабко О.В., судьи: Агибалова Г.И., Макаров И.А.)
по делу N А12-58780/2015
по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Волгоградской области "Волгоградавтотранс" в лице филиала ПАТП-2, г. Волгоград (ОГРН 1023402985066, ИНН 3443016862) к индивидуальному предпринимателю Молоканову Сергею Викторовичу, г. Дубовка Волгоградской области (ОГРНИП 304345522500240, ИНН 340500047120) о признании действий незаконными, взыскании 318 042 руб. 31 коп. убытков, 634 812 руб. 45 коп. упущенной выгоды, при участии третьего лица - администрации городского поселения г. Дубовка,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Волгоградской области "Волгоградавтотранс" в лице филиала ПАТП-2 (далее - ПАТП-2) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Молоканову Сергею Викторовичу (далее - ИП Молоканов С.В.) о признании действий ИП Молоканова С.В. по осуществлению пассажирских перевозок по городскому маршруту N 3 "п. Восточный-КТФ-ХПП" на территории городского поселения г. Дубовка без заключения договора с администрацией городского поселения г. Дубовка Волгоградской области на 2015 год незаконными; запрете Молоканову С.В. осуществлять пассажирские перевозки по маршруту N 3 "п. Восточный-КТФ-ХПП" на территории городского поселения г. Дубовка без заключения договора с администрацией городского поселения г. Дубовка Волгоградской области на 2015 год; взыскании с ИП Молоканова С.В. в пользу ПАТП-2 убытков в размере 318 042 руб. 31 коп., упущенной выгоды в размере 634 812 руб. 45 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования, просил признать действия ИП Молоканова С.В. по осуществлению пассажирских перевозок по городскому маршруту N 3 "п. Восточный-КТФ-ХПП" на территории городского поселения г. Дубовка без заключенного договора с администрацией городского поселения г. Дубовка Волгоградской области на 2015 год незаконными; взыскать с ИП Молоканова С.В. в пользу ПАТП-2 убытки в размере 318 042 руб. 31 коп., упущенную выгоду в размере 634 812 руб. 45 коп. Судом уточнения приняты к производству.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.03.2016 исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 суд перешел к рассмотрению иска ПАТП-2 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.03.2016 отменено.
Принят отказ ПАТП-2 от исковых требований в части запрета ИП Молоканову С.В. осуществлять пассажирские перевозки по маршруту N 3 "п. Восточный-КТФ-ХПП" на территории городского поселения г. Дубовка без заключения договора с Администрацией городского поселения г. Дубовка Волгоградской области на 2015 год, производство по иску в данной части прекращено.
В удовлетворении исковых требований ПАТП-2 отказано.
В кассационной жалобе ПАТП-2 просит отменить постановление арбитражного суда апелляционной инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывается, что решение комиссии Волгоградского УФАС России от 18.05.2015 по делу N 15-01-15-03/202, которым признан факт нарушения администрацией городского поселения г. Дубовка Волгоградской области (далее - Администрация) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований о наличии договора об организации обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по маршруту N 3 "п. Восточный - ХПП" у ИП Молоканова С.В., вступило в законную силу 25.12.2015, а до этой даты осуществление ответчиком перевозок было незаконным.
Кроме того, судебные акты приняты без учета решения Дубовского районного суда Волгоградской области от 17.04.2015 по делу N 12-23/2015, которым постановление о привлечении ИП Молоканова С.В. к ответственности оставлено без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, 29.12.2014 Администрацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом был проведен открытый конкурс по отбору перевозчиков пассажиров регулярных городских маршрутов на территории г. Дубовка.
По результатам конкурса ПАТП-2 признано победителем по трем лотам, в связи с чем Администрация и ПАТП-2 заключили между собой договор на организацию обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения города Дубовка Волгоградской области от 30.12.2014.
ПАТП-2 обратилось в суд с настоящим иском, указав, что ответчик осуществляет перевозки по маршруту общего пользования N 3 "п.Восточный-КТФ-ХПП" на территории городского поселения г. Дубовка без заключенного договора с Администрацией на 2015 год.
При принятии решения арбитражный суд руководствовался статьями 1, 3, 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения г. Дубовка, утверждённых постановлением администрации городского поселения г. Дубовка от 14.11.2014 N 436, а также Правилами, утверждённые постановлением администрации городского поселения г. Дубовка от 03.12.2008 N 382, установил, что до вступления в силу Правил, утверждённых постановлением N 436 от 14.11.2014, на территории г. Дубовка заключение договора между перевозчиком и организатором перевозок (заказчиком) не являлось обязательным условием осуществления перевозок, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Для переоценки выводов суда апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
В силу статьи 4 Федерального закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: "Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения".
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 названного закона порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 3.1-3.2 раздела 3 Правил организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения г. Дубовка, утверждённых постановлением администрации городского поселения г. Дубовка Дубовского муниципального района Волгоградской области от 14.11.2014 N 436, для решения вопросов, связанных с открытием автобусного маршрута общего пользования по маршрутам в городском поселении г. Дубовка, проводится конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. Конкурс является открытым, в нем имеют право участвовать любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие разрешительные документы (лицензию) согласно действующему законодательству на право выполнения пассажирских перевозок. Предметом данного конкурса является право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярного сообщения.
Пунктом 2.1 указанных Правил установлено, что перевозки пассажиров на автобусных маршрутах на территории городского поселения г. Дубовка осуществляются перевозчиком на основании договора об организации обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования на регулярных маршрутах городского поселения г. Дубовка, заключаемого с организатором.
ПАТП-2 признано победителем по трем лотам, в связи с чем Администрация и ПАТП-2 заключили между собой договор на организацию обслуживанию населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения города Дубовка Волгоградской области от 30.12.2014.
Обращаясь с иском, ПАТП-2 указывало на то, что в период с 01.02.2015 по 31.03.2015 и с 27.04.2015 по настоящее время ИП Молоканов С.В., который не участвовал в открытом конкурсе по отбору перевозчиков пассажиров, организованного Администрацией, выпускает на линию свои автобусы и осуществляет перевозку пассажиров по обслуживаемому ПАТП-2 маршруту N 3 "п. Восточный-КТФ-ХПП" без заключенного договора с Администрацией.
Суд установил, что реализация вопроса местного значения, касающегося осуществления перевозок пассажиров на территории г. Дубовки, до вступления в силу 14.11.2014 Правил организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения г. Дубовка, утверждённых постановлением администрации городского поселения г. Дубовка от 14.11.2014 N 436, осуществлялась на основании Правил, утвержденных постановлением администрации городского поселения г. Дубовка от 03.12.2008 N 382.
Правила, утверждённые постановлением от 03.12.2008 N 382, не содержали условия об организации маршрутов только по результату отбора. Пунктом 5.1 указанных правил предусматривалось, что перевозки пассажиров на автобусных маршрутах осуществляются в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Волгоградской области, городского поселения г. Дубовка, а так же на основании договоров, заключаемых между организатором и перевозчиком, в соответствии с действующим законодательством.
Правилами, утверждёнными постановлением от 14.11.2014 N 436, предусматривается обязательное заключение договора для осуществления перевозок, пунктом 2.4 которых установлен запрет на осуществление перевозок без заключения договора.
При этом названные Правила не содержат порядка заключения договоров на уже действующих маршрутах или же распространение установленного разделами 2 и 3 порядка на заключение таких договоров.
Постановление главы администрации Волгоградской области от 25.12.2001 N 1138 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на автобусных маршрутах в Волгоградской области" (утратило силу в связи с изданием постановления главы администрации Волгоградской области от 05.06.2006 N 663) в статье 5.1 устанавливало, что перевозки пассажиров на автобусных маршрутах осуществляются в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области, а также на основании договоров, заключаемых между заказчиком и перевозчиком в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из толкования вышеуказанных нормативных актов, судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что до вступления в силу Правил, утверждённых постановлением от 14.11.2014 N 436, на территории г. Дубовка заключение договора между перевозчиком и организатором перевозок (заказчиком) не являлось обязательным условием осуществления перевозок, а предусматривалось как возможное в установленных законом случаях.
Автобусный маршрут N 3 "п. Восточный - ХПП" открыт до вступления в силу Правил, утверждённых постановлением от 14.11.2014 N 436.
ИП Молоканов С.В. имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров от 19.09.2013 N АСС-34-035146, паспорт автобусного маршрута N 3 "п. Восточный - ХПП", согласованный Администрацией 28.12.2009.
Поскольку ИП Молоканов С.В. имеет согласованный в законном порядке паспорта маршрутов N 3 "п. Восточный - ХПП", то имеет право осуществлять движения по маршруту.
Кроме того, в рамках дела N А12-27645/2015 в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 18.05.2015 по делу N 15-01-15-03/202 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации городского поселения города Дубовка - без удовлетворения.
Из решения Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2015 следует, что решением комиссии Волгоградского УФАС России от 18.05.2015 по делу N 15-01-15-03/202 признан факт нарушения Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований о наличии договора об организации обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по маршруту N 3 "п. Восточный - ХПП" у ИП Молоканова С.В.
Суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции в рамках дела N А12-27645/2015 пришли к выводу о том, что поскольку ИП Молоканов С.В. имеет согласованные в законном порядке паспорт маршрута N 3 "п. Восточный - ХПП", то имеет право осуществлять движение по маршруту.
Кроме того, в рамках дела N А12-27643/2015 в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 19.05.2015 по делу N 15-01-15-03/201 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В рамках дела N А12-27643/2015 арбитражным судом установлено, что Администрация, предъявляя требования прекратить движение по маршруту N 3 "п. Восточный - ХПП" к ИП Молоканову С.В., совершает действия по вытеснению хозяйствующего субъекта, осуществляющего перевозки на законных основаниях, с рынка перевозок пассажиров по регулярным маршрутам общего пользования на территории городского поселения г. Дубовка, распространяя на него требования разделов 2, 3 Правил организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на автобусных маршрутах городского поселения г. Дубовка, утверждённых постановлением от 14.11.2014 N 436 об обязательном наличии договора.
ИП Молоканов С.В. имеет согласованный в законном порядке паспорт маршрута N 3 "п. Восточный - ХПП", в связи с чем имеет право осуществлять движения по маршруту.
Решение Дубовского районного суда Волгоградской области по делу от 17.04.2015 N 12-23/2015 не признано судом апелляционной инстанции в качестве преюдициального, так как в рамках указанного дела исследовались иные обстоятельства, а именно: судом давалась оценка права ИП Молоканова С.В. осуществлять перевозки по маршруту N 3А, в то время как в настоящем деле исковые требования заявлены ПАТП-2 относительно действий ИП Молоканова С.В. по осуществлению перевозок по маршруту N 3.
Суд кассационной инстанции находит необоснованным довод заявителя жалобы о том, что решение комиссии Волгоградского УФАС России от 18.05.2015 по делу N 15-01-15-03/202, которым признан факт нарушения Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований о наличии договора об организации обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по маршруту N 3 "п. Восточный - ХПП" у ИП Молоканова С.В., вступило в законную силу 25.12.2015, а до этой даты осуществление ответчиком перевозок было незаконным.
В рамках дел N А12-27643/2015 N А12-27645/2015 арбитражным судом было установлено, что требование Администрации о необходимости договора об организации обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по маршруту N 3 противоречило нормативным актам изначально, а у ИП Молоканова С.В. имелось право на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 3.
В связи с тем, что судом апелляционной инстанции установлено, что ИП Молоканов С.В. имеет согласованный в законном порядке паспорт маршрута N 3 "п. Восточный - ХПП", следовательно, имеет право осуществлять движения по указанному маршруту, в рассматриваемом споре противоправность поведения ответчика по отношению к истцу не доказана, и в иске о взыскании убытков отказано правильно.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на государственное унитарное предприятие Волгоградской области "Волгоградавтотранс".
В связи с предоставлением государственному унитарному предприятию Волгоградской области "Волгоградавтотранс" отсрочки по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу и отсутствием доказательств ее оплаты государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 110, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу N А12-58780/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать государственного унитарного предприятия Волгоградской области "Волгоградавтотранс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 3000 руб.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Р. Нагимуллин |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из решения Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2015 следует, что решением комиссии Волгоградского УФАС России от 18.05.2015 по делу N 15-01-15-03/202 признан факт нарушения Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований о наличии договора об организации обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по маршруту N 3 "п. Восточный - ХПП" у ИП Молоканова С.В.
...
Суд кассационной инстанции находит необоснованным довод заявителя жалобы о том, что решение комиссии Волгоградского УФАС России от 18.05.2015 по делу N 15-01-15-03/202, которым признан факт нарушения Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований о наличии договора об организации обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по маршруту N 3 "п. Восточный - ХПП" у ИП Молоканова С.В., вступило в законную силу 25.12.2015, а до этой даты осуществление ответчиком перевозок было незаконным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2017 г. N Ф06-15784/16 по делу N А12-58780/2015
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15784/16
18.08.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4832/16
16.05.2016 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4832/16
18.03.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-58780/15