г. Казань |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А12-4384/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Коноплёвой М.В.,
при участии представителя:
ответчика - Кузьмичева А.Б. (доверенность от 22.08.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земля Профи"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.06.2016 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Борисова Т.С., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-4384/2016
по исковому заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299) к обществу с ограниченной ответственностью "Земля Профи", г. Волгоград (ИНН 3447027760, ОГРН 1093461000885), третье лицо: Комитет финансов Волгоградской области, г. Волгоград, о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168 за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в размере 1 455 127 руб. 27 коп. и пени за просрочку внесения арендной платы за период с 01.06.2015 по 31.12.2015 в размере 268 724 руб. 47 коп. и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земля Профи", г. Волгоград (ИНН 3447027760, ОГРН 1093461000885) к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299) о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168 за период пользования с 01.01.2013 по 31.12.2015 в размере 2 879 128 руб. 23 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Земля Профи" (далее - ООО "Земля Профи") о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 30.07.2008 N 8168 за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 в размере 1 455 127 руб. 27 коп. и пени за просрочку внесения арендной платы за период с 01.06.2015 по 31.12.2015 в размере 268 724 руб. 47 коп.
ООО "Земля Профи", в порядке статьи 132 АПК РФ, обратилось с встречным уточнённым иском о взыскании с Комитета неосновательного обогащения в виде переплаты по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168 за период пользования с 01.01.2013 по 31.12.2015 в размере 2 879 128 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.06.2016 иск Комитета удовлетворён в части, с ООО "Земля Профи" взыскан основной долг в размере 635 337 руб. 62 коп., неустойка в размере 268 724 руб. 47 коп.; встречный иск ООО "Земля Профи" также удовлетворён частично, с Комитета за счёт казны Волгоградской области взысканы: неосновательное обогащение в размере 1 187 747 руб. 39 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 877 руб., на основании проведённого в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) зачёта, с Комитета в пользу ООО "Земля Профи" взысканы: долг в размере 283 685 руб. 30 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 877 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.06.2016 отменено, принят по делу новый судебный акт. Иск Комитета удовлетворен частично, с ООО "Земля Профи" в пользу Комитета взыскана задолженность по арендной плате за период с 08.02.2013 по 31.12.2015 в размере 1 284 337 руб. 52 коп., неустойка за период с 01.06.2015 по 31.12.2015 в размере 232 639 руб. 43 коп., в удовлетворении в остальной части требований отказано, апелляционная жалоба в соответствующей части оставлена без удовлетворения.
В удовлетворении встречных исковых требований ООО "Земля Профи" - отказано, апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
ООО "Земля Профи" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым отказать Комитету в удовлетворении исковых требований в полном объеме, встречные исковые требования ООО "Земля Профи" удовлетворить в полном объеме, взыскав с Комитета в пользу ООО "Земля Профи" излишне уплаченную арендную плату в размере 2 879 128 руб. 23 коп., мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.07.2008, между администрацией Волгограда (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Коммерческая фирма Агропромснаб" (арендатор) заключён договор N 8168, по условиям, которого, арендатору в пользование на условиях аренды передан земельный участок с кадастровым номером 34:34:04 00 44:7 общей площадью 7571 кв.м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Краснознаменская, 5 А, для строительства гостиницы.
На основании изменений к договору: от 20.11.2009 арендатор заменён на ООО "Земля Профи", от 07.03.2012 срок действия договора продлён до 29.07.2017.
Положениями части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" (распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, определяемым Правительством Волгоградской области - Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (постановление Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п).
В соответствии с Законом Волгоградской области от 19.12.2014 N 175-ОД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и признании утратившими силу отдельных законов Волгоградской области" Закон Волгоградской области N 33-ОД утратил силу с 01.01.2015.
Таким образом, в силу части 10 статьи 3 Вводного закона с 01.01.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области перешли к администрации Волгограда.
В силу Закона Волгоградской области от 19.12.2014 N 175-ОД к администрации Волгограда с 01.01.2015 перешли все права и обязанности Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (арендодателя) по договорам аренды земельных участков (за исключением договоров аренды земельных участков, представленных для строительства), существующие по состоянию на 01.01.2015, включая право требования оплаты задолженности по арендной плате, неустойки.
В связи с этим, на момент рассмотрения настоящего спора и возникших арендных правоотношений, права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168 в части земельного участка, представленного для строительства, перешли к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, правопреемником, которого, является Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, соответственно, в настоящее время арендодателем по спорному договору выступает истец.
В соответствии с пунктами 2.6, 2.11 договора, арендная плата вносится арендатором равными частями до 10-го числа месяца, текущего месяца, её размер является определяемым и пересматривается в случае изменения ставки арендной платы за землю, ставки земельного налога, изменения вида разрешенного использования земельного участка арендаторами, в других случаях предусмотренными нормативно правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
Пунктом 2.12 договора предусмотрено, что за несвоевременное внесения арендной платы арендатор обязан оплатить неустойку в размере 0,1% ставки рефинансирования за каждый день просрочки, от суммы платежей, подлежащих перечислению.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.06.2014 по делу N А12-9340/2014 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 16 257 687 руб., подлежащая применению с учётом сведений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с 22.07.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.07.2014 по делу N А12-10585/2014 признан незаконным расчёт арендной платы от 25.01.2014 за земельный участок на 2014 год по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168, изложенный в извещении от 25.01.2014, произведённый арендодателем на основании постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (далее - Постановление N 469-п), по формуле:
А (4 788 839 руб. 82 коп.) = КСЗУ (4448,13 руб. х 7571 кв.м) х Кви (0,015) х Кдп (4) х Ккан 1) х Ки (1,185) х 2, где:
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка (произведение удельного показателя кадастровой стоимости и площади земельного участка),
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка,
Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов,
Ккан- коэффициент категории арендатора,
Ки - коэффициент индексации;
2 - штрафной коэффициент за нарушение установленных сроков строительства.
В рамках рассмотрения указанного дела арбитражным судом также сделан вывод об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 33 676 792 руб. 23 коп. и ставки годовой арендной платы за 2014 год в размере 673 535 руб. 85 коп.
Неисполнение арендатором обязательств по оплате арендной платы за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 явилось основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
При этом, истец, со ссылкой на пункт 2.1.5 Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утверждённого Постановлением N 469-п, в редакции постановления правительства Волгоградской области от 18.09.2012 N 380-п, при расчёте задолженности по арендной плате за 2013, 2015 годы применил повышающий коэффициент 2, в виду отсутствия на арендуемом участке введённых в эксплуатацию объектов недвижимости.
Ответчик, полагая неправомерным произведённый арендодателем расчёт арендной платы в спорный период без учёта положений пункта 1.5.9 Постановления N 469-п, введённого постановлением правительства Волгоградской области от 07.03.2014 N 107-п и устанавливающего годовую арендную плату за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные организациям, осуществляющим строительство объектов, входящих в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", на период строительства таких объектов в размере 0,7% от кадастровой стоимости такого земельного участка, обратился с встречным уточнённым иском о взыскании неосновательного обогащения, в виде переплаты арендной платы в размере 2 879 128 руб. 23 коп.
Арбитражный суд Волгоградской области признал неправомерным применение истцом при расчёте арендной платы за период с 01.01.2014 по 18.10.2015 положений пунктов 1.5.1 и 2.1.5 Постановления N 469-п, исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов и повышающего коэффициента 2 за нарушение трёхлетнего срока строительства объектов недвижимости на нём, применив по заявлению сторон сроки исковой давности к требованиям комитета с 09.02.2013 с учётом даты поступления первоначального иска в суд (08.02.2016) и требованиям Общества с 19.03.2013 с учётом даты поступления встречного иска в суд (18.03.2016), установил наличие на стороне арендатора переплаты по арендным платежам за 2014 год в размере 1 187 747 руб. 39 коп. и задолженности по арендным платежам за период с 2013, 2015 годы в размере 635 337 руб. 62 коп., в связи с чем, пришёл к выводу об удовлетворении первоначальных и встречных исковых требований в указанных частях.
Суд первой инстанции также указал на правомерность применения при расчёте размера арендной платы за период с 01.01.2014 по 18.10.2015 положений пункта 1.5.9 Постановления N 469-п в редакции постановления правительства Волгоградской области от 07.03.2014 N 107-п, исходя из 0,7 процентов кадастровой стоимости спорного земельного участка, в связи с включением объекта строительства (гостиницы) в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу".
Апелляционной суд с выводами суда первой инстанции не согласился, ссылаясь на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора установленных по делам N А12-10585/2014, N А12-9340/2014 обстоятельств определения кадастровой стоимости спорного земельного участка на период 2014 год в размере 33 676 792 руб. 23 коп. и с 22.07.2014 в размере 16 257 687 руб. и его предоставления ответчику с предварительным согласованием места размещения объекта, пришел к выводу, что размер арендной платы за 2014 - 2015 годы подлежит исчислению на основании положений подпункта 5 пункта 1.5 Постановления N 469-п, исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка. При этом также пришел к выводу о правомерности применения при расчёте арендной платы за период с 01.01.2012 (с учётом срока исковой давности - с 09.02.2013) по 31.12.2013 и с 18.10.2015 по 31.12.2015 повышающего коэффициента 2 за нарушение трёхлетнего срока строительства объектов недвижимости на спорном земельном участке.
Вместе с тем судами не принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Данная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 15.03.2012 N 15117/11, от 17.04.2012 N 15837/11.
Таким образом, с учетом принципа регулируемости пересмотр и перерасчет размера арендной платы арендодателем возможен на основании изменений нормативно-правовых актов федерального, областного и местного уровня.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Ранее аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", утратившим силу с 01.03.2015.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержден Постановлением N 469-п.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено два способа исчисления арендной платы за земельные участки:
- на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в зависимости от вида целевого использования земельного участка (пункт 1.5 Постановления N 469-п).
- в случаях, не указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, арендная плата рассчитывается по формуле (пункт 1.6 Постановления N 469-п).
Методика расчета размера арендной платы за пользование по определена в пункте 2.1 Постановления N 469-п по следующей формуле: А = КСЗУ x Кви x Кдп x Ккан x Ки, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ -кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп -коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов; К - коэффициент индексации.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 24.02.2014 N 88-п "О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" внесены изменения в порядок расчета арендной платы.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1.5.1 Постановления от 22.08.2011 N 469-п, в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 24.02.2014 N 88-п, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах 1-4 настоящего подпункта, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Как указывает ответчик, земельный участок с кадастровым номером 34:34:04 00 44:7 был предоставлен ему по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающую строительство гостиницы "На предмостной площади", категория "четыре звезды", г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 5а (пункт 139), что соответствует адресу земельного участка, указанному в договоре.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 07.03.2014 N 107-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" Постановление N 469-п дополнено подпунктом 1.5.9 следующего содержания: "1.5.9. Годовая арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные организациям, осуществляющим строительство объектов, входящих в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", устанавливается на период строительства таких объектов в размере 0,7 процента от кадастровой стоимости такого земельного участка.".
Действие указанного подпункта распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2014 и отменено постановлением администрации Волгоградской области от 05.10.2015 N 599-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", вступившим в силу с 18.10.2015.
Как видно из текста судебных актов по делу N А12- 10585/2014, признавая незаконным расчет арендной платы от 25.01.2014 за земельный участок по договору аренды земельного участка от 30.07.2008 N 8168, изложенный в Извещении от 25.01.2014, суд руководствовался действовавшими на момент составления оспариваемого расчета нормативными актами, регулировавшими установление арендной платы на соответствующий период.
Суды также не учли, что механизм исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не носит статичный характер, а потому правовая оценка такого регулирования не может относиться к преюдициально установленным обстоятельствам.
В связи с чем судебные акты за предыдущий период при доказанности факта принятия нормативно-правовых актов, изменяющих механизм исчисления арендной платы, не могут носить преюдициальный характер.
С учетом изложенного судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции о применении положений пункта 1.5.9 Постановления N 469-п в редакции постановления правительства Волгоградской области от 07.03.2014 N 107-п за период с 01.01.2014 по 18.10.2015.
Вместе с тем пункт 2.1 Постановления N 469-п дополнен подпунктом 2.1.5, введенным постановлением правительства Волгоградской области от 18.09.2012 N 380-П, в соответствии с которым размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, за исключением земельных участков, указанных в абзаце первом подпункта 2.1.4, увеличивается в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Указанный подпункт подлежит применению с момента вступления в силу этого нормативного акта и не требует дополнительного изменения договора аренды земельного участка.
Иное толкование применения подпункта 2.1.5 Постановления N 469-п не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, поскольку приведет к созданию дискриминационных условий исходя из того, что арендаторы, заключившие договор после вступления в силу пункта 2.1.5 и не обеспечившие ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в течение трех лет оказались бы в неравном положении по сравнению с арендаторами, заключившими договор аренды ранее и не исполнившими соответствующей обязанности, в то время как порядок расчета платы является одинаковым для всех категорий лиц.
Такая же правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
Введение коэффициента 2 направлено на стимулирование арендатора с целью своевременного завершения строительства объектов недвижимости и не поставлено в зависимость от способа исчисления размера арендной платы. Сам по себе факт предоставления преференции путем применения пониженного коэффициента 0,7 вместо коэффициента 2 в связи с реализацией государственной программы не исключает применение стимулирующего коэффициента, введенного другим нормативно-правовым актом в отношении лиц, не обеспечивших ввод объекта в эксплуатацию.
Поэтому уплата арендной платы без учета повышающего коэффициента 2 за исковой период, в том числе за 2014 год, не является надлежащим исполнением обязательства по договору аренды.
Кроме того, общество в кассационной жалобе указывает, что определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.01.2014 по делу А12-31870/2013 принят отказ Министерства от иска о взыскании с общества задолженности по арендной плате за период с 01.04.2013 по 31.10.2013, производство по делу прекращено. Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.11.2014 по делу А12-33670/2014 принят отказ Министерства от иска о взыскании с общества задолженности по арендной плате за период с 01.04.2014 по 31.07.2014, производство по делу прекращено.
С учетом изложенного судебные акты на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 указанного Кодекса направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить расчет арендной платы за спорный период с учетом изложенных в настоящем постановлении положений по применению нормативных актов, регулирующих порядок определения арендной платы, определить наличие задолженности у ответчика с учетом произведенных им платежей, и в зависимости от установленного разрешить спор и в соответствии с принятым решением распределить судебные расходы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу N А12-4384/2016 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также не учли, что механизм исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не носит статичный характер, а потому правовая оценка такого регулирования не может относиться к преюдициально установленным обстоятельствам.
В связи с чем судебные акты за предыдущий период при доказанности факта принятия нормативно-правовых актов, изменяющих механизм исчисления арендной платы, не могут носить преюдициальный характер.
С учетом изложенного судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции о применении положений пункта 1.5.9 Постановления N 469-п в редакции постановления правительства Волгоградской области от 07.03.2014 N 107-п за период с 01.01.2014 по 18.10.2015.
Вместе с тем пункт 2.1 Постановления N 469-п дополнен подпунктом 2.1.5, введенным постановлением правительства Волгоградской области от 18.09.2012 N 380-П, в соответствии с которым размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, за исключением земельных участков, указанных в абзаце первом подпункта 2.1.4, увеличивается в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Указанный подпункт подлежит применению с момента вступления в силу этого нормативного акта и не требует дополнительного изменения договора аренды земельного участка.
Иное толкование применения подпункта 2.1.5 Постановления N 469-п не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, поскольку приведет к созданию дискриминационных условий исходя из того, что арендаторы, заключившие договор после вступления в силу пункта 2.1.5 и не обеспечившие ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в течение трех лет оказались бы в неравном положении по сравнению с арендаторами, заключившими договор аренды ранее и не исполнившими соответствующей обязанности, в то время как порядок расчета платы является одинаковым для всех категорий лиц."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2017 г. N Ф06-16241/16 по делу N А12-4384/2016
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45700/19
17.01.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-16038/18
15.11.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4384/16
08.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-28466/17
15.09.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7637/17
18.05.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4384/16
26.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16241/16
09.09.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8302/16
21.06.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4384/16