г. Казань |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А55-32098/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Гараж-сервис Плюс" - Ершовой Н.Ю. (доверенность от 23.01.2017),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары - Суркина С.А. (доверенность от 16.08.2016),
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Суркина С.А. (доверенность от 13.01.2017),
в отсутствие:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещено надлежащим образом,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - извещено надлежащим образом,
Администрации городского округа Самара - извещена надлежащим образом,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен надлежащим образом,
Правительства Самарской области - извещено надлежащим образом,
Министерства имущественных отношений Самарской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 (судья Рагуля Ю.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-32098/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гараж-сервис Плюс" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, о признании недействительным решения от 18.09.2015 N 8084,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гараж-сервис Плюс" (далее - заявитель, общество, ООО "Гараж-сервис Плюс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Самары (далее - налоговый орган, инспекция) от 18.09.2015 N 8084 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора суд первой инстанции привлек к участию в деле Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Правительство Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 заявление удовлетворено, признано недействительным решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.09.2015, как не соответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекции по вступлении настоящего решения в законную силу вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 оставлено без изменения.
Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, инспекция и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - управление), не согласившись с вынесенными судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители инспекции, управления в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационные жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на них, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, инспекции, управления, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, инспекцией в отношении общества была проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год (Акт проверки от 15.05.2015 N 27337).
Решением инспекции N 8084 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.09.2015 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 345 563,6 руб. Кроме того, указанным решением ему доначислен земельный налог в размере 1 727 822 руб. и пени в размере 89 109,71 руб.
Управление решением от 18.12.2015 N 03-15/31491@ апелляционную жалобу общества оставило без удовлетворения.
Вышеназванные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суды предыдущих инстанций удовлетворили заявленные обществом требования, при этом правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 ЗК РФ).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление N 610) определена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности (кадастровый номер 63:01:0926003:0065) в размере 33 821 021, 04 руб.
Назначение вышеуказанного участка: земли населенных пунктов, для размещения производственных и административных зданий, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2010 N 63-АЕ 344547.
Согласно выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара земельный участок с кадастровым номером 63:01:0926003:65 расположен в градостроительной зоне ПК-3 Зона предприятий и складов II-I класса вредности (санитарно-защитные зоны - до 500 м).
Основанием для доначисления обществу земельного налога и привлечения его к ответственности явился вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы, исходя из того, что общество использовало вышеназванный земельный участок с нарушением разрешенного вида деятельности (для целей размещения объекта торговли).
Указанные обстоятельства подтверждаются Актом от 03.03.2015 N 598 установления фактического использования земельного участка, составленного сотрудниками Департамента управления имуществом городского округа Самара, согласно которому на фасаде здания, расположенного на спорном земельном участке, имеется название "Автоцентр на Заводском".
По мнению инспекции, в рассматриваемой ситуации, налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду, уменьшая налоговую базу по земельному налогу за счет применения кадастровой стоимости земельного участка без учета его фактического использования.
Как верно указали суды, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (статьи 1, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
При этом необходимо также учитывать, что включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Статья 16 (действующая в период спорных правоотношений) Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в настоящий момент "О кадастровой деятельности") предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Судами установлено, что действующая градостроительная зона ПК-3, в которой в настоящее время находится спорный земельный участок, не предполагает в качестве основного вида использования размещение объекта торговли. Соответственно, у налогоплательщика отсутствует возможность самостоятельно выбирать вышеназванный вид использования и обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что установление территориальных зон и определение их градостроительных регламентов отнесено к компетенции соответствующих публичных органов.
У землепользователя нет обязанности инициировать изменение градостроительных регламентов. При этом, не градостроительные регламенты должны приводиться в соответствие с фактическим видом использования земельных участков, а землепользование должно осуществляться в соответствии с видами разрешенного использования, определенными в градостроительных регламентах.
Кроме того, налогоплательщик при определении кадастровой стоимости земельного участка руководствовался Постановлением N 610.
Данным постановлением кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926003:0065 отдельно определена в размере 33 821 021, 04 руб.
Также судами установлено, что постановлением Управления Росреестра по Самарской области (которому Департаментом имущества г.о. Самара были направлены материалы по факту использования спорного земельного участка, в том числе Акт от 03.03.2015 N 598) от 13.05.2015 по делу N 297/2015, производство по делу об административном правонарушении, возбужденному по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении общества прекращено, так как с учетом материалов, представленных в ходе рассмотрения административного дела невозможно однозначно установить факт использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Заводское шоссе, 14, с кадастровым номером 63:01:0926003:65 не в соответствии с разрешенным использованием.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о признании недействительным решения инспекции от 18.09.2015 N 8084 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Положенные в основу кассационных жалоб доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 по делу N А55-32098/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган доначислил земельный налог, т.к. налогоплательщиком была применена кадастровая стоимость участка без учета его фактического использования (для целей размещения объекта торговли).
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогового органа.
Действующая градостроительная зона, в которой находится участок, не предполагает в качестве основного вида использования размещение объекта торговли. Соответственно, у налогоплательщика отсутствует возможность самостоятельно выбирать такой вид использования и обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих изменений в кадастр недвижимости.
Поскольку налогоплательщик при исчислении налога руководствовался установленной органом власти кадастровой стоимостью, доначисление налога является неправомерным.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф06-16295/16 по делу N А55-32098/2015