Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
Нормы и методы расчета
Таблица Г.1 - Нормы расчета учреждений социального обслуживания ЛСВГ
N п.п. |
Типы и виды социальных учреждений для городских и сельских поселений |
Единица измерения |
Расчетный показатель на 1 тыс. ЛСВГ при обеспеченности |
|
базовой | полной | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Городские поселения | ||||
1 |
ДИ+ОВП - дома-интернаты, отделения временного пребывания |
место | 3 | 3 |
2 |
УМСО(д) - учреждения медико-социального (долгосрочного) обслуживания |
койка | 2 | 4 |
3 |
ОСОД - отделение ЦСО социального обслуживания на дому |
пост | 65 | 110 |
4 |
ОСМО - отделение ЦСО социально-медицинского обслуживания на дому |
" | 18 | 20 |
5 |
СИДО - социально-договорное обслуживание на дому |
" | 2 | 5 |
6 | СЖ - специальное жилище | квартира | 3 | 10 |
7 |
СОЦ - социально-оздоровительный центр |
место | 0,5 | 3,2 |
8 |
О5П - отделение ЦСО пятидневного пребывания |
" | 0,5 | 2,8 |
9 |
ОДП - отделение ЦСО дневного пребывания |
" | 4,2 | 25,4 |
10 | СРО - социально-реабилитационное отделение |
" | 0,5 | 1 |
11 | СДУ- социально-досуговые учреждения | " | 3 | 27 |
12 | СС - социальные столовые | пос. место |
4 | 4 |
13 |
ОССП - отделение ЦСО срочной социальной помощи |
соц. работник |
0,06 | 0,19 |
14 | КО - консультативное отделение КЦСО | соц. консуль- тант |
0,13 | 1,36 |
15 | УОБ - учреждения обслуживания лиц без определенного места жительства |
место | 1,1 | 1,1 |
Сельские поселения | ||||
1 |
ДИ+ОВП - дома-интернаты, отделения временного пребывания |
место | 2,3 | 2,3 |
2 |
УМСО(д) - учреждения медико-социального (долгосрочного) обслуживания |
койка | 0,5 | 1 |
3 |
ОСОД - отделение ЦСО социального обслуживания на дому |
пост | 89 | 125 |
4 |
ОСМО - отделение ЦСО социально-медицинского обслуживания на дому |
" | 25 | 28 |
5 |
СИДО - социально-договорное обслуживание на дому |
" | 1 | 1 |
6 | СЖ - специальное жилище | квартира | 1 | 3 |
7 |
СОЦ - социально-оздоровительный центр |
место | 0,7 | 1,7 |
8 |
О5П - отделение ЦСО пятидневного пребывания |
" | 2,5 | 5,4 |
9 |
ОДП - отделение ЦСО дневного пребывания |
" | 0,4 | 2,2 |
10 | СРО - социально-реабилитационное отделение |
" | 0,1 | 0,3 |
11 | СДУ- социально-досуговые учреждения | " | 6 | 15 |
12 | СС - социальные столовые | пос. место |
1,8 | 1,8 |
13 |
ОССП - отделение ЦСО срочной социальной помощи |
соц. работник |
0,2 | 0,39 |
14 | КО - консультативное отделение КЦСО | соц. консуль- тант |
0,3 | 0,76 |
15 | УОБ - учреждения обслуживания бездомных |
место | 0 | 0 |
Примечания: 1 Базовая обеспеченность принята согласно методическим рекомендациям [10]. 2 Расчетный показатель социального обслуживания на дому (ОСОД) относится к среднестатистической доле ЛСВГ 17-25 % численности населения. При доле ЛСВГ менее 17 % вводится понижающий коэффициент 0,8, при доле более 25 % - повышающий коэффициент 1,2. 3 Потребность в учреждениях ОДП + О5П при доле ЛСВГ менее 17 % принимается с повышающим коэффициентом 1,2, при доле ЛСВГ более 25% - с понижающим коэффициентом 0,8. 4 Показатель посещаемости гериатрических кабинетов поликлиник следует принимать в размере 40 и 25 посещений в смену/тыс. ЛСВГ соответственно при расчете полной и базовой обеспеченности ЛСВГ городских поселений. Для ЛСВГ сельских поселений принимаются соответствующие расчетные нормы 25 и 15 посещений в смену/тыс. ЛСВГ. Принято согласно [13]. |
Таблица Г.2 - Определение общей площади сети учреждений социального обслуживания при минимальной (базовой) обеспеченности, общей площади учреждений на 1 тыс. ЛСВГ
N п. п. |
Виды обслуживания | Единица измерения |
Городские поселения | Сельские поселения | ||
Расч. показатель обеспеченнос- ти (таблица Г.1) x площадь ед. вмест. (таблица В.1) |
Всего, м2 общей площади |
Рас. показатель обеспеченно- сти (таблица Г.1) х площадь ед. вмест. (таблица В.1) |
Всего, м2 общей площади |
|||
Стационарное | ||||||
1 | Стационары - ДИ+ОВП* | место | 3x17 | 51 | 2,3 х 13 | 30 |
2 | Стационары - УМСО | " | 2x20 | 40 | 0,5х20 | 10 |
Дневное | ||||||
3 | Бытовое - ОСОД | пост | 65x0,5 | 32,5 | 89x0,6 | 64,1 |
4 | Медицинское - ОСМО | " | 18x0,5 | 9 | 25x0,6 | 15 |
5 | Договорное - СИДО | " | 2х1,0 | 2,0 | 1х1,2 | 1,2 |
Жилищное | ||||||
6 | Специальное жилище - СЖ | квартира | 3 х 27 | 81 | 1х27 | 27 |
Нестационарное | ||||||
7 | Оздоровительное - СОЦ | место | 0,5х20 | 10 | 0,7х20 | 14 |
8 | Пятидневное - О5П | " | 0,5х10,2 | 5,1 | 2,5х10,2 | 25,5 |
9 | Дневное - ОДП | " | 4,2x4,8 | 20,2 | 0,4x4,8 | 1,9 |
10 | Реабилитационное - СРО | " | 0,5x8 | 4 | 0,3х8 | 2,4 |
11 | Геронтологическое - УМСО | пос/смен | 25x0,5 | 12,5 | 15x0,5 | 7,5 |
12 | Столовые - СС | пос.мест | 4x2 | 8 | 1,8x2 | 3,6 |
13 | Досуговое - СДУ | место | 3 х1,5 | 4,5 | 6х 1,5 | 9 |
Разовое | ||||||
14 | Срочное - ОССП | соц.раб. | 0,03х30 | 0,9 | 0,2 х 30 | 0,6 |
15 | Консультативное - КО | конс. | 0,13х10 | 1,3 | 0,3 х 10 | 3 |
Специализированное | ||||||
16 | Для бездомных - УОБ | место | 1,1х8 | 8,8 | - | - |
Всего на 1 тыс. ЛСВГ, округленно | 291 | 234 | ||||
* Полное наименование учреждений - см. приложение А. |
Таблица Г.3 - Система социального обслуживания территории субъекта РФ (пример расчета сети учреждений области)
Исходные данные
Население области 1,2 млн. жителей. Из них - 327,1 тыс. ЛСВГ (27% к населению), в том числе в городских поселениях - 269,5 тыс. ЛСВГ (82% к итогу), в сельских - 57,6 тыс. ЛСВГ (18%).
Расчет минимальной (базовой) потребности в развитии сети учреждений социального обслуживания
N п.п. |
Формы обслуживания | Единица измерения |
Городское население, 269,5 тыс. ЛСВГ |
Сельское население, 57,6 тыс. ЛСВГ |
Общая потребность |
||
уд. норматив на 1 тыс. |
требуется по расчету |
уд. норматив на 1 тыс. |
требуется по расчету |
||||
Долгосрочное | |||||||
1 | Стационар (ДИ+ОВП) | место | 3 | 798 | 2,3 | 132 | 930 |
2 |
УМСО - медико-социальное стационарное |
" | 2 | 538 | 0,5 | 29 | 568 |
3 | ОСОД - бытовое надомное | пост | 78 | 21022 | 107 | 6151 | 27173 |
4 |
ОСМО - медицинское надомное |
" | 18 | 4851 | 25 | 1440 | 6291 |
5 |
СИДО - договорное надомное |
" | 2 | 539 | 1 | 58 | 597 |
6 | СЖ - жилищное | квартира | 3 | 798 | 1 | 58 | 856 |
Среднесрочное | |||||||
7 | СОЦ - оздоровительное | место | 0,5 | 135 | 0,7 | 40 | 175 |
8 | О5П - пятидневное | " | 0,5 | 135 | 2,5 | 144 | 279 |
9 | ОДП - дневное | " | 4,2 | 907 | 0,4 | 18 | 925 |
10 | СРО - реабилитационное | " | 0,5 | 135 | 0,1 | 6 | 141 |
11 | СС - столовые | п.мест | 4 | 1078 | 1,8 | 104 | 1182 |
12 | СДУ - досуговое | место | 3 | 809 | 6 | 346 | 1155 |
Краткосрочное | |||||||
13 | ОССП - срочное | соц.раб. | 0,03 | 16 | 0,2 | 12 | 28 |
14 | КО - консультативное | консульт. | 0,13 | 35 | 0,3 | 17 | 51 |
Специализированное | |||||||
15 | УОБ - для бездомных | место | 1,1 | 297 | - | - | 297 |
Примечание - Поскольку в примере доля ЛСВГ более 25% числа жителей, то принято: - норматив для ОСОД - с повышающим коэффициентом 1,2; - норматив для ОДП - с понижающим коэффициентом 0,8. |
Общий потенциал системы учреждений социального обслуживания
По расчету потенциал составил 8463 работника социальной службы (без учета административного и методического аппарата), в том числе: на города области приходится 5929 работников (70% к итогу), на сельские поселения - 2534 работника (30 %), что свидетельствует об опережающем развитии сети учреждений социального обслуживания в сельских поселениях.
Расчет центров социального обслуживания
Учреждениями социального обслуживания охвачено 20% желающих ЛСВГ в городах (или 140 чел/тыс. ЛСВГ) и 51% в сельских поселениях (283 чел/тыс. ЛСВГ). Следовательно, в области необходимо обслужить 37,8 тыс. ЛСВГ + 16,3 тыс. ЛСВГ. При средней мощности городских центров в 1 тыс. чел. и сельских в 0,5 тыс.чел. получаем число центров СО - 38 + 33 = 71 ед. Принимая 24 штатные единицы на административный аппарат одного центра, получаем потребность: для городских центров - 912 административных работника, для сельских центров - 792.
Для методических отделов специалисты по социальной работе обязаны вести работу с общим числом желающих обслуживаться. Таковых в городах области - 188,7 тыс. ЛСВГ (700x269,5) и 31,7 тыс. ЛСВГ (550x57,6) в сельских поселениях. Принимая норматив нагрузки на 1 специалиста социальной работы, получаем потребность для городских методических отделов ЦСО - 54 социальных работника и 13 - для сельских. Кроме того, в каждом методическом отделе (38 городских и 33 сельских ЦСО) требуется по 5 других сотрудников или 190 чел. в городских и 165 чел. в сельских ЦСО. Таким образом, всего в методических отделах требуется 254 шт. ед. в городах и 178 шт. ед. в сельских поселениях.
Таблица Г.4 - Примерный состав учреждений социального обслуживания в центрах межселенного значения
N п.п. |
Ранг центра межсе- ленного значе- ния |
Населенные места - центры обслуживания, тыс. жит. |
Учреждения социальной защиты | Учреждения здравоохранения | ||||||||||||||||
Сельс- кие поселе- ния |
Городские поселения |
нестационарные | стационарные | Поликлиники | Больницы | |||||||||||||||
посел- ки |
города | Центр социального обслуживания | Прочие учреждения | ДИ+ОВП | Хос- писы |
Геро- нто- логи- чес- кий центр |
СОЦ | Гериа- триче- ский каби- нет |
Отделе- ние медсоц- помощи |
Дом или отде- ление сест- ринс- кого ухода |
Гериат- ричес- кое отделе- ние |
|||||||||
ОСОД | ОСМО | О5П | ОССП | КО | СДУ | СС | СЖ | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
1 | Низший | До 2 | ||||||||||||||||||
2-5 | ||||||||||||||||||||
До 5 | + | |||||||||||||||||||
5-10 | + | + | + | + | ||||||||||||||||
10-50 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
2 | Средний | Св. 5 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||
До 5 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
5-10 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
10-50 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
До 50 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
50-100 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
100-250 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
3 | Высокий | 100-250 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
250-500 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Св.500 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
4 | Высший | 250-500 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Св.500 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Примечания: 1 Полное наименование учреждений - см. приложение А. 2 Знак "+" означает наличие одного и более учреждений. |
Таблица Г.5 - Система социального обслуживания сельских поселений (район, округ) (пример расчета сети учреждений)
Исходные данные
Численность района 30 тыс.чел., из них - 9 тыс. ЛСВГ. В центральном поселении, а также в зоне его 30-минутной транспортной доступности проживают 7,9 тыс. ЛСВГ, в зоне 30-60-минутной транспортной доступности (МТД) - 0,8 тыс., за пределами 60 МТД - 0,3 тыс. ЛСВГ.
Расчет минимальной (базовой) вместимости учреждений и потенциала системы социального обслуживания
N п.п . |
Учрежде- ние |
Ед. измере- ния вмести- мости |
Расчетные показатели | Потребность по расчету | Работники соц. службы |
Мобиль- ное обслу- живание , работ- ников |
|||||||
а - базо- вый |
для зон | Всего | В том числе по зонам | На 100 ед. изм. |
Всего | ||||||||
а1 | а2 | а3 | Л1 | Л2 | Л3 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Всего ЛСВГ | тыс.чел. | 9,0 | 7,9 | 0,8 | 0,3 | ||||||||
Стационарные и полустационарные учреждения | |||||||||||||
1 | ДИ+ОВП | место | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 20,7 | 18,2 | 1,8 | 0,7 | 42 | 8,7 | 0 |
2 | УМСО(с) | " | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 9,0 | 7,9 | 0,8 | 0,3 | 70 | 6,3 | 0 |
3 | СОЦ | " | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 6,3 | 5,5 | 0,6 | 0,2 | 41 | 2,6 | 0 |
4 | О5П | " | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 22,5 | 19,8 | 2,0 | 0,7 | 38 | 8,6 | 0 |
5 | ОССП | соц.раб. | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,05 | 1,8 | 1,6 | 0,1 | 0,1 | 32,5 | 0,6 | 0 |
Нестационарные учреждения (надомного обслуживания) | |||||||||||||
6 | ОСОД | место | 89 | 89 | 44,5 | 22,3 | 727,8 | 703 | 18 | 6,8 | 28,3 | 198 | 73,2 |
7 | ОСМО | " | 25 | 25 | 12,5 | 6,3 | 213,2 | 197,5 | 13,8 | 1,9 | 56,1 | 111 | 11,8 |
8 | СИДО | " | 1 | 1 | 0,5 | 0,25 | 8,9 | 8,5 | 0,4 | 0,1 | 33 | 2,7 | 0,1 |
Нестационарные учреждения (дневного обслуживания) | |||||||||||||
9 | ОДП | место | 0,4 | 0,4 | 0,2 | 0 | 3,4 | 3,2 | 0,2 | - | 33 | 1 | 0,2 |
10 | СРО | " | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0 | 0,9 | 0,87 | 0,1 | - | 41 | 0,3 | 0 |
11 | КО | конс. | 0,3 | 0,3 | 0,15 | 0 | 2,5 | 2,4 | 0,1 | - | 31 | 0,7 | 0,2 |
Нестационарные (медико-социального обслуживания при поликлиниках) учреждения | |||||||||||||
12 | УМСО(н/с) | пос/см | 5 | 5 | 2,5 | 0 | 41,5 | 39,5 | 2,0 | - | 20 | 8,6 | 3,5 |
Прочие учреждения | |||||||||||||
13 | СЖ | квартира | 1 | 1 | 0 | 0 | 8,7 | 7,9 | - | - | 17 | 10 | 1,1 |
14 | СДУ | место | 6 | 6 | 0 | 0 | 52,2 | 47,4 | - | - | 10 | 4,7 | 7,4 |
15 | СС | пос.мест | 1,8 | 1,8 | 0 | 0 | 15,6 | 14,2 | - | - | 11 | 0,4 | 2,0 |
Всего | 364,2 | ||||||||||||
Примечания: 1 Полное наименование учреждений - см. приложение А. 2 Определение потенциала учреждений на 100 ед. вместимости - см. таблицу Д.1 приложения Д. 3 а1, а2, а3 составляют: для стационаров = а; для надомного обслуживания соответственно а, 0,5а, 0,25а; для дневного обслуживания - а, 0,5а, 0; для прочих учреждений - а, 0, 0. |
Ресурс системы социального обслуживания
Согласно расчету (см. таблицу выше) из общего потенциала системы социального обслуживания в 364,2 работников социальной службы 93% приходится на нестационарную сеть.
Расчет центров СО и кадровое обеспечение их административно-методических отделов
Поскольку в районе при минимальной обеспеченности необходимо обслужить 51 % желающих (или 550 х 0,51 = 283 чел/тыс. ЛСВГ), то из 9 тыс. ЛСВГ обслуживанию подлежат 2,55 тыс. Для них потребуется создать 4 ЦСО с нагрузкой по 0,5-0,75 тыс. ЛСВГ на каждый центр.
Соответственно потребуется 24 х 4 = 96 штатных единиц для административных отделов.
В методических отделах специалисты по социальной работе обязаны вести работу с общим числом желающих 9 х 0,55 = 4,95 тыс. чел. Учитывая норматив (2,5 тыс. на одного социального работника) для МО потребуется 2 социальных работника, а также 15-20 чел. (в зависимости от числа ЦСО) других сотрудников методических отделов.
Таблица Г.6 - Ориентировочный расчет центров социального обслуживания и их структура в городах разной величины (классификация по [4])
N п.п. |
Наименование расчетных показателей учреждений (элементов) социального обслуживания |
Ед. измерения |
Норматив обеспечен- ности 1 тыс.ЛСВГ |
Величины городов, тыс. жителей | |||||
малые до 50 |
средние 50-100 |
большие 100-250 |
крупные 250-1000 |
крупнейшие 1000-3000 |
|||||
на отделение |
|||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Расчетные показатели города | |||||||||
1 | Расчетная (ср.) величина |
тыс. чел. | 25 | 75 | 175 | 625 | 2000 | ||
2 | Из них ЛСВГ | тыс. чел. | 6,3 | 19 | 44 | 160 | 501 | ||
3 | Кол-во центров социального обслуживания |
шт. | 2 | 5 | 9 | 12 | 38 | ||
4 | Численность обслуживаемых ЛСВГ 1 центром |
тыс. чел. | 4 | 4 | 5,2 | 22 | 36 | ||
Состав отделений центров социального обслуживания | |||||||||
5 | ОСОД, ОСМО, СИДО | пост | 135/86 | 540/340 | 540/340 | 700/440 | 3026/1904 | 4753/3257 | |
отделение | 100/100 | 5,4/3,4 | 5,4/3,4 | 7/4,4 | 30,3/19,0 | 48/30 | |||
6 | О5П + ОДП | место | 18,2/14,7 | 73/19 | 73/19 | 95/24 | 1408/105 | 640/166 | |
отделение | 25/50 | 2/1 | 2/1 | 3/1 | 9/3 | 13/5 | |||
7 | СС | пос. место | 4/4 | 16/16 | 16/16 | 21/21 | 90/90 | 142/142 | |
отделение | 1 | 4 | 4 | 4 | 13 | 13 | |||
8 | ОССП | соц.работ- ник |
0,19/0,06 | 0,76/0,2 4 |
076/0,24 | 0,99/0,31 | 4/1,4 | 7/1,2 | |
отделение | 3/1 | 0,3/0,1 | 0,3/0,1 | 0,3/0,1 | 1,4/0,5 | 2/0,8 | |||
9 | КО | соц. консуль- тант |
1,36/0,13 | 5,4/0,5 | 5,4/0,5 | 7,1/0,7 | 31/3 | 48/4,6 | |
отделение | 3/0,3 | 2/0,2 | 2/0,2 | 2/0,2 | 10/1 | 16/1,6 | |||
Примечания: 1 Полное наименование учреждений - см. приложение А. 2 В числителе - при полной обеспеченности учреждениями социального обслуживания, в знаменателе - при минимальной (базовой). 3 Для сверхкрупных городов (св. 3 млн.чел.) для расчета ЦСО используют значения, кратные 8-ой и 9-ой графам таблицы Г.6 приложения Г. |
Таблица Г.7 - Структура и оценка центров социального обслуживания
А. Структура центров социального обслуживания
Подразделе- ния (отделения) центров социального обслуживания |
Всего | Формы обслуживания | |||||||||||||
I-IV формы об- слу- жива- ния |
X - комп- лексы услуг |
У - услуги |
I социально-бытовые |
II социально-медици- нские |
III консультативные |
IV социально-экономи- ческие |
|||||||||
Комплексы услуг | |||||||||||||||
Жилые | Орга- низа- ция пита- ния |
Быто- вые |
Досу- говые |
Меди- цинс- кие |
Сани- тар- но- гиги- ени- чес- кие |
Реа- били- таци- онные |
Пра- вовые и юри- диче- ские |
Пси- холо- гиче- ские |
Педа- гоги- ческие |
Мате- риаль- ные |
Тру- доус- трой- ство |
||||
ОСОД - обслуживание на дому |
4 | ||||||||||||||
10 | - | x | x | x | x | x | x | x | x | - | x | x | |||
25 | - | 2 | 6 | 2 | 4 | 1 | 5 | 4 | 1 | - | - | 2 | |||
ОСМО - медицинское обслуживание на дому |
3 | ||||||||||||||
4 | - | x | - | - | x | x | x | - | - | - | - | - | |||
6 | - | 1 | - | - | 2 | 2 | 1 | - | - | - | - | - | |||
ОССП - срочная помощь |
3 | ||||||||||||||
7 | x | x | x | - | - | - | - | x | x | - | x | x | |||
7 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | |||
ОДП - дневное пребывание |
3 | ||||||||||||||
6 | - | x | x | x | x | x | - | x | - | - | - | - | |||
9 | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | - | 2 | - | - | - | - | |||
О5П - пятидневное пребывание |
3 | ||||||||||||||
6 | - | x | x | x | x | x | - | - | x | - | - | - | |||
8 | _ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | _ | - | 3 | - | - | _ | |||
СРО - реабилитация |
3 | ||||||||||||||
7 | x | x | - | x | x | x | x | - | x | - | - | - | |||
10 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 4 | - | 1 | - | - | - | |||
КО - консультации |
2 | ||||||||||||||
4 | x | x | x | - | x | ||||||||||
4 | 2 | 1 | 1 | - | - | ||||||||||
Примечание - I-IV - услуги согласно [3]. |
Б. Оценка центров социального обслуживания
(извлечение из методики [14])
Для оперативной оценке# центров социального обслуживания необходимо соизмерение различных по содержанию отделений, составляющих эти центры. Итогом соизмерения ЦСО являются ранги, базирующиеся на качественных и количественных показателях.
Оценка качества ЦСО
К качественным показателям ЦСО относятся:
соответствие структуры центров директивной [1];
соответствие состава форм обслуживания нормативному [2];
соответствие состава комплекса услуг нормативному [5];
соответствие перечня услуг регламентированному федеральным законом [3].
Количественные показатели качественных критериев
Оценка центров социального обслуживания
Первый критерий - (функциональная) структура ЦСО, выраженная в составе подразделений (отделений). За оптимальную структуру следует принимать структуру комплексного центра социального обслуживания согласно [5]. В ЦСО могут быть развернуты дополнительные подразделения (отделения) в зависимости от местных и градостроительных условий.
Рекомендуется следующая бальная оценка по данному критерию:
10 баллов - ЦСО, имеющий в своей структуре 6 подразделений и более;
8, 6, 4, 2 балла - ЦСО, имеющий соответственно 5, 4, 3, 2 подразделения.
Второй критерий - число форм обслуживания. В соответствии с [5] отделения ЦСО оказывают четыре формы социального обслуживания: социально-бытовое, социально-медицинское, консультативное, социально-экономическое.
В целях последующего ранжирования ЦСО следует принять следующую градацию числа форм и бальную оценку:
5 баллов - ЦСО, оказывающий 4 формы социального обслуживания;
4 и 3 балла - ЦСО, оказывающий соответственно 3 и 2 формы обслуживания.
Третий критерий - число комплексов услуг (видов обслуживания). Оптимальное нормативное число - 12 комплексов. Рекомендуемая бальная оценка:
5 баллов - ЦСО, оказывающий 9-12 и больше комплексов услуг;
4 балла - то же, 7-8 комплексов услуг;
3 балла - то же, 5-6 комплексов услуг;
2 балла - то же, 4 комплекса услуг и менее.
Четвертый критерий - максимальное число услуг, оказываемых ЦСО, гарантированное в федеральном законе [3] - 60.
Рекомендуемая бальная оценка:
5 баллов - ЦСО, оказывающий 60 и более услуг;
4 балла - ЦСО, оказывающий 50-59 услуг;
3 балла - то же, 40-49 услуг;
2 балла - то же, 30-39 услуг;
1 балл - то же, менее 30 услуг.
Качественно-количественная оценка
Используя бальную оценку составляющих структурных элементов центров социального обслуживания, рекомендуется следующее их ранжирование:
ЦСО 1 ранга - с общим числом 25 баллов: с нормативным составом подразделов (не менее 6), нормативным составом форм социального обслуживания (4), нормативным составом комплексов услуг (9-12), нормативным перечнем услуг (60).
ЦСО 2 ранга - с суммой баллов 16-20 и имеющих: 4 подразделения, 3 формы социального обслуживания, 5-8 комплексов услуг, 40-60 услуг.
ЦСО 3 ранга - с суммой баллов 8-11 и имеющих: 2-3 подразделения, 2 формы социального обслуживания, 4 комплекса услуг, менее 40 услуг.
Таблица Г.8 - Система социального обслуживания города (пример расчета сети учреждений)
Исходные данные
Численность населения административного района крупного города составляет 157 тыс. жителей, из них 37,7 тыс. ЛСВГ. В районе имеются два обособленных жилых района: N 1 (развивающийся) - 24 тыс. ЛСВГ и N 2 (сложившийся) - 13,7 тыс. ЛСВГ.
Расчет сети учреждений социального обслуживания
N п.п. |
Формы обслуживания | Ед. измерения |
Норма- тив на 1 тыс. ЛСВГ |
Всего по расчету на 37,7 тыс. ЛСВГ |
В том числе районы |
Технологический (кадровый) ресурс системы, раб.соц. службы |
|||
N1 24 тыс. ЛСВГ |
N2 13,7 тыс. ЛСВГ |
На 100 единиц вместимости |
Всего на 37,7 тыс. ЛСВГ |
||||||
Долгосрочное обслуживание | |||||||||
1 | Стационар (ДИ+ОВП) | место | 3 | 113 | - | - | 42 | 47,5 | |
2 | УМСО - мед-соц. стац. | " | 2 | 75 | - | 50 | 70 | 52,5 | |
3 | ОСОД - бытовое | пост | 65 | 2451 | 1560 | 891 | 14,1 | 345,6 | |
4 | ОСМО - медицинское | " | 18 | 679 | 432 | 247 | 33,4 | 226,8 | |
5 | СИДО - договорное | " | 2 | 75 | 48 | 27 | 32 | 24 | |
6 | СЖ - жилье | квартира | 3 | 113 | 72 | 41 | 17 | 19 | |
Среднесрочное обслуживание | |||||||||
7 | СОЦ - оздоровительный | место | 0,5 | 19 | 19 | _ | 41 | 0,2 | |
8 | О5П - пятидневное | место | 0,5 | 19 | 19 | - | 38 | 0,7 | |
9 | ОДП - дневное | " | 4,2 | 158 | 101 | 57 | 33 | 52,1 | |
10 | СРО - реабилитационные | место | 0,5 | 19 | 12 | 7 | 41 | 0,8 | |
11 | СС - столовые | пос. место | 4 | 151 | 96 | 55 | 11 | 16,6 | |
12 | СДУ - досуговое | место | 3 | 113 | 72 | 41 | 10 | 11,3 | |
Краткосрочное обслуживание | |||||||||
13 | ОССП - срочная помощь | соц.раб. | 0,06 | 2 | 2 | - | 32,5 | 0,7 | |
14 | КО - консультативное | соц.конс. | 0,13 | 5 | 3 | 2 | 31 | 1,6 | |
Специальное обслуживание | |||||||||
15 | УОБ - для бездомных | место | 1,1 | 42 | - | - | 20 | 8,4 | |
Примечания: 1 Учреждения УОБ полностью и УМСО частично размещаются вне подрайона. 2 Нормы кадровых ресурсов учреждений - см. таблицу Д.3 приложения Д. |
Общий (кадровый) ресурс системы социального обслуживания
По расчету ресурс должен составить 807 работников социальной службы. При этом распределение ресурса по подрайонам пропорционально числу проживающих в них ЛСВГ. Однако при размещении учреждений возможно изменение пропорций в пользу первого подрайона в связи с размещением здесь общегородских объектов СО.
Расчет центров социального обслуживания
При минимальной обеспеченности учреждениями охвачено 20% желающих ЛСВГ (или 140 чел/тыс. ЛСВГ). Следовательно потребуется ежегодно обслуживать 37,7 х 140 = 5,3 тыс. ЛСВГ. Рекомендуется в районе N 1 предусмотреть два ЦСО, в районе N 2 - один ЦСО. При 24 штатных единицах на административный отдел центра общая потребность для трех ЦСО составит 72 штатные единицы.
Специалисты по социальной работе методических отделов ЦСО ведут работу с общим числом потенциальных клиентов, т.е. с 37,7 х 0,7 = 26,4 тыс.чел. При нормативной нагрузке 3,5 тыс. ЛСВГ на 1 специалиста социальной работы (сср) потребность для района составит 11 сср. Кроме того, в каждом методическом отделе требуется по 5 других сотрудников или 15 ед. в трех ЦСО. Всего в методических отделах требуется 26 штатных единиц для административно-методической работы.
Таблица Г.9 - Укрупненный расчет вместимости и количества учреждений социального обслуживания по типологическим группам поселений (классификация групп принята по [4])
Учреждения и элементы обслужива- ния |
Ед. измере- ния |
Средняя вмести- мость учрежде- ния (отделе- ния) |
Норматив номина- льной обеспе- ченности на 1 тыс. ЛСВГ, город/се ло |
Сельские поселения, (средняя величина), тыс. чел. |
Посе- лок, 10 тыс. чел/ 2,5 тыс. ЛСВГ |
Городские поселения (в среднем), тыс. чел. | ||||||||
до 1,0 (0,5) |
1,0-5, 0 (3,0) |
>5 (7,5) |
до 50 (25) |
50-100 (75) |
100-250 (175) |
250-1000 (625) |
1000-3000 (2000) |
|||||||
Средняя численность ЛСВГ, тыс. чел. |
Средняя численность ЛСВГ, тыс. чел. | |||||||||||||
0,12 | 0,8 | 1,9 | 6,3 | 19 | 44 | 160 | 501 | |||||||
Учреждения долгосрочного обслуживания | ||||||||||||||
1. ДИ+ОВП | место | 50-150 | 3/2,3 | 0,2 | 1,7 | 4,4 | 5,8 | 18,9 | 57 1 |
132 1 |
479 3 |
1579 8 |
||
2. УМСО | " | 15-20 | 2/1 | 0,6 | 0,8 | 1,9 | 2,5 | 12,6 1 |
38 2 |
88 6 |
320 17 |
1053 56 |
||
3. ОСОД, ОСМО, СИДО |
пост | 30-120 | 85/115 | 13,8 | 89 1 |
219 2 |
288 3 |
536 6 |
1615 18 |
3740 42 |
13583 151 |
44744 498 |
||
4. СЖ | квартира | 20-50 | 3/1 | 0,2 | 0,8 | 1,9 | 2,5 | 18,9 1 |
57 2 |
132 3 |
479 5 |
1579 31 |
||
Учреждения среднесрочного обслуживания | ||||||||||||||
5. СОЦ | место | 10-20 | 0,5/0,7 | 0,08 | 0,6 | 1,3 | 1,8 | 3,2 | 9,5 1 |
22 2 |
80 5 |
263 14 |
||
6. О5П, ОДП | " | 20-30 | 4,7/2,9 | 0,6 | 2,2 | 5,5 | 7,3 | 30 1 |
89 4 |
207 8 |
751 26 |
2475 81 |
||
7. СРО | " | 10-20 | 0,5/0,1 | 0,002 | 0,08 | 0,2 | 0,25 | 2,2 1 |
9,5 2 |
22 5 |
80 11 |
263 | ||
8. СС | пос.мест | 25-75 | 4/1,8 | 0,2 | 1,4 | 3,4 | 4,5 | 25 1 |
76 2 |
176 3 |
639 12 |
2106 28 |
||
9. СДУ | место | 25-50 | 3/6 | 0,8 | 4,6 | 11,4 | 15 | 19 1 |
57 2 |
132 4 |
445 10 |
1579 31 |
||
Учреждения краткосрочного обслуживания | ||||||||||||||
10. ОССП | соц.раб. | 3 | 0,06/0,2 | 0,02 | 0,15 | 0,38 | 0,5 | 0,38 | 1,1 | 2,6 1 |
8 3 |
31,3 11 |
||
11. КО | консуль- тант |
1 | 0,13/0,3 | 0,04 | 0,23 | 0,57 | 0,82 | 0,82 | 2,47 1 |
5,72 2 |
18 6 |
68 22 |
||
Учреждения специализированного обслуживания | ||||||||||||||
12. УОБ | место | 20-50 | 1,1/0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | - | 48 1 |
150 3 |
580 8 |
||
Примечания 1 На затемненном фоне - количество учреждений одно и больше. 2 Полное наименование учреждений - см. приложение А. |
Таблица Г.10 - Нормативы расчета блоков надомного и дневного социального обслуживания ЛСВГ в городе (при минимальной обеспеченности учреждениями)
Виды блоков | Учреждения социального обслуживания | |||
Норматив обеспеченности на 1 тыс. ЛСВГ/% к итогу | ||||
Надомное обслуживание | ||||
Блоки надомного обслуживания |
ОССП - отделение срочной социальной помощи 0,06с.р./100% |
ОСОД - отделение социального обслуживания на дому 65 пост/ 100% |
СИДО - служба индивидуаль- но-договорно- го обслуживания 2 пост/100% |
ОСМО - отделение социально-ме- дицинского обслуживания 18 пост/ 100% |
БНО.1 доставочный |
0,04/70 | 39/60 | 1/50 | 3,6/20 |
БНО.2 по обустройству |
0,02/30 | 13/20 | 0,6/30 | 0/0 |
БНО.3 сервисный |
0/0 | 6,5/10 | 0,2/10 | 0/0 |
БНО.4 медицинский |
0/0 | 6,5/10 | 0,2/10 | 14,4/80 |
Дневное обслуживание | ||||
Блоки дневного обслуживания |
ОДП - отделение дневного пребывания 4,7 мест/100% |
СДУ - социальные досуговые учреждения 3 места/100% |
СС - социальные столовые 3 пос. места/100% |
КО - консультатив- ное отделение 0,13 конс/100% |
БДО.1 досуговый |
0,5/10 | 2,4/80 | 0,3/10 | 0/0 |
БДО.2 посреднический |
2,8/60 | 0,3/10 | 2,4/80 | 0,9/70 |
БДО.3 бытовой |
1,4/30 | 0,3/10 | 0,3/10 | 0,4/30 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.