г. Казань |
|
03 февраля 2017 г. |
Дело N А55-31216/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" - Исхакова И.Р. (доверенность от 11.01.2016),
Правительства Самарской области, Самарская область - Татаринцева С.А. (доверенность от 09.01.2017 N 1-49/4),
Министерства имущественных отношений Самарской области - Татаринцева С.А. (доверенность от 13.12.2016 N 236),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А55-31216/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" (ИНН 6315563544, ОГРН 1036300441110), Самарская область, г. Самара, к Правительству Самарской области, Самарская область, г. Самара, о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Городская поликлиника N 9 Октябрьского района" г.о. Самара, г. Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, г. Самара, Министерства здравоохранения Самарской области, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Первая частная скорая помощь" (далее - ООО "Первая частная скорая помощь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Правительства Самарской области (далее - Правительство) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1 202,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0622002:742, занятого нежилым зданием и прилегающей территорией, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, изложенного в письме от 21.09.2015 N 6-21/575; понуждении Правительства устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на землю, предоставленного Территориальному медицинскому объединению N9 города Самара на основании решения Горисполкома г. Куйбышева от 19.10.1990 N 773, на часть земельного участка площадью 1 202,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0622002:742, занятого нежилым зданием и прилегающей территорией, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова; обязать Правительство подготовить, с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями" и направить в адрес общества в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 202,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0622002:742.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано
ООО "Первая частная скорая помощь", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Первая частная скорая помощь", явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель Правительства и Министерства имущественных отношений Самарской области, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Первая частная скорая помощь" на праве собственности принадлежат: нежилое помещение общей площадью 79,2 кв.м, Литера СС1С2, кадастровый (или условный) номер 63:01:0000000:0:20478/1; нежилое здание общей площадь 189 кв. м, Литера Ч, кадастровый номер 63:01:0622002:335, расположенные по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 1 482,0 кв. м, который был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 20.06.2013 с присвоением кадастрового номера 63:01:0622002:742, вид разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией.
ООО "Первая частная скорая помощь" 16.06.2015 обратилось с заявлением к Правительству о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 1 482,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0622002:742, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, д. 12, под нежилым зданием и прилегающей территорией.
Правительство письмом от 21.09.2015 N 6-21/575 на основании пункта 2 статьи 39.16 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации отказало обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Территориальному медицинскому объединению N 9 города Самары, которое до настоящего времени не прекращено, а также в связи с тем, что часть спорного земельного участка расположена на территории общего пользования, в связи с чем не подлежит приватизации.
Кроме того, Правительство сообщило, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0622002:742 зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Самара, что не позволяет Самарской области распоряжаться вышеуказанным земельным участком.
ООО "Первая частная скорая помощь", полая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что часть земельного участка площадью 1 482,0 кв. м с кадастровым номером 63:01:0622002:742 находится в границах территории общего пользования, руководствуясь пунктом 2 статьи 15, пунктом 6 статьи 39.16, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что спорный земельный участок не подлежит приватизации.
Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку общество, как собственник объектов недвижимости, имеет исключительное право на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0622002:742, на котором расположены данные объекты недвижимости, судебной коллегией отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом.
По общему правилу такое приобретение земельного участка осуществляется за плату по договору купли-продажи, без проведения торгов (статьи 39.1, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Территории общего пользования, в пределах которых приватизация земельных участков не допускается в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2 статьи 27 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются от иных территорий посредством установления красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежат включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (части 14, 15, 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании является частью генерального плана городского округа.
Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара.
Из ответа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (далее - Департамент) от 30.07.2015 N Д05-01-01/8350-0-1 следует, что согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования.
Информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещает их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Часть 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).
Согласно пункту 6 Положения "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию", содержащий сведения, предусмотренные пунктом "в" части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанным постановлением, распоряжением Департамента от 11.11.2011 N Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности городского округа Самара, полномочиями по ведению которого наделен Департамент.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
При таких данных следует, что информация о расположении испрашиваемого земельного участка содержится в информационной системе в соответствии Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Как указывалось выше, из письма Департамента от 30.07.2015 N Д05-01-01/8350-0-1 следует, что по сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0622002:742 расположена на территории общего пользования.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов о том, что часть спорного земельного участка расположена на землях общего пользования, в связи с чем в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2015 по делу N А55-10384/2014, от 20.04.2016 по делу N А55-18329/2014, от 08.08.2016 N А55-19522/2015, определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2015 N 306-КГ15-6368.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что обществом были уточнены требования в части площади земельного участка и ООО "Первая частная скорая помощь" просила подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 202,0 кв.м с кадастровым номером 63:01:0622002:742, занятого нежилым зданием, принадлежащим заявителю, не может быть принят во внимание судебной коллегией.
Как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0622002:742 имеет площадь 1 482,0 кв.м.
Земельный участок площадью 1 202,0 кв.м не сформирован, на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке не поставлен, в связи с чем в силу пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть предоставлен в собственность.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования ООО "Первая частная скорая помощь" необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 по делу N А55-31216/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
При таких данных следует, что информация о расположении испрашиваемого земельного участка содержится в информационной системе в соответствии Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Таким образом, следует признать правильными выводы судов о том, что часть спорного земельного участка расположена на землях общего пользования, в связи с чем в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2015 по делу N А55-10384/2014, от 20.04.2016 по делу N А55-18329/2014, от 08.08.2016 N А55-19522/2015, определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2015 N 306-КГ15-6368.
...
Земельный участок площадью 1 202,0 кв.м не сформирован, на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке не поставлен, в связи с чем в силу пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть предоставлен в собственность.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 февраля 2017 г. N Ф06-17403/16 по делу N А55-31216/2015