г. Казань |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А12-24113/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Бондаренко В.А. (доверенность от 31.12.2016 N 234-16),
ответчика - Петровой А.А. (доверенность от 18.01.2017 б/н),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2016 (судья Павлова С.В.)
по делу N А12-24113/2016
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) к дачному некоммерческому партнёрству "Дубрава" (ИНН 3428984989, ОГРН 1053478411084) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к дачному некоммерческому партнёрству "Дубрава" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг в размере 880 036,92 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 155 004,40 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В суде апелляционной инстанции законность решения суда первой инстанции не проверялась.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушения норм материального права и неполное исследование обстоятельств по делу.
Заявитель в кассационной жалобе указывает, что обязательства по договору истцом исполнены в полном объеме, акт технологического присоединения от 25.12.2015 N 235041 подписан двумя сторонами. В данном акте прописаны все условия технологического присоединения. При этом в акте четко указано, что ответчик претензий по оказанию услуг к сетевой организации не имеет. При заключении дополнительного соглашения о замене стороны в договоре, поменялись и условия технологического присоединения.
Кроме того, при подготовке данного дополнительного соглашения ответчик представил истцу пакет документов, который был представлен суду.
При расчете стоимости оказанной услуги ответчик не подпадал под льготную категорию заявителей, так как заданная мощность по дополнительному соглашению от 21.02.20174 N 44471 к договору технологического присоединения к электрическим сетям от 28.03.2008 N 244/тп равна 700 кВт, а количество участников партнерства не превышало 8 человек. Однако суд указывает, что подписание дополнительного соглашения к договору происходило во исполнении решения 51 члена партнерства, оформленного общим собранием ответчика от 10.12.2013.
Указанный протокол общего собрания ответчика от 10.12.2013 не был предоставлен ответчиком в момент заключения дополнительного соглашения от 21.02.2014 N 44471 к договору о технологическом присоединении к электрическим сетям от 28.03.2008 N 244/тп. Истец впервые увидел и ознакомился с ним лишь в судебном заседании, о чем неоднократно сообщил суду.
Кроме того, истец считает данную сделку оспоримой, поскольку согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспорить сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
Срок исковой давности согласно пункту 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год, в связи с чем данная сделка не может быть оспорена и договор считается заключенным на согласованных сторонами условиях.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что между истцом (исполнитель) и ООО "Евробилд" (заявитель) был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 244/тп от 8.03.2008, по условиям которого исполнитель обязался выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимабющих устройств Заказчика - дачного некоммерческого партнерства "Дубрава" в Среднеахтубинском районе Волгоградской области заявленной мощностью 1595 кВт по третьей категории надежности электроснабжения к электрическим сетям Исполнителя, а Заказчик обязался надлежащим образом выполнить технические условия со своей стороны и принять и оплатить мероприятия по технологическиму присоединению.
Дополнительным соглашением N 44471 от 21.02.2014 к договору о технологическом присоединении к электрическим сетям от 28.03.2008 N 244/тп заявитель передал свои права и обязанности новому заявителю -ответчику.
Данным дополнительным соглашением стороны определили, что истец обязуется выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства (энергетической установки) заявителя (ответчика), распложенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в 1 км по направлению на восток от х. Бурковский, расположенного за пределами участка, заявленной мощностью 700 кВт по третьей категории надежности электроснабжения.
В соответствии с п.5 дополнительного соглашения N 44471 от 21.02.2014 к п.3.1 договора о технологическом присоединении к электрическим сетям от 28.03.2008 N 244/тп, размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Постановлением министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 31.07.2013 N 38/2 и составляет 6 890 012,92 руб.
Стороны признали, что на момент подписания дополнительного соглашения N 44471 от 21.02.14 ответчик оплатил сумму в размере 6 009 076 рублей.
Сумма, подлежащая к оплате (за вычетом суммы, указанной выше), составляет 880 036,92 руб. и в соответствии с п.7 дополнительного соглашения вносится заявителем в течение 30 дней с момента подписания дополнительного соглашения N 44471 от 21.02.2014. Со стороны ПАО "МРСК Юга" обязательства по договору исполнены, акт технологического присоединения подписан.
Однако, денежные средства за оказанные ответчику услуги по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям в размере 880 036,92 руб., оплачены не были, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно статьям 23.1, 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Таким образом, устанавливаемая в договорах технологического присоединения плата за осуществление технологического присоединения подлежит государственному регулированию.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируются Правилами N 861.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителя сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 861 договор должен содержать в том числе, размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
На основании абз.9 п. 17 Правил технологического присоединения, отношении садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и иных некоммерческих объединений (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество членов этих объединений, при условии присоединения каждым членом такого объединения не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных объединений на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ России).
В соответствии с пунктами 1 и 5.2 указанного Постановления ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и уполномочена самостоятельно принимать методические указания по расчету регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии, с использованием установленных методов регулирования.
Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Согласно пункту 18 Методических указаний в отношении садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и иных некоммерческих объединений (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 руб., умноженных на количество членов этих объединений, при условии 6 присоединения каждым членом такого объединения не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных объединений на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Таким образом, с учетом того, что размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств относится к категории регулируемых цен, при определении размера такой платы в отношении энергопринимающих устройств ДНП "Дубрава", суд первой инстанции обоснованно руководствовался не положениями договора о технологическом присоединении к электрическим сетям от 28.03.2008 N 244/тп в редакции дополнительного соглашения N 44471 от 21.02.2014, а вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ДНП "Дубрава" не попало под льготную категорию заявителей, так как заданная мощность по дополнительному соглашению к договору равна 700 кВт, а количество участников партнерства не превышало восьми человек, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, из которых следует, что подписание дополнительного соглашения N 44471 от 21.02.2014 к договору о технологическом присоединении к электрическим сетям от 28.03.2008 N 244/тп происходило во исполнение решения 51 члена ДНП "Дубрава", оформленного Протоколом общего собрания ДНП "Дубрава" от 10.12.2013.
Протокол о назначении председателя правления ДНП "Дубрава" свидетельствует лишь о количестве членов правления партнерства, а не о количестве членов всего партнерства.
В п.5 дополнительного соглашения N 44471 от 21.02.2014, изменяющего редакцию п.3.1, договора о технологическом присоединении к электрическим сетям от 28.03.2008 N 244/тп, размер платы определяется на основании постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 31.07.2013 N38/2. Однако данное постановление утратило силу 31.12.2013 в связи с истечением его срока действия. На момент заключения дополнительного соглашения действовало постановление КТР Волгоградской области от 13.12.2013 N 60/5 (ред. от 15.01.2014) "Об установлении стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Юга" (филиал "Волгоградэнерго") в п.6 которого прописано: "Установить плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям ОАО "МРСК Юга" (филиал "Волгоградэнерго") энергопринимающих устройств заявителей - садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и иных некоммерческих объединений (гаражно-строительных, гаражных кооперативов), граждан, объединивших свои гаражи и хозяйственные постройки (погреба, сараи), религиозных организаций, в размере 550 руб. (с НДС), при условии присоединения каждым членом такого объединения не более 15 кВт по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных объединений на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций".
Таким образом, учитывая то, что для дачных некоммерческих объединений установлена специальная плата, которая и подлежала применению при заключении дополнительного соглашения N 44471 от 21.02.2014, вывод суда первой инстанции о том, что истец не обосновал размер платы за технологическое подключение, указанное как в договоре, так и в дополнительном соглашении, в связи с чем наличие у ответчика задолженности не доказано, следует признать соответствующим установленным по делу обстоятельствам, основанным на правильном применении норм материального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции. Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2016 по делу N А12-24113/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 16 Правил N 861 договор должен содержать в том числе, размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
...
Статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ России).
...
Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 февраля 2017 г. N Ф06-17243/16 по делу N А12-24113/2016