Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А65-1593/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Ахмадеевой Н.Н., доверенность от 04.10.2016,
ответчика - Хакимова Б.А., доверенность от 20.12.2016,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2016 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-1593/2016
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань Республики Татарстан, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Казанское мотостроительное производственное объединение", г. Казань Республики Татарстан, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань Республики Татарстан, о признании недействительным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - заявитель, Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган), с привлечением третьих лиц - открытое акционерное общество "Казанское мотостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "КМПО" общество) и муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет), о признании недействительным решения и предписания от 24.12.2015 по делу N 06-284/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2016 оставлено без изменения.
Исполком, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, заявленные требования удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дел и установлено судами, на основании приказа от 24.03.2015 N 02/152-пр УФАС по РТ проведена плановая проверка в отношении ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", в ходе которой установлено, что общество заключило пять договоров аренды земельных участков и двадцать пять договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
УФАС по РТ были сделаны запросы о предоставлении информации по вышеуказанным договорам в Министерство земельных и имущественных отношений РТ, Министерство лесного хозяйства РТ, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, МУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района" РТ и МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" РТ, по результатам изучения представленных документов и информации было установлено, что 23.08.2011 общество обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г. Казани с заявлением (от 23.08.2011 N 21488) о предоставлении земельного участка в собственность под автопарковку с приложением соответствующих документов.
26.12.2012 Исполкомом было принято постановление от 26.12.2012 N 9691, согласно которому сформирован земельный участок на кадастровом плане территории площадью 2860 кв.м. по ул. Дементьева с установленным видом разрешенного использования - для размещения парковки, и в отношении данного земельного участка обществом осуществлен государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 16:50:230102:133.
23.08.2011 общество обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования города Казани с заявлением (от 23.08.2011 N 21487) о предоставлении земельного участка в собственность под автопарковку с приложением соответствующих документов. 10.06.2013 Исполкомом было принято постановление от 10.06.2013 N 5602, согласно которому сформирован земельный участок на кадастровом плане территории площадью 8013 кв.м. по ул. Дементьева с установленным видом разрешенного использования - для размещения парковки, и в отношении данного земельного участка обществом осуществлен государственный кадастровый учет с присвоением, кадастрового номера 16:50:230102:139.
По обращению общества в Комитет с заявлениями и необходимым пакетом документов от 09.07.2013 N 12849/кзио-вх, от 23.09.2013, N 17950/кзио-вх приняты постановления исполкомом от 22.10.2013 N 9138, от 11.11.2013 N 9459, согласно которым обществу предоставлены в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:230102:133 площадью 2860 кв.м. и 16:50:230102:139 площадью 8013 кв.м. для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения парковок по ул. Дементьева, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости).
В связи с отсутствием у общества денежных средств на выкуп указанных земельных участков в Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования города Казани поступило заявление общества (от 25.03.2014 вх. N 5622/кзио-вх) о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230102:133 площадью 2860 кв.м. и 16:50:230102:139 площадью 8013 кв.м., а Комитет направил обществу письмо (от 17.04.2014 исх. N 8947/КЗИО-исх), в котором сообщил о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани "О предоставлении ОАО "КМПО" земельных участков по ул. Дементьева".
Постановлением Исполкома от 20.05.2014 N 2705 обществу предоставлены в аренду сроком на пять лет земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:230102:133 площадью 2860 кв.м. и 16:50:230102:139 площадью 8013 кв.м. для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения парковок по ул. Дементьева, без права возведения капитальных, сооружений (объектов недвижимости).
26.08.2014 между Комитетом земельных и имущественных отношений муниципального образования города Казани и обществом были заключены договоры аренды земельных участков от 26.08.2014 N 17735 и N 17736, в соответствии с которым обществу были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:230102:133 и 16:50:230102:139 в аренду сроком на пять лет.
Из информации, предоставленной исполкомом (от 25.06.2015 N 7764), следует, что торги на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230102:133 и 16:50:230102:139 не проводились, сведения об информационных публикациях в СМИ о предоставлении указанных земельных участков отсутствуют.
Приказом УФАС по РТ от 12.08.2015 N 02/591-к было возбуждено дело N 06-284/2015 по признакам нарушения Исполкомом части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела УФАС по РТ было принято решение от 24.12.2015, которым Исполком признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия постановления от 20.05.2014 N 2705 "О предоставлении ОАО "КМПО" земельных участков по ул. Дементьева" без предварительного извещения о возможности предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230102:133 и 16:50:230102:139, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом в адрес Исполкома 24.12.2015 было выдано предписание об устранении нарушений законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием от 24.12.2015 по делу N 06-284/2015, исполком обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение Земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В ходе рассмотрения дела N 06-284/2015 Комиссией УФАС по РТ установлено, что Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани производились следующие публикации: Предварительная публикация сообщения о дальнейшем предоставлении в собственность земельного участка площадью 2860 кв.м. в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 26.07.2012 N 28 (158); Предварительная публикация сообщения о дальнейшем предоставлении в собственность земельного участка площадью 8013 кв.м. в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 14.02.2013 N 6 (186); Публикация сообщения о признании сообщений о дальнейшем предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230102:133 и 16:50:230102:139 по ул. Дементьева в собственность недействительными в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани от 24.04.2014 N 15 (246).
Однако, судами установлено, что при предоставлении Исполкомом земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230102:133 площадью 2860 кв.м. и 16:50:230102:139 площадью 8 013 кв.м., публичное информирование о предстоящем предоставлении данных земельных участков не производилось ни в одном печатном издании в том числе, в официальных печатных изданиях "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
В ходе рассмотрения дела N 06-284/2015 представитель Исполкома заявил о том, что порядок предоставления земельных участков на территории муниципального образования г. Казани предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утв. решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19 (далее - Положение), которое регулирует отношения по предоставлению земельных участков (пункт 1.4 Положения): для размещения нестационарных торсовых объектов; для размещения автостоянок; для эксплуатации объекта капитального строительства; для размещения парковок; и для иных целей, не связанных со строительством.
Согласно пунктам 5.2, 5.3 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, утв. решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19 земельные участки для размещения парковок предоставляются в аренду сроком до пяти лет без проведения торгов. Земельные участки для размещения парковок предоставляются лицу, владеющему па праве собственности, постоянного бессрочного пользования пожизненного наследуемого владения или на основании договора безвозмездного пользования или аренды земельным, участком, занимаемым объектом капитального строительства, принадлежащим данному лицу на праве собственности, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления, строительство которого завершено и право на который зарегистрировано, в случае если площади такого земельного участка недостаточно для размещения парковочных мест, необходимых для эксплуатации данного объекта капитального строительства. При этом земельный участок для размещения парковки должен быть смежным, с земельным участком, занимаемым объектом капитального строительства, или расположенным в шаговой доступности от объекта капитального строительства.
В случае возможности использования земельного участка для размещения парковки орган Исполнительного комитета города Казани, уполномоченный на формирование земельных участков, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5.5.4 Положения).
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (пункт 5.5.5 Положения).
После осуществления кадастрового учета заявитель обращается в орган Исполнительного комитета города Казани, уполномоченный на подготовку документов о предоставлении земельных участков, с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка (пункт 5.5.6 Положения).
Орган Исполнительного комитета города Казани, уполномоченный на подготовку документов о предоставлении земельных участков, в двухнедельный срок со дня получения заявления принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения (пункт 5.5.7 Положения).
Таким образом, актом, устанавливающим процедуры и критерии предоставления таких земельных участков - Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (утв. решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19), при предоставлении земельных участков для размещения парковок опубликование в официальных источниках сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, срока аренды, не предусмотрено. Также указанным Положением не предусмотрена необходимость проведения торгов.
Между тем, как верно указали суды, норма, дающая право органам местного самоуправления принимать распоряжения (постановления) о предоставлении земельных участков без предварительного информирования населения в федеральном законодательстве отсутствует.
Информационное сообщение о намерении органов местного самоуправления предоставить земельный участок во владение и пользование адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на соблюдение права физических лип, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на получение муниципального земельного участка и использование его в предпринимательских целях.
Нарушение обязательной процедуры предоставления таких земельных участков, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, как юридических, так и граждан, которые могли претендовать на получение земельного участка для целей не связанных со строительством.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно статье 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, что в действиях Исполкома антимонопольным органом правильно установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия постановления от 20.05.2014 N 2705 "О предоставлении ОАО "Казанское мотостроительное производственное объединение" земельных участков по ул. Дементьева" без предварительного извещения о возможности предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230102:133 и 16:50:230102:139, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Доводы подателя жалобы о том, что ЗК РФ в редакции, действующей до 01.03.2015 не содержал запрета на предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством без проведения торгов, а также обязательного проведения торгов в указанном случае, со ссылкой на Положение, согласно которому земельные участки для размещения парковок предоставляются в аренду сроком до 5 лет без проведения торгов, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ (действовавшего до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Таким образом, при заключении договоров аренды уполномоченный на распоряжение земельным участком орган в силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ должен был обеспечить подготовку информации о предстоящем представлении в аренду земельного участка, и заблаговременную публикацию такой информации.
В спорном случае процедура публичного информирования о предоставлении спорного земельного участка в аренду не была осуществлена, что установлено судами и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в связи с чем решение и предписание антимонопольного органа являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела.
Возражения заявителя, что судами не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 по делу N А65-1593/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы подателя жалобы о том, что ЗК РФ в редакции, действующей до 01.03.2015 не содержал запрета на предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством без проведения торгов, а также обязательного проведения торгов в указанном случае, со ссылкой на Положение, согласно которому земельные участки для размещения парковок предоставляются в аренду сроком до 5 лет без проведения торгов, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ (действовавшего до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Таким образом, при заключении договоров аренды уполномоченный на распоряжение земельным участком орган в силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ должен был обеспечить подготовку информации о предстоящем представлении в аренду земельного участка, и заблаговременную публикацию такой информации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 февраля 2017 г. N Ф06-17266/16 по делу N А65-1593/2016