г. Казань |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А65-5062/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В. Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Ахмадеевой Н.Н., доверенность от 04.10.2016,
ответчика - Камалутдинова А.Р., доверенность от 31.01.2017
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2016 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судей Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-5062/2016
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения и предписания, третье лицо: ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 28.12.2015 по делу N 06-304/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, удовлетворить заявленные требования.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В антимонопольный орган поступило обращение Управления Федеральной службы безопасности по Республике Татарстан о незаконных действиях комитета, направленных на ограничение конкуренции в сфере использования и реализации муниципального имущества при проведении 27.04.2015 электронного аукциона на право размещения сезонного нестационарного кафе на территории вблизи озера "Изумрудное" общей площадью 70 кв.м., кадастровый квартал 16:50:290402.
По результатам проверки решением антимонопольного органа от 28.12.2015 по делу N 06-304/2015 комитет признан нарушившим пункт 2 часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции, Закон) в части утверждения Положения об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории Казани (постановление комитета от 21.08.2013 N 7575, с учетом изменений, внесенных постановлением комитета от 06.04.2015 N 1725, далее - Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани, Положение), на антиконкурентных условиях.
На основании указанного решения антимонопольным органом заявителю выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а именно:
- внести изменения в пункт 8.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани, дополнив условием опубликования извещения о проведении электронного аукциона на официальном сайте Российской Федерации по проведению торгов www.torgi.gov.ru;
- внести изменения в пункт 8.3 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани, дополнив требованиями к срокам опубликования извещения о проведении электронного аукциона во всех источниках не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Не согласившись с принятыми антимонопольным органом актами, комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды согласились с доводами антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции. Суды исходили из того, что поскольку Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности, Закон) не предусмотрены требования к порядку получения права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории муниципальных образований, следует исходить из того, что необходимая информация о возможности размещения нестационарных торговых объектов должна быть размещена способом, обеспечивающим к ней свободный доступ и возможность ознакомления и что одним из основных условий законности предоставления права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории муниципальных образований является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении права, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации. Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. По мнению судов, Положение об организации и проведении электронного аукциона по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани является актом, не соответствующим требованиям антимонопольного законодательства, условия о сроках и источниках опубликования информационного сообщения о проведении аукциона носят антиконкурентый характер.
Между тем судебная коллегия считает, что судами не учтено следующее.
Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли регулируются Законом о торговой деятельности, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговой деятельности, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Закона о торговой деятельности предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В части 7 статьи 10 названного Закона указано, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Постановлением комитета от 21.08.2013 N 7575 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани (с учетом изменений, внесенных постановлением комитета от 06.04.2015 N 1725).
На основании указанного Положения комитет земельных и имущественных отношений г. Казани проводит электронные аукционы по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани.
Электронные торги проводятся на электронной торговой площадке www.223.zakazrf.ru, извещение о проведении электронного аукциона публикуется на официальном сайте комитета kzio.kzn.ru и в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани.
Согласно пункту 8.2. Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани уполномоченный орган публикует информационное извещение о проведении электронного аукциона на официальном сайте и в Сборнике при условии, что опубликование и размещение не осуществляются вместо предусмотренного настоящим Положением.
Пунктом 8.3 названного Положения предусмотрено, что информационное извещение о проведении электронного аукциона размещается Уполномоченным органом на электронной площадке не менее чем за 10 (десять) рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе. Адресом электронной торговой площадки является www.223.zakazrf.ru.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях размещения нестационарных торговых объектов.
Судебная коллегия считает, что договор на право размещения нестационарного торгового объекта не является договором аренды, договором безвозмездного пользования, договором доверительного управления имуществом, либо договором, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Правовая природа договора на право размещения нестационарного объекта совершенно иная, нежели договора аренды или любого другого договора, предполагающего переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Договор на право размещения нестационарного торгового объекта является подтверждением права на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, не подлежат техническому учету в РГУП "Бюро технической инвентаризации", права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В рассматриваемом случае комитет не отчуждал места под торговлю, не передавал права владения и пользования на них.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден исчерпывающий перечень видов торгов, которые обязательны для публикации на сайте www.torgi.gov.ru., в состав который такой вид торгов как продажа права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов не входит.
Минэкономразвития России в письме от 08.04.2016 N Д05и-398 указало, что требование о размещении на официальном сайте информации о проведении торгов по реализации прав на размещение сезонных нестационарных объектов нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено; функционал официального сайта не предусматривает публикацию организаторами торгов данной информации на официальном сайте.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов не должно было быть размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.
Что касается десятидневного срока, который, по мнению антимонопольного органа, является коротким и недостаточным для выполнения условий участия в электронном аукционе, то, как отмечает комитет, если выдерживать сроки, на которых настаивает управление, то теряется "принцип сезонности", поскольку в климатических условиях Российской Федерации сезон длится с мая по сентябрь. Соблюдая сроки, которые требуют антимонопольный орган и суды, муниципальное образование г. Казань ограничит конкуренцию тем, что в два, а может и в три раза реже будут проводиться торги. Соответственно, желающие, которые не смогли по каким-либо причинам заявиться на торги в начале сезона, смогут принять участие лишь в торгах конце сезона. Данные обстоятельства как раз приведут к тому, что сроки опубликования информационного сообщения будут носить антиконкурентный характер и могут негативно сказаться на местном бюджете в отсутствие его пополнения и хозяйственной деятельности органа местного самоуправления. Доказательств, опровергающих данные доводы, антимонопольным органом не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суды пришли к ошибочному выводу о том, что оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа соответствует действующему законодательству.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Закрепленные в данной норме запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Из совокупности приведенных выше норм права и подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.
Данный вывод согласуется с содержанием пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из фактических обстоятельств дела следует, что антимонопольным органом не был выявлен товарный рынок и состояние конкуренции на нем, не было установлено, каким образом Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани ограничивает конкуренцию или может привести к ее ограничению, какие хозяйствующие субъекты действуют на соответствующем рынке и в чем выразилось получение преимуществ одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннею исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных комитетом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.08.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2016 по делу N А65-5062/2016 отменить.
Заявление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани удовлетворить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28.12.2015 по делу N 06-304/2015 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 14.12.2015 по делу N 06-304/2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается десятидневного срока, который, по мнению антимонопольного органа, является коротким и недостаточным для выполнения условий участия в электронном аукционе, то, как отмечает комитет, если выдерживать сроки, на которых настаивает управление, то теряется "принцип сезонности", поскольку в климатических условиях Российской Федерации сезон длится с мая по сентябрь. Соблюдая сроки, которые требуют антимонопольный орган и суды, муниципальное образование г. Казань ограничит конкуренцию тем, что в два, а может и в три раза реже будут проводиться торги. Соответственно, желающие, которые не смогли по каким-либо причинам заявиться на торги в начале сезона, смогут принять участие лишь в торгах конце сезона. Данные обстоятельства как раз приведут к тому, что сроки опубликования информационного сообщения будут носить антиконкурентный характер и могут негативно сказаться на местном бюджете в отсутствие его пополнения и хозяйственной деятельности органа местного самоуправления. Доказательств, опровергающих данные доводы, антимонопольным органом не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суды пришли к ошибочному выводу о том, что оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа соответствует действующему законодательству.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
...
Из совокупности приведенных выше норм права и подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.
Данный вывод согласуется с содержанием пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-17559/17 по делу N А65-5062/2016