Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А55-3556/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Нафикова Р.А., Смоленский И.Н.,
при участии представителей:
истца - Казаковой С.В., доверенность от 28.12.2016 N НЮ-46/208,
ответчика - Федотова Д.Ю., доверенность от 01.12.2016,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Транс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2016 (судья Бредихина Т.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 (председательствующий судья Демина Е.Г.. судьи Карпов В.В., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-3556/2016
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании 736 797, 67 руб. платы за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ответчик, АО "РН-Транс") о взыскании 736 797, 67 руб. платы за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016, исковые требования удовлетворены.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указал, что истцом не представлены бесспорные и допустимые доказательства, свидетельствующие о реальной причине простоя вагонов на путях промежуточной станции Самара, а также доказательства вины ответчика. По мнению заявителя, к простою вагонов на путях общего пользования привели, в том числе, действия самого истца, а представленные истцом акты общей формы, составленные в рамках договора N М-10, в отсутствие актов общей формы, составленных в соответствии с пунктом 4.6 Правил N26, являются ненадлежащим доказательством и не имеют отношения к существу рассматриваемого спора.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, в адрес АО "РН-Транс" на станцию Новокуйбышевская 17.02.2015 по дорожным ведомостям N 42189597, 42189084, 42191825, 42189464, 42189555, 42189159, 42189118, 42191817, ЭШ265760, ЭШ095652, ЭШ189820, ЭШ579486, ЭШ579535, ЭШ570335, ЭШ570727, ЭШ570654, ЭШ570825, ЭШ718471 прибыло 58 порожних цистерн под погрузку грузов с просроченным сроком доставки.
На основании договора N 3/245 от 29.06.2009 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "РН-Транс" (разъезд "Северный") при станции Новокуйбышевская (в согласованной редакции) и перевозочных документов прибывающие в адрес ответчика порожние вагоны должны быть поданы перевозчиком на места погрузки-выгрузки.
Причиной доставки вагонов на станцию Новокуйбышевская с нарушением сроков доставки послужила задержка 62 вагонов по распоряжению перевозчика от 09.02.2015 N 963 на станции Самара в связи с занятостью путей необщего пользования АО "РН-Транс" и путей станции Новокуйбышевская вагонами, ранее прибывшими в адрес ответчика, по причине нарушения ответчиком времени на налив вагонов (2 часа - в соответствии с п. 14 договора N 3/245).
По факту задержки вагонов на станции Самара истцом составлены акты общей формы N 2/155 от 09.02.2015 г. и N 2/187 от 16.02.2015.
В связи с прибытием на стацию Новокуйбышевкая 58 вагонов с просроченным сроком доставки были составлены акты общей формы N 6/1171-6/1178 от 17.02.2015.
Период задержки вагонов на станции Самара составил 164 часа, а именно - с 21:45 09.02.2015 по 17:30 16.02.2015.
Поскольку задержка вагонов была вызвана в связи с невозможностью их принятия станцией назначения по вине ответчика, истцом была начислена плата за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования в соответствии с пунктом 16.2.2 договора N 3/245 от 29.06.2009 (в редакции дополнительного соглашения от 17.04.2014, подписанного с протоколом согласования разногласий).
Не исполнение ответчиком требования о внесении платы за пользование вагонами послужило истцу основанием для обращения в суд с указанными исковыми требованиями.
Принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта (в редакции, действовавшей до 01.04.2015) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Устав железнодорожного транспорта не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Вместе с тем установление сторонами договора оплаты использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1.2 Распоряжения ОАО "РЖД" N 558р от 22.03.2012 "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Распоряжение N558) определены причины неприема вагонов железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования. К таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26 (далее - Правила N26), задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Аналогичный порядок задержки вагонов в пути следования определен Распоряжением N 558.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 3.1. которых факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Как установлено судебными инстанциями и материалами дела подтверждается, истцом были составлены все необходимые документы (приказы, акты общей формы, уведомления) и совершены все необходимые действия (извещение грузополучателя о задержке и отправлении задержанных вагонов), связанные с задержкой вагонов в пути следования.
Занятость путей необщего пользования АО "РН-Транс" подтверждается памятками приемосдатчиков, подписанными обеими сторонами, а также анализом занятости путей необщего пользования. Занятость путей станции Новокуйбышевская вагонами АО "РН-Транс" подтверждается актами общей формы на простой вагонов, простаивающих на станции назначения в ожидании накопления отправительских маршрутов.
Акты общей формы, составленные на промежуточной станции, и акты общей формы, составленные на станции назначения, соответствуют договору, заключенному между сторонами, а также Правилам N 45. В них указаны причины задержки, время простоя и иная необходимая информация.
Представленные в материалы дела доказательства признаны судебными инстанциями надлежащими, подтверждающими обоснованность задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования на промежуточной станции из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от ответчика.
При таких условиях, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии у истца оснований для взимания с ответчика платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станций по причине, зависящей от грузополучателя.
Довод заявителя жалобы о том, что нарушение истцом сроков уборки груженых вагонов с путей необщего пользования повлияли на продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования, опровергается материалами дела.
Из представленных памяток приемосдатчиков следует, что задержка спорных вагонов на промежуточной станции была вызвана нарушением ответчиком нормы времени на налив вагонов, в результате чего пути необщего пользования АО "РН-Транс" не позволяли истцу дополнительно подать задержанные вагоны.
В этой связи нарушения со стороны истца по уборке вагонов с путей необщего пользования являются следствием тех нарушений, которые допускал именно ответчик, не соблюдая время по наливу вагонов.
Таким образом, задержка вагонов на промежуточной станции была обоснованной.
Нарушения по наливу вагонов повлияли также и на продолжительность простоя вагонов ответчика на путях станции назначения в ожидании отправления маршрутной отправки.
При этом довод заявителя жалобы о том, что акты общей формы, составленные в рамках договора от 10.10.2013 N М-10 на оказание услуг по формированию отправительских маршрутов, являются ненадлежащими доказательствами, опровергается условиями названного договора.
В соответствии с разделом 2.2. указанного договора грузоотправитель обязался производить оплату договорного сбора за оказанные услуги, а в случае нарушения порядка формирования, - плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих Исполнителю. При этом, пункт 2.2.6. в последнем случае обязывает ответчика подписывать соответствующие акты общей формы для учета времени нахождения на железнодорожных путях общего пользования в случае нарушения п.1.2.
Согласно п.2.2.7 договора, за формирование маршрута на путях общего пользования помимо рассчитанного и установленного для каждого маршрута договорного сбора, на основании акта общей формы, грузоотправитель вносит оплату (плату за пользование вагонами) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов во время формирования маршрута, с момента вывода первой группы вагонов для формирования маршрута до времени передачи на путь общего пользования формирования состава последней группы вагонов этого маршрута.
При этом время формирования такого отправительского маршрута зависит от соблюдения ответчиком условий договора N 3/245, а именно: от соблюдения срока оборота вагонов.
В этой связи акты общей формы, составленные на станции назначения в рамках договора от 10.10.2013 N М-10 на оказание услуг по формированию отправительских маршрутов, правомерно признаны судебными инстанциями надлежащими доказательствами, подтверждающими занятость путей станции Новокуйбышевская.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций.
Выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 по делу N А55-3556/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1.2 Распоряжения ОАО "РЖД" N 558р от 22.03.2012 "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Распоряжение N558) определены причины неприема вагонов железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования. К таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
...
Согласно пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26 (далее - Правила N26), задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
...
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 3.1. которых факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф06-18120/17 по делу N А55-3556/2016